Проблемы развития литературы США ХХ века

курсовая работа

1.1 Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования послевоенной литературы США в ХХ веке

Американская литература рассматриваемого периода развивалась в довольно сложной общественно-политической обстановке. Сразу же после окончания Второй мировой войны консервативно настроенные политические силы начали активную борьбу с либеральными и прогрессивно мыслящими движениями в стране, что не могло не отразиться в последствии на развитии культуры США в целом. Ярко выраженное усиление защиты существующей социально-экономической системы и оправдание тех или иных политических решений, а также откровенно консервативный настрой отдельных социальных слоев населения отрицательно сказывается и на развитии литературы в частности. Как известно, спрос рождает предложение. В данном случае спрос большинства был более чем удовлетворен: на массовый рынок потребления хлынул поток, так называемого, популярного коммерческого искусства. В американском обществе зарождается то, что в последствии назовут термином «массовой культуры».

Для данного вида культуры характерно господство большого бизнеса. Однако его давление испытывают и другие области художественной культуры США. В. Мальков отмечает, что давление это многопланово и распространяется широко. Оно направляется через издательства, радио, телевидение, кино, через частные фонды и государственные учреждения, осуществляющие патронаж над художественным творчеством путем установления и выдачи субсидий, стипендий и премий.

Следствием подобного давления становится формирование нового общественного мышления и миропонимания, которое в огромной степени определялось навязыванием своеобразных, отнюдь не гуманистических, ценностей и идеалов. «Массовая культура» США активно сдабривала свою конечную продукцию откровенной жесткостью и глумлением над человеческим достоинством, преследуя тем самым, как полагает ряд исследователей, одну из важнейших своих целей - создать и воспитать общество, воспринимающее бесчеловечность и равнодушие как норму.

Неприглядные картины проявления худших из общественных пороков, широко растиражированные могущественным механизмом «массовой культуры», помогают завладевать сознанием ее потребителей, ослабляя и убивая при этом столь естественное для любого человеческого существа стремление глубже вглядеться в окружающий его мир, задуматься о нарастающих социальных проблемах и кризисе духовности. «Все это отражает наличие тенденций упадка в буржуазной культуре, застойного духовного нездоровья общества. Опасность американской «массовой культуры» кроется в ее существе, а также в том, что во второй половине XX в. определенно выявилось стремление правящих кругов США придать ей высокий ранг» [Мальков, 1987, с. 658].

В целом, «массовая культура» США того периода - это полная противоположность того, к чему призывают демократические традиции и высокие этические идеалы целых поколений самостоятельно мыслящих и не равнодушных к происходящему американцев. Выступая на стороне реакционной буржуазной и империалистической идеологии, а также имея мощную поддержку госаппарата и большого бизнеса, «массовая культура», как пишет В. Шестаков, стремится с помощью своих испытанных способов увековечить традиционные буржуазные ценности, утвердить миф о незыблемости буржуазного образа жизни [Шестаков, 1988, с. 11]. Она стремится, таким образом, пробудить и закрепить веру в то, что американская общественно-политическая система не имеет каких бы то ни было изъянов и способна на преодоление любых трудностей, ибо основы социально-экономической системы страны незыблемы.

О существенном влиянии политики на формирование и развитие культуры пишет и В. Мальков: «Массовая культура» получила мощный толчок в годы маккартизма. Ее творцы и представители настойчиво внушали американцам, что у них есть «все»: автомобиль, туризм, профессиональный спорт, развлекательная музыка, наконец, самое последнее новшество - телевизор, и, стало быть, они должны быть довольны. На экранах потоком шли фильмы, антикоммунистические и антисоветские по содержанию. Привычным стал образ вероломного, жестокого «красного», с которым сражается (и неизменно выходит победителем) разведчик-супермен «международного класса» [Мальков, 1987, с. 656].

Вообще, годы маккартизма, отмеченные прямым репрессивным воздействием на представителей самых разных видов искусства, во многом определили вектор развития литературы США в послевоенный период. Однако подлинное искусство, как отмечают многие авторы, оказало противодействие политической реакции, что стало одним из важнейших факторов, подготовивших новый демократический подъем в американском обществе с середины 50-х годов. Антимаккартистские настроения находят отражение в произведениях многих писателей того времени, которые, хоть и придерживались подчас различных философских и политических убеждений, оставались единодушными в своем протесте против ущемления гражданских прав личности представителями данного политического движения. В. Мальков отмечает, что готовность к выступлению против «фантомов маккартизма» сохранялась в американской литературе и после бесславного ухода сенатора от штата Висконсин с политической арены. На протяжении всех 50-х годов антимаккартистский пафос способствовал известной внутренней близости писателей [Мальков, 1987, с. 616].

