Поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

реферат

I. Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Формирование его социально-политических взглядов

Соратник Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыков-Щедрин оказал огромное влияние на судьбы русской и мировой литературы. Продолжив и революционно углубив традиции гоголевской сатиры, он создал высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг уничтожающей критике не только государственное устройство России второй половины XIX века, но и основы эксплуататорского общества в целом.

Ни один писатель России и Запада второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и буржуазного хищничества, какие сумел нарисовать Салтыков-Щедрин. В конце своего творческого пути он имел полное право с гордостью сказать: «Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д.». Щедрин Н. (Салтыков М.Е.). Полн.собр. соч., т. 14. М., ГИХЛ, 1934-1941, с.494. Далее цитаты даются по этому изданию. В скобках римскими цифрами обозначены тома, арабскими - страницы

Изображая «жизнь, находящуюся под игом безумия», великий сатирик все внимание сосредоточил на решающих для крепостнического и буржуазного общества вопросах: на взаимоотношениях эксплуататоров и эксплуатируемых, на разных формах и методах произвола, хищничества и закрепощения народа. Народ и помещики, народ и правящая бюрократия, народ и интеллигенция - раскрытию этих основных общественных взаимоотношений и было посвящено все многообразное, богатейшее творчество Салтыкова-Щедрина.

Вся жизнь Щедрина - это ожесточенное, ни на минуту не утихавшее сражение за счастье и светлое будущее многострадального народа со злыми силами самодержавной России. Великий сатирик имел полное право заявить в конце своей жизни, что он «погибает на службе обществу».

Личная биография Щедрина, в сущности, кончается юностью. Дальше идут годы самоотверженного служения обществу; все силы и мысли писателя были отданы общественной борьбе.

Родился Михаил Евграфович Салтыков 15(27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье богатых помещиков. Псевдоним Щедрин он взял себе позже, с началом литературной карьеры. Безрадостно было детство Салтыкова. Никогда даже своим близким друзьям он не рассказывал о детских годах и о семье. Стяжательство и человеконенавистничество, жестокость и пошлость - вот что наблюдал изо дня в день Салтыков в собственной семье. Родное крепостническое «гнездо» в миниатюре являлось прообразом крепостнической России в целом: в нем были угнетатели и угнетаемые, в нем шла жестокая борьба за собственность, за привилегии. В нем формировалась рабская психология не только с среде крепостных, но и в среде помещиков. Салтыкову не приходилось придумывать факты истязания крепостных, беззакония и самодурства помещиков - сама окружающая действительность поставляла ему их во множестве. Ежедневно наблюдая дикие сцены произвола над крепостными, маленький Михаил не всегда сдерживал себя, его бурное негодование часто навлекало кары матери, жестокой крепостницы и «круглой невежды», «кулак-бабы», как он сам позднее её называл.

Когда Щедрину исполнилось 10 лет, мать решила отдать его в Московский дворянский институт. Так как дома Михаил, будучи предоставленным самому себе, пристрастился к чтению, то он был уже довольно развитым мальчиком и сдал экзамены в 3-й класс (где и обучался 2 года по малолетству). Позже волею начальства и по настоянию матери он, как один из лучших учеников, был отправлен в 1838 году в Царскосельский лицей казеннокоштным пансионером. Лицей был уже далеко не тот, что при Пушкине. Он находился под пристальным полицейским надзором. Жестокая политическая реакция, царившая в стране, с особой силой проявлялась в Лицее, призванном воспитывать кадры высших чиновников. Вспоминая годы ранней юности, Салтыков говорит о своем глубоком духовном одиночестве среди этой блестящей плеяды чиновничьих сыновей. Умный 12-летний лицеист знал жизнь неизмеримо лучше своих избалованных, богатых сотоварищей, знал всю гадкую и страшную механику, при помощи которой создаются богатство и привилегии. Щедрин в Лицее был самым бедным из воспитанников, денег мать ему почти не посылала. Программа образования была очень широкой, но беда состояла в том, что ни одна наука не изучалась глубоко. «Сведения доходили до нас коротенькие, бессвязные, почти бессмысленные…Ни о каком фонде, могущем послужить отправным пунктом для будущего, и речи быть не могло…Вот, чтобы не очутиться на одном уровне с мужиком, и нужно было знать, что Париж стоит на реке Сене, и что Калигула однажды велел привести в сенат своего коня» XIV, 514.

