Символы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

реферат

6. ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ И СИМВОЛЫ В РОМАНЕ

Одним из важнейших христианских символов, который имеет место в данном романе, является крест.

Крест, как христианский символ, упоминается в романе восемь раз. Это кресты на церквушках, "крестообразная" черта на кольце княгини Р., кресты на кладбище, где похоронен Базаров. Матушка Павла и Николая Кирсановых "в церкви подходила первая ко кресту"; Николай Петрович опасается, что "отставным людям" "пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди". Три раза герои романа осеняют себя крестом. Перекрестилась "под шалью" княжна Х., тетка Одинцовой, узнав об отъезде Базарова и Аркадия; "начал креститься" камердинер Петр, увидев потерявшего сознание Павла Петровича; наконец, сам Павел Петрович в русской церкви Дрездена "задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…"

Таким образом, Базаров и Павел Петрович, казавшиеся столь различными, пришли к одному итогу - к кресту в церкви и на могиле.

Христианскими символами наполнены заключительные сцены романа. "Адский камень" (не что иное, как название безобидного селитро-азотнокислого серебра, применявшегося для дезинфекции) вызывает зловещие ассоциации. Торжественно звучит диалог старого и молодого Базаровых о долге христианина ("Сын мой" - "Что, мой отец?"). Угасающая лампада служит метафорой христианской кончины. Наконец, Базарова соборовали, то есть исполнили над ним церковный обряд у постели умирающего его тела елеем и произнесением над ним слов: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Однако не все современные исследователи согласны в том, что Тургенев показывает кончину отказавшегося от исповеди Базарова, как христианскую. "Содроганием ужаса" на лице Базарова при соборовании и могло быть осмыслено как ужас грешника, не подготовленного к встрече с богом, или ужас одержимого перед лицом Христа, знаком Которого является святое миро. Образ встречи с богом и диалог с ним - гневного, протестующего - поддержан описанным далее внезапным "исступлением" Василия Ивановича после смерти сына… Образ отца, потерявшего единственного сына, протестующего и смирившегося, отсылает к многочисленным библейским сюжетам об отцах и детях, в том числе об отношениях с Богом Авраама и Исаака. (30) В другом современном исследовании отмечается: "Базаров предстает в романе словно в качестве проповедника, но иной, отличной от прежней, религии, двигаясь в своих намерениях к утверждению сверхчеловека. И примечательно, что при соборовании Базарова православным священником происходят мистические вещи - как будто душа язычника или иноверца и перед смертью противится Христианскому Богу, самой идее примирения с ним".(31) Но отрекшийся от православной веры отцов герой сам не осознает, как прочно он связан с этой верой и своим происхождением, и свойствами натуры, и, наконец, своим именем.

Благородное имя Базарова - Евгений, и апостольское имя старшего Кирсанова - Павел, в романе не случайны. Если Евгений значит "благородный", то Павел - это имя апостола, который первоначально (когда еще звали его Савл) был гонителем христиан и только после встречи с Воскресшим и Явившимся ему Христом пережил духовный переворот. "Я даже до смерти гнал последователей его учения… Вдруг осиял меня великий свет с неба… Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?" Деян., 22, 4-7 Переворот в своих представлениях о жизни переживает и Павел Петрович после роковой встречи с княгиней Р. Такова же судьба и изведавшего роковую страсть Базарова (в сущности, духовный переворот находим в судьбе любого литературного Павла - от Павла Чичикова до Павла Власова)… Поистине, "сжег все…" А итог? Крест на могиле Базарова, крестное знамение, которым осеняет себя бесприютный скиталец Павел Кирсанов.

Делись добром ;)