«Непосредственное воздействие социально-критического пафоса 30-х годов особенно явно ощущалось на раннем этапе послевоенной духовной истории Соединенных Штатов. Эти традиции играли значительную роль и в 60-е, и в 70-е годы. В промежутке же литература США испытала ряд метаморфоз, пройдя через горнило влияний со стороны различных модных эстетических и философских поветрий. Художественный поиск существенных сторон и связей действительности происходил в это время через преимущественное обращение к внутреннему миру личности, ее морально-психологическим проблемам, неразрывно, хотя и опосредованно связанным с общим социально-историческим колоритом и духом эпохи».

Он же пишет о том, что преобладание в литературе 50-х годов субъективных, лирических интонаций, вызвавшее в американской критике далеко идущие выводы о «великом послевоенном сдвиге от социологии к психологии, от общественного к частному», было не в последнюю очередь связано с наступлением политической реакции, с распространением конформистских настроений. «Широко распространившаяся в США апологетика буржуазного общества вызывала, однако, различные формы ее художественного неприятия - от увлечения притчеобразными мотивами («Старик и море» Э. Хемингуэя, «К востоку от рая» Дж. Стейнбека, «Пистолет» Дж. Джонca) до мизантропической отъединенности от жизни у прозаиков экзистенциалистского направления («Человек-невидимка» Р. Эллисона)» [Мальков, 1987, с. 617].

Отсутствие четкой идейной позиции ряда авторов того времени и, как следствие, возникновение некой «антиреалистичности» в их произведениях -результат влияния все того же пресловутого конформизма. Для образцов подобной литературы характерны ослабление или же полное отсутствие социально-критических мотивов, а также общая идиллистичность изображаемых картин. Таким образом, создатели литературных произведений подобного рода, возможно, сами того не желая, способствовали ослаблению общественного протеста, направленного против социальной несправедливости, а также созданию эскапических настроений среди населения. Можно сказать, что тем самым они в определенной степени поддерживали институт «массовой культуры», которая, показав себя «весьма искусной в осуществлении своей охранительной функции по отношению к устоям буржуазного общества» [Мальков, 1987, с. 656], также склоняла свою аудиторию к эскапизму и уходу от действительности, стремясь погрузить своего потребителя в мечту, создать картину иллюзорного, целиком и полностью искусственного, мира.

Однако, как особо подчеркивает В. Мальков, давление конформизма на духовную жизнь США не смогло сколько-нибудь глубоко проникнуть в собственно эстетические «недра» реалистической прозы. Умиротворяющие, эскапистские настроения приглушили в ряде случаев разоблачительный, критический пафос творчества некоторых крупных писателей, преимущественно старшего поколения однако нормативность взглядов, свойственная правоверным и последовательным конформистам вроде Г. Вука или К. Хаули, была столь банальной и маловдохновляющей, что под ее знамена не встал, по сути, ни один из крупных прозаиков-реалистов.

Вместе с тем перестройка художественно-мировоззренческой структуры значительной части литературы США оказалась весьма основательной. Критический реализм искал новых путей, новых эстетических решений для своего выражения. Не отказываясь от острой критики, обличая и осуждая жажду наживы, социальное неравенство, эгоизм и душевную слепоту, приверженцы гуманистических воззрений не теряли веры в будущее и не отворачивались от современности. «Долг поэта, писателя... его привилегия состоит в том, чтобы, возвышая человеческие сердца, возрождая в них мужество и честь, и надежду, и гордость, и сострадание, и жалость, и жертвенность, которые составляли славу человека в прошлом, помочь ему выстоять»,-- говорил У. Фолкнер в речи при получении Нобелевской премии (1950).

Традиции нонконформистского отношения к реальности продолжат и следующие поколения американских писателей. Известный прозаик 70-х годов П. Смит напишет: «Первейшая обязанность серьезного писателя - отражать реальную действительность, выявлять и устранять несправедливость». «Высший долг литературы - не выдумка».

Пока же, на протяжении 50-х годов, художественная литература США еще только меняет свои прежние очертания.

Американский роман данного периода тяготеет к эксперименту и выработке новых средств художественной выразительности. На смену последовательности рассказа и развернутости сюжетной линии приходят «многофокусность изображения» и «сдвинутость, разорванность композиции». «Четкость точки зрения автора, в социально-эпическом повествовании как бы стоящего за кулисами действия, сменялась либо своеобразной многофокусностью изображения, либо его откровенной субъективизацией. Сосредоточенность на духовном мире героя не была, однако, тождественна состоянию «асоциальной и аполитичной отрешенности» [Мальков, 1987, с. 618]. Главная задача литературы США на данном этапе ее развития - рассмотрение и оценка общей культурно-социальной и политической картины через призму внутренних противоречий отдельно взятой личности.