Вполне понятно, что лицейские науки не смогли увлечь Салтыкова, и он не только пристрастился к чтению, но, по его собственным словам, «почувствовал решительную тягу к литературе, что и выразилось в усиленной стихотворной деятельности. За это, а равным образом за чтение книг, он терпел всевозможные преследования со стороны гувернеров...» I, 81-82 Стихи его печатались в 1841-1845 годах в солидных журналах того времени: в «Библиотеке для чтения», в «Современнике». Очень строгий к себе Щедрин впоследствии сурово осудил свое поэтическое творчество и по выходе из Лицея стихов не писал.

Если годы, проведенные в семье, обогатили Салтыкова знанием помещичье-крепостнической России, то шестилетняя учеба в Лицее раскрыла перед ним процесс воспитания руководящих чинов правящего аппарата самодержавия. Эти наблюдении легли впоследствии в основу многих блестящих сатир, таких как «Господа ташкентцы», «Круглый год», некоторых «Писем к тетеньке» и др. Однако в Лицее Салтыков встретил не только своих будущих идейных врагов, но и единомышленников. С В.Г. Белинским М.Е.Салтыков-Щедрин был знаком не только по его статьям. Он, еще будучи лицеистом, посещал дома, где бывал критик.

Окончив в 1844 году Лицей, Салтыков вынес сверх официальной школьной науки еще и четко наметившиеся основы демократического мировоззрения, страстный интерес к социальным вопросам, отвращение к николаевской российской действительности. Не верноподданного чиновника, а борца с самодержавием получило царское правительство в лице выпускника с чином Х класса Михаила Салтыкова-Щедрина.

Салтыкова зачисляют чиновником в канцелярию военного министерства, а через три года он начинает всерьез заниматься литературной работой. Под несомненным влиянием Белинского в 1847-1848 годах Салтыков начинает писать рецензии на книги для детей и книги, посвященные вопросам воспитания. В своих рецензиях Щедрин говорит о порочности официальной педагогики, стремящейся воспитать покорных рабов самодержавия. Тема бессилия человека перед действительностью продолжает волновать Салтыкова, но по окончании Лицея она звучит уже по-иному, приобретает яркую социальную окраску.

Еще более резкую и определенную оценку непримиримых классовых противоречий самодержавной России конца 40-х годов прошлого века Щедрин дает в повести «Запутанное дело», написанной в 1848 г. Она была напечатана в дни революционных событий во Франции, напугавших Николая I. Она вышла в марте и немедленно попала в поле зрения царской охранки, была рассмотрена, и через несколько дней (26 апреля) лично царем был подписан приказ о ссылке Салтыкова в Вятку.

Так начал свой путь литературной и общественной деятельности Салтыков-Щедрин.

Двадцатидвухлетним юношей в мае 1848 года уехал Салтыков в Вятку в сопровождении жандарма. Более 10 дней ехал он в казенной повозке по проселочным дорогам, грустно озирая нищие деревни и грязные провинциальные городки. Сердце его сжималось от тоски и боли, жизнь казалось конченной. Но здоровая натура и трезвый ум взяли свое. Добравшись до Вятки, Салтыков решил посвятить годы ссылки изучению народной жизни. Умный, деловой и активный молодой человек был вскоре назначен чиновником особых поручений. Он беспрерывно был в разъездах по губернии, ревизировал уездные учреждения, разбирал тяжбы помещиков и крестьян, страшные преступления фанатиков-раскольников, всюду проявляя свою неподкупную честность и смелость. Но Салтыков бессилен был облегчить участь народа.

