Анализ проблемы искусства и художника на примере Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра…"

курсовая работа

3. Значение фантастического в решении проблемы искусства и художника на примере романа Э. Т.А. Гофмана

Тема фантастического в творчестве Гофмана, как и в произведениях романтической литературы вообще, является отдельным большим вопросом. Если брать литературное наследие Гофмана целиком, то в нём можно выделить несколько аспектов, через которые фантастика находит своё выражение. Например, И.В. Лаптева считает такими аспектами принцип Ж. Калло, "Серапионов" принцип, моделирование нереального мира в контексте проблемы "головокружения", а также принцип "Углового окна" [5]. Принцип французского графика XVII в.Ж. Калло применительно к литературе заключается в сочетании внутри одной композиции гетерогенных (разнородных) элементов, посредством чего достигается "очеловечивание" бесчеловечных поступков и ситуаций. По мнению Лаптевой, чертами принципа Калло являются ироническая гетерогенность (комбинирование в одно целое разнородных компонентов, существующих в реальности, которое иронически комментирует противоречивую картину реальности с целью ее критического переосмысления), неизменность общего и частного фрагментов гетерогенной картины, а также расширение реальности посредством креативного процесса, при котором нереальные фигуры выступают как реально существующие, а реальные - осознанно виртуальными. Применительно к роману "Житейские воззрения кота Мурра…" можно сказать, что сама его композиционная структура является зримым воплощением гетерогенности. Использование принципа Калло проявляется, в частности, в том, что фантастический образ кота, умеющего читать и писать, кажется более реальным, нежели возвышенные черты Крейслера, Юлии или Кьяры. Сюда же относится особая парадоксальная реалистичность эпизодов с посвящением Мурра в "коты-бурши" или с его вхождением в общество привилегированных домашних собак.

"Серапионов" принцип, которого придерживаются, в частности, герои романа Гофмана "Серапионовы братья", заключается в допущении существования внутреннего воображаемого и внешнего реального миров, причём искусство является продуктом их взаимной игры, нередко вводящей художника в особое состояние "светлого безумия". Примером применения "Серапионова" принципа в романе "Житейские воззрения кота Мурра…" является приведённая выше "исповедь" Крейслера советнице Бенцон, где он рассказывает о своих внутренних переживаниях как более реальных и значимых, нежели настоящая жизнь.

"Головокружение" представляет собой способ познания рационального и иррационального внутри человека, стремящегося либо к идеалу, либо к "зловещей бездне" действительности. Таковы, например, многочисленные описания природных явлений в анализируемом нами произведении Гофмана, тесно переплетённые с переживаниями героев: "Ах, маэстро! Вот я и вновь на одинокой вершине Гейерштейна, и я вновь простираю руки, как орлиные крылья, чтобы лететь туда, где царило сладостное очарование, где любовь, что живёт вне времени и пространства, ибо она вечна, как мировой дух, открывалась мне в полных предвестия небесных звуках, в этой жажде жажд, в этом никогда не утолимом желании" [4, с.616].

Принцип "Углового окна" (от одноимённого рассказа) заключается в фиксировании реальности, при котором она сама превращается в повод для новых фантазий, продиктованных стремлением воспроизвести "светлое безумие" на фоне "безумного благоразумия". В рассматриваемом здесь произведении данный способ проявляется через раздвоение единой творческой личности на две самостоятельно действующих ипостаси - Иоганнеса Крейслера и кота Мурра. На фоне "безумного благоразумия" второго "светлое безумие" первого выглядит особенно рельефно.

С использованием фантастики в произведениях Гофмана (включая и рассматриваемый здесь роман) тесно связано применение принципа "романтической иронии", о котором А.Б. Ботникова пишет как о средстве преодоления противоречия между высотой устремлений художника и вынужденным признанием их неосуществимости [2, с.39]. Такая ирония одновременно отражает настроение творца и способ организации поэтического материала. Как исходная позиция она позволяет создать иллюзию и тут же разрушить ее. Все в ней должно быть шуткой и все всерьез, чистосердечно откровенным и глубоко сокрытым. Она возникает, когда соединяются понимание искусства жизни и научный дух, совпадают законченная философия природы и законченная философия искусства. Вместе с тем это - постоянное самопародирование, когда вновь и вновь нужно то верить, то не верить, понимать шутку всерьез, а серьезное считать шуткой. Примером использования романтической иронии в романе Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра…" является следующее описание органных дел мастера Абрагама Лискова: ""Однажды, когда дядя с Иоганнесом стояли у открытого окна, по улице стремительно пронесся маленький, худощавый человек в светло-зеленом кафтане из гладкого толстого сукна; широкие обшлага рукавов смешно трепыхались на ветру. Над завитым, напудренным париком была воинственно водружена маленькая треуголка, а по спине змеилась слишком длинная коса. Поступь у человечка была такой тяжелой, что каменная мостовая дрожала, и почти при каждом шаге он сильно ударял о землю длинной испанской тростью. Проходя мимо окна, человечек бросил на дядю пронизывающий взгляд сверкающих угольно-черных глаз, но не ответил на его поклон… Иоганнес еще не успел оправиться от ощущения, сходного с внезапным испугом, как господин Лисков вдруг остановился, повернул назад, стуча каблуками, подошел к окну, отвесил дяде низкий поклон и убежал, громко расхохотавшись" [4, с.480-481]. Так зловещая и в то же время чудаковатая, парадоксальная фигура "маленького человечка", который, тем не менее, заставляет дрожать каменную мостовую под ногами, внезапно обращается к нам своей шутовской стороной, как бы издеваясь над всеми нормами приличия в филистёрском обществе. Налицо эффект юмористичности при изображении героя, достигающийся за счёт концентрации оксюморонов (т.е. соединения противоположных или контрастных по смыслу слов). Здесь же, на примере данного описания, мы можем проследить использование экспрессивного стиля, применяемого Гофманом при создании образов "энтузиастов" (творческих людей). Этот стиль проявляется через эмоционально-окрашенные словосочетания типа "стремительно пронёсся", "смешно трепыхались", "воинственно водружена", "слишком длинная коса", "пронизывающий взгляд сверкающих угольно-чёрных глаз", "громко расхохотавшись". Подобные выражения, подчёркивающие ярко выраженную индивидуальность творческой натуры, не вписывающейся в контекст "серой" действительности, можно встретить и во многих других эпизодах произведения.

гофман кот мурр роман

Таким образом, различные способы применения фантастики в романе Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра…" могут рассматриваться как средства выражения и своеобразного решения проблемы искусства и художника. С ними оказывается тесно связан принцип романтической иронии, проявляющийся через разнообразные эмоционально окрашенные юмористические и сатирические элементы.

Делись добром ;)