Анализ повести Галины Кэптукэ "Имеющая свое имя Джелтула-река"

курсовая работа

Введение

Эвенк (самоназвание), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. человек). Живут от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге: в Якутии (14,43 тыс. человек), Эвенкии (3,48 тыс. человек), Дудинском районе Таймырского АО, Туруханском районе Красноярского края (4,34 тыс. человек), Иркутской области (1,37 тыс. человек), Читинской области (1,27 тыс. человек), Бурятии (1,68 тыс. человек), Амурской области (1,62 тыс. человек), Хабаровском крае (3,7 тыс. человек), Сахалинской области (138 человек), а также на северо-востоке Китая (20 тыс. человек, отроги хребта Хинган) и в Монголии (около озера Буир-Нур и верховья реки Иро). Местные самоназвания Эвенков: орочен (от реки Оро или от орон - “”олень”") - забайкальско-амурские Эвенки; илэ (”"человек”") - катангские и верхнеленские; килэн - Охотское побережье и др. Китайцы называли Эвенков килин, цилин, о-луньчунь (от “”орочен”"), маньчжуры - орочнун, монголы - хамнеган (смотри Хамниганы), татары и якуты - тонгус; устаревшее русское название - тунгусы.

Говорят на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся на группы: северный - к северу от нижней Тунгуски и нижнего Витима, южный- к югу от нижней Тунгуски и нижнего Витима и восточный- к востоку от Витима и Лены. Распространены также русский (свободно владеют 55,7% Эвенков, считают родным - 28,3%), якутский и бурятский языки. Верующие православные.

Эвенкийская художественная словесность - уникальный духовный и культурно-эстетический феномен. История ее становления - это зеркальная проекция исторического пути эвенкийского сообщества в ХХ веке. Эвенкийская литература эстетически неодномерное, емкое, многогранное художественное явление. Сложная, отчасти противоречивая динамика ее развития в целом отражает “повороты” социально-исторического процесса в национальном сообществе. Вероятно, этим обстоятельством определена “цикличность” развития эвенкийской литературы, история которой знает “взлеты” и “застой”. Каждый цикл - это определенный этап в литературе, который имеет свои хронологические рамки и обусловлен или подъемом национального бытия, или его стагнацией /причем последняя может выражаться как в социальном, так и в духовном планах/. Таким образом, цикличность в литературе носит закономерный характер и проявляется весьма рельефно.

Об истории становления эвенкийской литературы в 20-30-е годы мы знаем далеко не все, скорее даже мы многого не знаем. Есть много сведений о “ключевых” фигурах литераторов - Григории Чинкове, Никите Сахарове, Алексее Салаткине. Из 20 прозаиков и поэтов мы достоверно все знаем о жизни и творческой судьбе только этих 3.

Мы почти ничего не знаем о тех, кто был раньше их или работал параллельно, но их творчество можно сопоставить и по силе таланта, и по яркости художественного видения. Фамилии многих сначала затерялись, а со временем почти стерлись со “скрижалей” истории эвенкийской литературы. Но благодаря сподвижническим усилиям многих людей - первых ученых североведов, историков, фольклористов, краеведов, самих литераторов - имена тех, кто стоял у истоков становления эвенкийской литературы были восстановлены.

Цели курсовой работы является исследование и анализ повести Глалины Варламовны Кэптукэ.

Объект исследования повесть «Имеющая свое имя Джелтула-река».

Основными задачами курсовой работы являются:

1. Рассмотреть понятию фольклора эвенков.

2. Определить роль фольклора эвенков в повести Глалины Варламовны Кэптукэ «Имеющая свое имя Джелтула-река»

3. Дать краткую характеристику эвенкийской литературы

4. Изучить исторические аспекты эвенкийской литературы.

5. Првести анализ в повести Глалины Варламовны Кэптукэ «Имеющая свое имя Джелтула-река»

Делись добром ;)