Содержательная и языковая специфика произведения "Репортаж с петлей на шее" Ю. Фучика

реферат

2.2 Анализ употребляемых в «Репортаже с петлей на шее» изобразительно-выразительных средств

Поскольку книга представляет собой как бы «репортаж с места событий», то повествование в ней ведется от первого лица - самого автора, поэтому в книге преобладает личностное начало. Но в то же время, автор -- не исключительная личность, он не одинок в книге. Он один из многих. Друзья и соратники Ю. Фучика, как и он, борются, страдают, но сохраняют присутствие духа.

Большое значение и огромную художественную ценность несут в себе образы героев, любовно созданные автором. Это также отражает характер выбранного публицистического жанра.

Так, важное место и значение образа в публицистике отмечал, например, В.Г. Белинский: «Кажется, что бы делать искусству (в смысле художества) там, где писатель связан источниками, фактами и должен только о том стараться, чтобы воспроизвести эти факты как можно вернее? Но в том-то и дело, что верное воспроизведение фактов невозможно при помощи одной эрудиции, а нужна еще фантазия. Исторические факты, содержащиеся в источниках, не более, как камни и кирпичи: только художник может воздвигнуть из этого материала изящное здание».

Образ в публицистике не самороден, он рационально обусловлен. Каждый малый образ не случаен, он связан с центральными, доминирующими образами. Главная и неповторимая особенность публицистического образа то, что он порожден мыслью, которую он реализует, развивает, уточняет, помогает проявиться ее оттенкам.

Так, например, в главе «Люди и людишки» нам раскрывается умение автора схватить человеческий характер в ярчайшем проявлении, запечатлеть его суть. Этому научила писателя большая практика-журналиста.

В начале главы Фучик призывает любит героев войны, как людей, помнить их, чтить. Прекрасные слова проникают в самое сердце читателя, так и хочется заучить их наизусть, чтобы всегда носить с собой.

«Я хотел бы, чтобы все знали: не было безыменных героев. Были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!» Юлиус Фучик. Репортаж с петлёй на шее: Пер. с чеш. В. Андрянов, З. Грабица. Люди из «Репортажа». -- М.: Мол. гвардия, 1981. С. 31.

Невозможно остаться после этих слов равнодушным, невозможно не понять: герои - это живые люди, не абстракции, не наборы безупречных черт, а друзья, знакомые, соседи, земляки, те, кто нам близки, кто были рядом. Всего в нескольких фразах Фучик настолько обнажает перед нами тему исторической памяти, что становится даже немного страшно перед этой бездной: сколько же их, простых героев - обычных людей.

С величайшей любовью и нежностью пишет автор и о самом близком для него человеке - жене, тем ужаснее становится на душе, когда читаешь строки в которых Фучик рассказывает о ее судьбе и смерти, которая скоро свершится, невольно выступая в книге в роли пророка.

«Сегодня ночью мою Густу увозят в Польшу, "на работу". На немецкую каторгу, на смерть от тифа. Мне остается жить несколько недель. Может быть, два-три месяца». И далее «Жизнь у нас могут отнять, Густина, но нашу честь и любовь у нас не отнимет никто» Там эе. С. 39..

«Репортаж» -- обладает огромной силой идейного: и эстетического воздействия прежде всего потому, что в нем характеры как положительных, так и отрицательных героев раскрыты талантливо, не однобоко и схематично, а ярко и красочно. Меткие зарисовки Фучика воссоздают разные типы фашистов, хотя какие-то общие черты присущи большинству из них; фразы эсэсовцев написаны преимущественно в сатирическом плане. Однако в своей галерее портретов Ю, Фучик отошел от штампованного, гротеска, автор движется по пути создания образов-символов: характеры фашистов раскрыты Ю. Фучиком в, их неизбежной эволюции, обусловленной новым историческим этапом. Наметанный глаз журналиста различал колебания во вражеском лагере, появление чувства неутешности даже у самых преданных; служак.

В «Репортаже» создана целая галерея тюремных надзирателей. В то время как в камерах заключенные связаны между собой чувством дружбы, надзиратели живут в атмосфере предательства, слежки, доносов. Среди них тоже встречаются разные люди. Вот надзиратель по кличке «Самаритянин», заменявший тюремного фельдшера: «Высокий толстяк, говорит тенорком. "СС-резервист" Рейсе, школьный сторож из Кельна. Как все служители немецких школ, прошел курс первой помощи и иногда заменяет тюремного фельдшера. Он был первым из надзирателей, с которым я здесь познакомился. Это он втащил меня в камеру, положил на матрац, осмотрел раны, приложил первые компрессы. Пожалуй, он действительно помог сохранить мне жизнь. Что в этом сказалось: человечность или курсы первой помощи? Не знаю. Но, в общем, в нем все-таки проявлялся отъявленный нацист, когда он выбивал зубы заключенным евреям и заставлял их глотать полную, с верхом, ложку соли или песку как универсальное средство от всех болезней» Юлиус Фучик. Репортаж с петлёй на шее: Пер. с чеш. В. Андрянов, З. Грабица. Люди из «Репортажа». -- М.: Мол. гвардия, 1981. С. 44..

Доносчик, по прозвищу «Мельник»: Добродушный, болтливый парень, по имени Фабиан, возчик с Будеевицкой пивоварни. Он входил в камеру с широкой улыбкой на лице, приносил заключенным еду, никогда не дрался. Не верилось даже, что он часами простаивает за дверью, подслушивая разговоры заключенных, и доносит по начальству о самых ничтожных пустяках!» Юлиус Фучик. Репортаж с петлёй на шее: Пер. с чеш. В. Андрянов, З. Грабица. Люди из «Репортажа». -- М.: Мол. гвардия, 1981. С. 57.