«Провинциальная жизнь - великая школа, но школа очень грязная…»- писал

М.Е.Салтыков-Щедрин из ссылки брату Дмитрию. Эту школу он с честью прошел, не запятнав своей совести и души, познав в совершенстве глубину народных страданий, произвол и беззаконие царской бюрократии. Годы в Вятке укрепили революционно-демократические взгляды Щедрина и дали огромный материал для большинства его последующих сатирических хроник.

Разрешение о возвращении из ссылки было получено Салтыковым только после смерти Николая I.

В начале января 1856 года Салтыков вернулся в Петербург, а через несколько месяцев вся прогрессивная Россия узнала имя нового писателя - бесстрашного обличителя самодержавно-крепостнической системы. Это был Щедрин, напечатавший в журнале «Русский вестник» книгу «Губернские очерки». В новом для себя жанре Щедрин показал себя талантливым продолжателем гоголевской сатиры, но уже в этих очерках он в социальных выводах идет дальше своего великого учителя. «Губернскими очерками» Салтыков-Щедрин определил не только идейную, но и в основном жанровую особенность своего творчества.

В 1858 году Салтыкова назначают вице-губернатором в Рязань. Началась непримиримая борьба со злоупотреблениями чиновников и помещиков, которая восстановила против неподкупного вице-губернатора все высшее общество. В Рязани он пробыл два года - его перевели в Тверь, где его и застала реформа «освобождения крестьян». Затем последовало председательство казенной палаты в Пензе, та же должность в Туле, а через год опять в Рязани. Все эти переходы были вызваны обострением отношений с местными губернаторами. В 1868 году Салтыков окончательно оставляет службу.

Пребывание Щедрина на службе в самый острый период предреформенных и пореформенных годов сыграло для его творчества не меньшую роль, чем период вятской ссылки, обогатило его глубоким знанием народной жизни.

Салтыков-Щедрин, входивший в состав редакции журнала «Современник», после его закрытия правительством вместе с Н.А.Некрасовым становится редактором «Отечественных записок». Дальнейшая деятельность Щедрина почти до конца жизни (до 1884г) связана с этим журналом.

Кроме собственно творческой работы, Салтыков много времени отдавал редакционным обязанностям, журнальной работе, преследуемой царской цензурой. Время работы в «Отечественных записках» - самая блестящая пора литературной деятельности Щедрина, период высшего расцвета его сатиры.

В многообразном потоке первых произведений, опубликованных на страницах журнала, ярко выделилась «История одного города» - самое смелое в истории русской литературы антимонархическое произведение. Оно явилось вершиной достижений за все предыдущие 15 лет сатирического творчества Щедрина и обозначило вступление его сатиры в период высшего рассвета.

В 70-е и 80-е годы Салтыков-Щедрин пишет и публикует «Господ Головлевых», «Господ Молчалиных», «Господ ташкентцев», «Дневник провинциала в Петербурге», «Убежище Монтрепо», «Пошехонские рассказы», «Современную идиллию» и многое другое. В этот период проблематика, художественные формы и жанровые признаки произведений Щедрина естественно эволюционировали и менялись.

Самодержавие, видя в лице сатирика своего опасного врага, подвергало все более частым репрессиям «Отечественные записки», а после публикации на его страницах таких произведений, как «Письма к тетеньке», «Современная идиллия», а также «Сказок» журнал в апреле 1884 года был закрыт царским правительством. Салтыков-Щедрин тяжко переживал эту катастрофу, но он не мог молчать и был вынужден печатать свои произведения на страницах «чужих» журналов. Затрагивать же остро политические темы и трактовать их в соответствующей сатирику резкой манере стало уже невозможно.

Могучая сила передовых общественных идеалов, которым Салтыков-Щедрин служил до конца жизни со всей страстью своего воинствующего темперамента, высоко поднимала его над личными невзгодами, не давала замереть в нем художнику и являлась постоянным источником творческого вдохновения.

В марте Салтыков-Щедрин дописал слабеющей рукой последние страницы «Пошехонской старины», а 28 апреля (10 мая) 1889 года он скончался.

Делись добром ;)