Всплеск анархизма, в немалой степени характерный для периода 50 - 60-х годов, привел к возникновению целого литературного течения, воинствующе асоциального и проникнутого нигилизмом. Противопоставляя себя литературе конформизма, калифорнийские битники со свойственной их творчеству анархичностью и ярко выраженной эмоциональной окрашенностью яро отстаивали своеобразную модель нового отношения к действительности. Герои Дж. Керуака, восстав против законов современного им общества, по сути, «объявляли войну всякой морали уже хотя бы потому, что она накладывает «оковы обязательств» на «живущих лишь однажды» индивидуумов» [Мальков, 1987, с. 618]. «Анархизм «неприкаянных душ» был прежде всего следствием их растерянности перед кажущейся монолитностью и неприступностью бастионов капиталистического строя».

Творчество битников принадлежит к модернистскому направлению в послевоенной литературе США. В целом, различные модернистские и постмодернистские течения получили огромное распространение в художественной культуре США этого периода. Ряд исследователей отмечает тот факт, что основы этих течений лежат в разновидности модернизма, который существовал в конце XIX - начале XX века. Критическое отношение к отдельным сторонам жизни капиталистического общества, а также главенство психологизма сочетается здесь с полнейшим игнорированием социально-экономических закономерностей развития все того же общества.

«Перемены в общественно-политической обстановке США на рубеже 50 - 60-х годов не прошли бесследно для литературного творчества. Логика его развития была такова, что морально-эмоциональная субъективность все чаще отступала на задний план перед потребностью в более непосредственном отображении социального бытия современных американцев. Показательной явилась эволюция ранних произведений Дж. Апдайка. Если его «Ярмарка в богадельне» (1959) содержала многие характерные черты «центростремительной» структуры, включая локальность сюжета, тонкий психологизм и стилистическое благозвучие, то в романе «Кролик, беги» (1960) социальная тема проявилась уже гораздо отчетливее. Психологическая коллизия центрального персонажа, обыкновенного рабочего парня, умело транспонировалась прозаиком в тему смутного недовольства и тревоги - состояния, владеющего всей «средней Америкой».

Упомянутая выше «центростремительная» структура произведений была довольно широко распространена в американской литературе 50-х - начала 60-х годов. Характерные для нее индивидуализация мировосприятия и своеобразное отчуждение героя от общества, создавали опасность отрыва произведения и его героев от действительности, и вели к неверному истолкованию закономерностей общественного развития. Кроме того, «уклон в индивидуалистическую замкнутость было трудно совместить с нараставшей в США под влиянием обострившихся общественных противоречий социальностью писательского поиска» [Мальков, 1987, с. 621]. В этой связи с начала 60-х годов постепенно возрождается активная роль автора, которая вновь заиграла яркими красками благодаря разработке и раскрытию актуальных художественных тем.

Выделение доминантных характеристик современного общества и анализ многочисленных социальных и психологических противоречий, существовавших в нем, оставались приоритетными для писателей-реалистов того периода. Однако развитие реалистической литературы, как пишет Я. Засурский, осложнялось исключительно сильным воздействием апологетических буржуазных идей, конформизма, влиянием фрейдизма, модернистскими тенденциями.

«В нелегкой борьбе с официозными взглядами, пропагандируемыми в основном через многоликую «массовую беллетристику», а также, с другой стороны, с ультраавангардизмом контркультуры реалистическое отображение острых конфликтов современности заняло в 70-е годы важное место в идейно-художественных исканиях американской литературы».

Многогранность процесса развития литературы и непрекращающееся идейное и эстетическое противостояние реализма и различных «антиреалистических» течений лишь подчеркивали главную его особенность чрезвычайно тесное переплетение общественного, политического и духовного.

Эволюционирование литературы неотделимо от процессов, происходящих в обществе и в умах его граждан. Массовые движения рубежа 60 - 70-х годов, всколыхнувшие всю страну, с одной стороны, и нарастающие в этот же период консервативные настроения среди обывателей и представителей высших эшелонов власти, с другой, побудили многих американских авторов обратиться к переосмыслению накопленного исторического опыта. Необходимость «обращения к истокам» становилась более чем настоятельной. Многие писатели в своей попытке наметить новые границы мировосприятия, опираясь на уроки прошлого, призывали бунтующую молодежь и новоявленных консерваторов к диалогу, поддерживая тем самым демократические устои нации. Более того, череда тяжелых социально-экономических и международных кризисов, которые с начала 70-х годов переживали США, лишь укрепила стремление американской литературы обратиться к опыту прошлых поколений. Главным для литературы этого периода оставался художественный поиск того, что могло бы стать реальной опорой на пути укрепления демократических основ нации и ее движения вперед.

Делись добром ;)