Смесью убожества, трусости, чванства и жестокости является надзиратель Витан. Писатель называет его даже не «он», а «оно» - ничтожество, убожество, нечто: «Оно отзывалось на фамилию "Витан" и когда-то служило на сверхсрочной службе фельдфебелем в чехословацкой армии. Существо сказало правду. Мы его действительно основательно узнали и говорили о нем не иначе, как в среднем роде: "оно". Говоря по совести, наша фантазия истощилась в поисках меткой клички для этой смеси убожества, тупости, чванства и жестокости, составляющих краеугольные камни панкрацского режима» Там же. С. 62..

Но не все надзиратели - нацисты и палачи. И среди них встречаются люди, взявшееся за эту работу, чтобы помочь заключенным. Таков полицейский Ярослав Гора, человек прекрасной, чистой души. «Наш» - так называет его Фучик.

«Он разведывает поле боя. Оценивает свои силы. Лицо его хмурится, он упорно размышляет, с чего и как лучше начать. ... Он простой сын народа.... У него здоровое нутро, в нем все более возрастает решимость. И он решается. Из невзрачной куколки выходит человек.

У этого человека прекрасная, чистая душа: он чуток, скромен и вместе с тем смел. Он способен пойти на все, что от него потребуется. Требуется и малое и большое. И он делает и малое и большое. Работает без позы, не торопясь, обдуманно, не трусит. Он даже не представляет себе, что может быть иначе. В нем говорит категорический императив. Так должно быть - так что же об этом разговаривать?

И это, собственно, все. Это вся история человека, в заслугу которому уже сейчас можно поставить спасение нескольких человеческих жизней» Юлиус Фучик. Репортаж с петлёй на шее: Пер. с чеш. В. Андрянов, З. Грабица. Люди из «Репортажа». -- М.: Мол. гвардия, 1981. С. 65..

Большими мастерами подпольной работы в тюрьме являются коридорный дядюшка Скоршепа (из заключенных) и Адольф Колинекий, чех, который выдал себя за немца, чтобы попасть в надзиратели, и который помог Фучику написать книгу.

Значительную роль в создании всеобъемлющей картины эпохи сыграла в книге и ее композиция. Она поражает своей стройностью, хотя автор никогда не видел снова ранее написанного и не мог перестраивать, переделывать. И все же произведению о двух мирах присуще удивительное внутреннее единство.

В «репортаже» преобладает ритмическая проза, и это наряду с богатством стилистических средств во многом способствует смысловой ёмкости небольшой книги. Краткость, с одной стороны, и многозначность слова -- с другой, послужила тому, что многие выражения из этой книги живут теперь в обиходной речи, цитируются, становятся афоризмами.

«Я любил жизнь и за ее красоту вступил в бой. Я любил вас, люди, и был счастлив, когда вы отвечали мне тем же, и страдал, когда вы меня не понимали. Кого я обидел - простите, кого порадовал - не печальтесь». Там же. С. 11.

«Сколько столетий нужно человечеству, чтобы прозреть!» Там же. С. 24.

«И мы поем. Поем, когда нам взгрустнется, поем, когда выдается веселый день, песней провожаем товарища, с которым, наверное, никогда не увидимся, песней приветствуем добрые вести о боях на востоке, поем для утешения и поем от радости, как люди поют испокон веков и будут петь, пока останутся людьми» Там же. С. 40..

«Без песни нет жизни, как нет ее без солнца». Юлиус Фучик. Репортаж с петлёй на шее: Пер. с чеш. В. Андрянов, З. Грабица. Люди из «Репортажа». -- М.: Мол. гвардия, 1981. С.40

«Воскресение из мертвых - явление довольно своеобразное. Настолько своеобразное, что и объяснить трудно. Мир привлекателен, когда в погожий день ты только что встал после доброго сна. Но, если ты встал со смертного одра, день кажется прекрасным как никогда, и ты чувствуешь, что выспался лучше, чем когда бы то ни было». Там же. С. 47.

«Слабые души! Какая же это жизнь, если она оплачена жизнью товарищей!» Там же. С. 50.

«Трус теряет больше, чем собственную жизнь» Там же. С. 59..

...Узник и одиночество - эти понятия принято отождествлять. Но это

великое заблуждение. Узник не одинок, тюрьма - это большой коллектив, и даже самая строгая изоляция не может никого оторвать от коллектива, если человек не изолирует себя сам» Там же. С. 69..

«В тюрьме братство порабощенных подвергается особенно тяжкому гнету, но этот гнет сплачивает и закаляет людей, обостряет их восприимчивость. Для этого братства стены - не преграда: ведь и стены живут и говорят условными стуками. Тюремное братство объединяет камеры всего этажа, связанного общими страданиями, общей стражей, общими коридорными и общими получасовыми прогулками на свежем воздухе, во время которых бывает достаточно одного слова или жеста, чтобы передать важное сообщение и спасти чью-то жизнь». Там же. С. 73.

Как кратко и как емко в этих мини-зарисовках, порой состоящих из одной фразы, автор наглядно показывает нам и то чем живет тюрьма, и свое отношение к этому. Силой слова он позволяет читателю не только увидеть, но и прочувствовать не только ужас жизни в застенках, но и надежду, не угасающую в душах людей, человечность, совесть, все лучшее, что есть в людской душе.

Делись добром ;)