1.1 Изображение бесчеловечности войны
Курт Воннегут - постмодернист. Конечно, его нельзя назвать таким уж явным, ярким представителем постмодернизма. Скорее всего, это фигура, которая использовала какие-то приемы постмодернизма. Он, безусловно, не самый значительный писатель ХХ века. Но это писатель сам по себе очень интересный, тонко отражавший малейшие дуновения времени. Он адаптирует сложные проблемы, стоящие перед литературой, ко времени. Воннегут адаптирует разные идеи, связанные с войной, идущие еще от Л.-Ф. Селина. Романы Воннегута отличаются своей фрагментарностью, т.е. нарушением последовательности повествования, довольно короткими абзацами.
Роман «Бойня номер пять» - это роман о войне, о времени. Был опубликован в 1969 году. В 60-ые годы отношение американцев к войне менялось, они снабдили нас совершенно новыми текстами на эту тему. Американцы ведь не воевали на своей территории, поэтому большинство американцев воспринимали войну как чужую, не имеющую определенного значения, воспринимали ее как абсурд. Если бы не Перл-Харбор, Рузвельту навряд ли удалось бы убедить американцев вступить в эту войну, пойти на фронт, чтобы помочь России. Потому что им, собственно, не было дела до европейских проблем, они ведь находились далеко от всего этого.
Война продемонстрировала, что Европа не в состоянии сама решить свои проблемы. Тем самым, ценности, которыми живет Европа, приводят к тому, что мир превращается в гигантскую скотобойню, на которой русский ты или немец не так принципиально. Америка себе никогда такого не позволяла. Она всегда вела локальные войны, не позволяла себе таких крупных зверств.
Первые тексты о войне были написаны непосредственно в 40-ые годы (Джонс, Мейлер). Здесь война воспринимается не как война, не осознается, что это именно 2-я Мировая. Война ощущается как некая экзистенциальная ситуация, т.е. они решают социальные проблемы, проблемы человека вообще. Совершенно другое представление о войне, нежели, например, у Хемингуэя. Проблема, по их мнению, была в человеке. Писатели 40-х годов понимали, что это всё происходит из-за тоталитаризма, и пытаются найти истину. Пишут абстрактные тексты о войне.
В 60-е годы ситуация несколько изменилась. В литературе появилось такое понятие как неуверенность в истине. И поэтому войну стали воспринимать иначе, что отразилось в литературе. Американцем уже не нужен был Хемингуэй, им нужен был совершенно другой человек, и этим человеком стал Луи Фердинанд Селин. Его фигура становится парадоксальным образом популярной у американцев. Кстати, в одном из романов Воннегута упоминается Селин.
Насилие, война как скотское состояние мира - это нормально. Просто в мирное время не так заметны ужасы такого насилия, как в военное. Мир преподносится как абсурд и война преподносится как абсурд. Война - это нечто обыденное, что лежит в природе человеческих взаимоотношений. Потому что в природе человека лежит война за выживание, с точки зрения биологически ориентированного Селина.
На американцев также повлияла корейская война и война во Вьетнаме, которые им представляются совершенно бессмысленными и ненужными. ІІ Мировую войну они воспринимали как бред, как глупость, как совершеннейшее недоразумение. Кто здесь прав, кто виноват - неважно. Героизм непринципиален. Люди не хотят воевать, они не собираются воевать, люди открыто признаются в своей трусости там. Во ІІ Мировой войне не стоит вопрос на повестке дня «кто прав и кто виноват», виноваты все, и это неважно. То же самое и у Воннегута, где американцы хотят сдаться в плен немцам, немцы хотят сдаться в плен американцам, в общем, полный бред. И война изображается как бред, как полный абсурд. Например, когда невозможно найти фронт, вот люди ходят и ищут его, ищут врагов. Нашел - молодец, не нашел - плюнул, пошел домой.
Хотя Воннегут прекрасно понимал, за что он воевал, понимал, кто такой Гитлер. Но вся логика его текстов опровергала это его понимание. Ему безразличны размышления о войне, у него не получалось хорошо писать о войне.
«Бойня номер пять» - это роман про то, как не пишется роман. Воннегут открыто говорит «я Курт Воннегут, я пишу роман о войне, я хочу написать роман о Дрездене. Вот про него никто не пишет, а я напишу». Дрезден был открытый город, в котором были открыты музеи, работали рестораны, в котором не было военных сражений, лишь иногда привозили пленных. Этот город был сметен с лица земли английскими и американскими войсками. И Воннегут хочет это как-то объяснить. И понимает, что ничего не может написать, не может придумать ни завязки, ни развязки. И весь роман о том, как ему не удалось написать роман о Дрездене. Возникает вопрос: а стоит ли вообще говорить о войне?
Он придумывает персонажа Билли Пилигрима. Рассказывается, что было до бомбардировки, что было после нее, зачем нужна была. Но о самой бомбардировке Дрездена не сказано ни слова, читатель так и не увидит, как это произошло.
Все романы Воннегута довольно странные. Для него мира, лежащего по ту сторону текста, не существует. Для Воннегута мир тотально абсурден, неуправляем, непонятен, неясен. В романе есть персонаж К. Траут, который пишет книгу под названием «Маньяки четвертого измерения», где он выясняет, что наше поведение отнюдь не так логично, как нам кажется, что оно диктуется некими трансцендентными процессами, достаточно сложными, и вообще вся наша жизнь регулируется более сложными законами. Например, Билли Пилигрим, оказавшись на другой планете, вдруг узнает, что для размножения людей на земле недостаточно мужчин и женщин, нужно обязательно, чтобы существовали лесбиянки, без этого дети не будут появляться на свет. Воннегут говорит, что мир абсурден, мир пуст, мир не имеет никакого смысла.
