4.4 Трагедия произведения
Нельзя сказать, что трагедия Бориса Костяева только трагедия его оборванной войной любви. Вынужденная разлука с любимой -- это скорее эмоциональный толчок, который повлек за собой душевный кризис героя. Главной же причиной надломленности и опустошения души является война, поправшая все законы человечности. Чтобы подтвердить идею всесокрушительности войны не только в физическом, но и духовном смысле, автор вывел еще один центральный образ -- старшину Мохнакова, через все произведение проходящий рядом с главным героем. О нем писатель говорит, как о русском воине, сохраняющем силу духу и воинскую честь в самых тяжелых обстоятельствах. Ожесточенный войной старшина в некотором роде противопоставлен не лишенному романтичности лейтенанту Костяеву, но считать Мохнакова человеком, свободным от моральных запретов нельзя. Это человек, для которого свята верность товарищам, боевому братству: «Люди на войне братством живы, так-то...». Однако и этого «диковинной силы и стойкости» человека не пощадила война: «Я весь истратился за войну»,-- говорит он Борису.
Для Бориса Костяева война противоестественна, он не может смириться с ее кровавой сущностью. По словам Н. Лейдермана Борис «<…> на войне душевно истрачивается. Он истрачивается от крови и смертей, от постоянного лицезрения разрушения, от хаоса, который творят люди» [15, 238].
Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка» вызывает мысли о том, что война должна стать историческим, нравственным уроком человечеству, что подобные события, уничтожающие людей, ломающие их души, не могут повториться. А память о тех страшных годах, о людях, положивших свои жизни во имя мира, должна быть вечной.
Итак, трагедия заключается не только в несостоятельности человеческих чувств, но и в самой их потери, как на примере старшины Мохнакова.
- Введение
- 1.Понятие о методе в литературоведении: сравнительно-исторический метод
- 2. Жизненный и творческий путь В. Астафьева
- 4. «Пастух и пастушка»
- 4.1 Раскрытие жанра пасторали: авторское определение
- 4.2 Стиль В. Астафьева в «Пастухе и пастушке»
- 4.3 Символика в «Пастухе и пастушке»
- 4.4 Трагедия произведения
- 5. «Людочка»
- 5.1 Раскрытие жанра рассказ
- 5.2 Стиль В. Астафьева в «Людочке»
- 5.3Символы в «Людочке»
- 5.4 Трагедия истории Людочки
- 6. Система художественных образов и их психология