Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как источник по борьбе с религией в СССР в 1930-е гг

реферат

§ 2.3 « Мастер и Маргарита»-историческое свидетельство положения литературы и писателей в 30 е гг. XX века

Совсем другое дело - Мастер, высказавший в романе свои взгляды, свое отношение к миру, отречение от которого для него физически невозможно. Поняв (раньше он об этом просто не думал), что он несовместим с советской идеологией, Мастер не сомневается, что обречен на гибель. Вовсе не потому, что собирается бросать ей вызов. Просто он отлично знает, какой должна быть советская литература, и что бывает с «уклонившимися».

Роман создавался с конца 20х годов по конец 30х, т. е. в период нараставшего, как снежный ком, террора от коллективизации и первых процессов против «вредителей», до последовавшего за убийством С.М. Кирова (1 декабря 1934 года) «большого террора». Менялось и положение литературы и литераторов. Вольница 20х годов - все эти «ЛЕФы», «напостовцы», «РАППы» и просто «попутчики» ушли в прошлое.

В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «о перестройке литературно-художественных организаций». Суть его заключалась в том, что создавался единый союз советских писателей, объединявший всех писателей, поддерживающих «политику Советской власти»14. Это означало, что теперь право быть писателем давала коммунистическая партия и парторганизация союза писателей, стоявшая во главе этого союза и контролировавшая прием и исключение. Кто теперь осмелится напечатать произведение не члена союза? И как попасть в союз, если твои произведения недостаточно «идейны»?

Правда, в первый миг многим показалось, что не все так страшно. Ведь началась история Союза писателей с показухи на весь мир - I съезда в 1934 г. Всего за год до этого к власти в Германии пришли фашисты, и в страхе на Западе заговорили об угрозе новой мировой войны, о союзе с СССР. Советское руководство стремилось привлечь к себе западную творческую интеллигенцию, поэтому пригласило известных писателей - Мартина Андерсена-Нексе, Жана-Ришара Блока, Луи Арагона и других, которым было позволено публично встать на «защиту тех, кто не может поспевать за нами», призывать к идейной терпимости, чтобы не толкнуть «широкие массы запада в сторону фашизма»15.

Не только иностранцам, но и советским писателям удалось сказать многое. Так, например, Илья Эренбург смог призвать «беречь те формы литературы, которые пока доступны лишь «интеллигенции» и «верхушке рабочего класса» так как «простота это не примитивизм»16 Даже один из вождей (правда, в те времена уже опальный), Николай Бухарин, заявил в своей речи, что «социалистическое искусство может вырасти лишь из многообразия, высокого качества и широкой свободы соревнования»17.

Не случайно до середины 30х гг. М.А. Булгаков надеялся опубликовать свой роман. Из воспоминаний Евгения Габриловича известно, что он именно в это время читал своим друзьям - Юрию Олеше, Евгению Габриловичу и другим один из вариантов романа, намереваясь учесть их критику при подготовке к публикации. Так что не только наивные и далекие от мира литературы люди, такие как Мастер, до декабря 1934 г надеялись на лучшее, на какое-то подобие свободы творчества.

Начало «большого террора» оборвало подобные чаяния. Булгакову стало ясно, что его произведение не увидит свет при его жизни. Однако, в отличие от своего героя, писатель не впал в отчаянье. Человек трезвомыслящий и бывший в фаворе у Сталина, он не строил иллюзий - знал, что «высокая» милость в мгновение может превратиться в свою противоположность. Булгаков писал «в стол», для потомков, понимая, что случиться с ним может все, независимо от содержания его произведений (и зная о своей смертельной болезни).

Он писал о Мастере, о человеке, органически не способном врать и лукавить. Творчество для Мастера - это возможность донести до современников не просто свой взгляд на историю Иешуа и Понтия Пилата, но и обратить внимание на непреложные нравственные нормы, без которых жизнь становится бессмысленной.

Итак, из вышесказанного следует, Мастер «вышел в жизнь» и убедился в том, что:

- Что его роман - вызов всей идеологии тоталитарного советского государства, в основе которого лежит атеизм.

- Что писательская среда - это не братство служителей муз, а передовой отряд ВКП(б) на идеологическом фронте.

- Что роман его не будет издан отнюдь не по злому умыслу какого-то критика (вроде Латунского).

- Что опасность ареста после призыва «ударить по пилатчине» - вовсе не плод больной фантазии. Так, призыв «ударить по воронщине» (не выдуманный, а вполне реальный) в конце концов закончился гибелью старого большевика и знаменитого критика А. К. Воронского.

Вот почему Мастер и Маргарита ожидают катастрофы, вот почему Мастер не выносит одиночества и шорохов в ночи, не дает о себе знать своей любимой (страх навредить был неодолим в то время), а сама Маргарита даже не разыскивает Мастера (что вроде бы странно с точки зрения современного человека). Если он на свободе, то, обращаясь в официальные инстанции, она его выдаст, а если нет - то и обращаться бесполезно, ведь в формальном родстве они не состоят. В такой жизни Мастеру места не было. К тому же, сам Булгаков отлично знал, что в обществе Шариковых и прочих воинствующе невежественных безбожников Мастера ждала бы еще одна беда - будь роман даже напечатан, очень мало людей смогли бы его понять. И, возможно, к счастью, «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» только в 1966 г., на исходе «хрущевской оттепели», когда сформировалось совершенно иное поколение, и потому был воспринят с восторгом и благодарностью.

Делись добром ;)