Мы структурируем абсурдный мир нашим разумом. Не надо думать, будто жизнь имеет смысл. А разум пытается придать жизни смысл. Разум - это форма войны. Человек устроен так, что агрессия заложена в его природе. Чем более человек разумен, тем он агрессивней, тем больше будет говорить о войне, объяснять ее логически, заковывать в исторические парадигмы. Война является проектом чистого разума.
Истоки такого сознания Воннегут находит в христианской религии. Основа христианства - насилие над миром. Христианская религия придает жизни смысл, говорит, что история должна развиваться логически, т.е. так как надо, как угодно господу богу. Здесь начинается насилие. Религиозная мысль несет в себе мощный призыв к насилию.
Почему бог разрушил Содом и Гоморру? Потому что они не соответствовали замыслу господа, по которой все должно быть правильно, по закону божьему. Но кто сказал, что жизнь не должна быть похожа на Содом и Гоморру?! Крестовые походы также содержали религиозную жестокость.
Говоря о распятии Христа, Воннегут говорит о том, что «нельзя безнаказанно казнить того, у кого есть влиятельные родственники». Он считает, что всё должно было быть иначе. Христос должен был быть обычным человеком, жить нормальной жизнью, и после того как его распяли его должен был усыновить бог. Вот так было бы правильно.
Истины не существует, говорит Воннегут. И разум, пытающийся создать эти истины, совершает насилие над человеком, загоняет человеческое сознание в прокрустово ложе схем. Это самое страшное, что может быть.
Почему мы начинаем войну? Потому что те, против кого мы идем, живут не так, как надо, не так, как нам хочется. Вот мы придем, и расскажем им, как правильно. Воннегут интерпретирует бомбардировку Токио, бомбардировку Дрездена, судьбу Хиросимы и Нагасаки.
Что произошло в Дрездене? Его уничтожили с лица земли. Почему? Чтобы отомстить немцам. Потому что немцы уничтожили кучу других городов - бомбили Лондон, Ленинград, мучили и издевались над людьми. С точки зрения логики, бомбардировка Дрездена, это правильный акт, акт возмездия, восстановления статуса кво. Но это был чудовищный удар по экономике Германии.
Война - это бессмыслица, не имеет смысла. Война рождает рациональные истины. Всё искусство - это также насилие, рождающее смысл. Искусство воспевает героизм.
Л.-Ф. Селин разрушил два типичных военных мифа: о героизме и о солдатском братстве. Воннегут также придерживается этих идей. Идея братства в его романах также отсутствует, каждый сам за себя, пребывает в ужасе от происходящего, а братство преподносится как бред, как ахинея. В тексте: американский полковник просил называть себя Бешеный Боб, а весь его полк погиб, кроме Роланда Вири. Умирая, он говорит, что вот ребята, мы братья, приезжайте ко мне, жена зажарит вам индейку. А его никто не слышит, кроме Вири, которому нет до слов полковника никакого дела, у него чудовищно болели ноги, в этот момент он думал только о себе.
Герой - это тот, кто рождает истину, благородный человек, его уважают. Героический проект с точки зрения Воннегута является очень опасным. В романе герои - это англичане. Не немцы, не американцы, не русские, а именно англичане. В романе рассказывается история пленных англ.летчиков, и в плену их все уважают, всячески им помогают (присылают провиант, выделяют отдельное жилье). Немцы их страшно уважали, и сами англичане чувствуют себя героями. И вот к ним прибывают американские пленные, и тут оказывается, что американцы - не самые приятные люди. И англичане вместе с немцами обсуждают, какие ужасные люди, американцы, даже хуже русских. Герой - это нечто противоестественное, это роль, нереальная, сомнительная. И англичане играют именно такую роль героев. Они гораздо менее симпатичны, чем деморализованные американцы. Англичане в плену занимаются чушью - накормили прибывших американцев, которые три недели не ели, их вывернуло тут же, им от этого не стало лучше. Затем они показывают им спектакль, но какой спектакль интересен людям, только что прибывшим из-под обстрела? Всё это не имеет смысла.
Еще один персонаж, который, безусловно, чувствует себя героем - Роланд Вири, которому дают задание: найти фронт (такое часто бывает на войне, когда противников неоходимо сначала найти). Он думает, что он с его двумя друзьями, такие хорошие вояки, постоянно называют себя «тремя мушкетерами». Однако героизм по мнению Воннегута - это повседневность. Когда человек никого не убил, никому не нанес вреда, и вот это и есть героизм (об этом говорил и Киплинг). Почему Вири - герой? Потому что он извращенец, и только извращенец может быть героем. Вири с детства все не любят, потому что он жирный и противный. Он подробно рассказывает про всяческие пытки (извращенец!).
- 38. Курт Воннегут «Бойня номер 5, или крестовый поход детей»
- О Курте Воннегуте
- 2. Особенности творческого метода к. Воннегута («Сирены Титана»)
- «Черный юмор». Творчество к. Воннегута.
- Человек и общество второй половины столетия Воннегут (роман "Бойня №5, или Крестовый поход детей")
- Курт воннегут (1922)
- Курт воннегут (1922–2007)
- 2.Особ творч метода Воннегута(«Колыбель для кошки»)
- Тема 7. Фантастика хх столетия: антиутопия и роман-предупреждение.
- 37. К. Воннегут и литература черного юмора. «Колыбель для кошки»: смысл названия, проблематика произведения, система образов и приемы их создания.