Структура и функции религиозно-философского подтекста в творчестве Стивена Кинга

дипломная работа

1.1.1 Анализ романа «Нужные вещи»

Согласно автору, роман является сатирой. Рассказывая на своём официальном сайте о неоконченном романе «Каннибалы» (англ. The Cannibals), идея которого послужила толчком к написанию романа «Под куполом» (англ. Under the Dome), Кинг описал «Нужные вещи» социальной комедией. В книге The Complete Stephen King Universe: A Guide to the Worlds of Stephen King авторами дана следующая характеристика романа: «Это и драма и сатира, критика американского потребительства и алчности, и жизни в маленьком городке вообще». [34]

Кинг рассказывает, что хотел написать роман о 1980-х, так как считал их «весьма забавным» временем. Он считает, что в те годы жадность, лицемерие, нездоровый образ жизни стали свидетельством того, как «продалось» поколение «любви и мира», и над этим можно было только смеяться, потому что иначе пришлось бы плакать. Он сравнивает десятилетие с «распродажей века» и рассказывает, как однажды ему пришла в голову мысль «превратить восьмидесятые в странный провинциальный магазин «Нужные вещи» и посмотреть, что из этого выйдет». [30, с.211]

Действие романа происходит в Касл-Роке. Может показаться, что в городке царит идиллия, но там процветают разнообразные человеческие пороки - жадность, мстительность, ревность. Таинственный приезжий Лиланд Гонт открывает магазин под названием «Нужные вещи», где каждый покупатель находит то, что он давно желал приобрести и за что он готов заплатить практически любую цену. Он легко втирается в доверие людям, окутывая их сетями лести, сочувствия, доброты, но все это лишь маска, и люди это чувствуют. При прикосновении его рук люди испытывают необъяснимые неприятные ощущения. Мистер Гонт искусно проникает в душу каждого посетителя магазина, касаясь самых потаенных страхов, желаний, надежд. Что же продавалось в его необычном магазине? Щепка, лисий хвост, фотография Элвиса Пресли, очки, спиннинг, лампа из цветного стекла, бейсбольная карточка, старые игрушки, куклы, и прочее, прочее... На первый взгляд ничего особенного - мелочи, для стороннего наблюдателя ничего не значащие, но стоит только присмотреться… Для людей, приходивших в его магазин, эти вещи связаны с их сокровенными мечтами, воспоминаниями о прошлом, которое хотелось изменить, да возможности нет или, наоборот, безвозвратно ушедшими лучшими моментами в жизни, которые не повторятся больше. Этим-то и пользуется Лиланд Гонт.

Продавец магазина - сама доброта, честность и порядочность в глазах покупателя. Он с пониманием относится к каждому и предлагает за товар мизерную цену. Вы платите за него столько, сколько посчитаете нужным. Но при этом сыграете безобидную шутку над человеком, которого едва знаете и с которым в жизни почти не пересекаетесь. Что может быть плохого в шутке? Ничего! Но шутки эти оказывают нешуточное влияние на жертву розыгрыша. Сыграв эту «шутку» с человеком, счастливый обладатель нужной вещи преступает некую грань, после чего они не станут прежними. Но не всех героев устраивает такая перемена. Например, Брайан Раск, осознав свою ошибку и не выдержав мук совести, совершает суицид на глазах младшего брата, перед смертью беря с него обещание не ходить в этот магазин.

Есть и такие люди, которые в последний момент поняли, что их обманули, и эти люди собираются с силами, чтобы все исправить. Для некоторых становится слишком поздно, но некоторым дается шанс. Один из таких людей - Норис Риджвик, помощник шерифа.

Вот, казалось бы, человек получил тот толчок, который был так нужен для осуществления мечты всей жизни, но… человеку не хватает смелости идти дальше. Он запирается с этой вещью, он грезит о мечте в руках с символом этой мечты и становится параноиком. Он никого не подпускает к своей вещи, боится, что кто-то испортит ее, украдет, но сам не отваживается идти вперед. Таким образом, человек оказывается запертым в плену иллюзий и в плену вещей, что характерно для XX века. Это все самообман, но людям комфортно.

Лиланд Гонт натравливает людей друг на друга, но теперь у них есть нужные вещи, которые они не хотят оставлять ни на минуту и им нет дела до жизни и судьбы других людей. Ради своих иллюзий они готовы убивать. Убивать, мстить тем, кто якобы препятствует воплощению их мечты. И тут мистер Гонт «помогает» жителям города - продает пистолеты с пулями, пропитанными ядом. Горожане безжалостно убивают друг друга, к некоторым приходит осознание случившегося, но слишком поздно. Например, Фрэнк Джуэтт и Джордж Нельсон. «Они выхватили оружие с одинаковыми кривыми усмешками на лицах […]. Пальцы нажали на спусковые крючки. Оба выстрела прозвучали настолько одновременно, что слились в один. Сопровождаемые яркой вспышкой навстречу друг другу вылетели две пули... и столкнувшись, отскочили рикошетом в обратном направлении. […] Не веря своим глазам, они смотрели друг на друга сквозь струйки дыма, поднимавшиеся от дул пистолетов.

- Ну?! - сказал Джордж Нельсон.

- Что ну? - поинтересовался Фрэнк Джуэтт. Озлобленные гримасы на их лицах постепенно превращались в некое подобие растерянной человеческой улыбки. Джордж Нельсон сделал нерешительный шаг навстречу Фрэнку. Фрэнк так же нерешительно шагнул к Джорджу. […]» [10, с.647]

Отравленные пули не случайны в романе. Они символизируют как отравленные мачты и желания жителей города, так и товары в магазине, которые являются не тем, чем хотелось бы. Заветная покупка, оказавшись у человека, отравляет его изнутри, он перестает доверять другим людям, опасается окружающих. Это состояние перерастает в паранойю, а впоследствии и в гнев, когда обладатели вещиц начинают убивать друг друга.

Брайан Раск - первый клиент в магазине Лиланда Гонта. Ему 11 лет, он влюблен в свою учительницу по коррекции речи мисс Ратклифф, увлекается бейсболом. В магазине Гонта он купил редкую карточку, на которой изображен бейсболист Сэнди Куфэкс. Он купил ее за очень низкую цену. Как ему тогда показалось. Всего за восемьдесят пять центов, когда на деле она стоила в десятки раз дороже. Но мистера Гонта интересовали не деньги: «Оплата за эту карточку делится пополам, Брайан. Половинка, еще половинка. Одна из них - это наличные. Другая - услуга. Ты меня понимаешь?» [10, с.36] После приобретения карточки Брайан думал: «Какова бы ни была совершенная им сделка, она того стоила. Карточка вроде этой стоила всего на свете». [10, с.41] Но вскоре он изменит свое решение. Когда эйфория прошла, перед Брайаном встал очень важный вопрос: что ему делать с карточкой? Он не мог показать ее ни отцу, ни друзьям. «Да, отец, конечно, оценит карточку по достоинству, и будет рад, и даже скорее всего одобрительно похлопает его по спине и покажет большой палец... А что потом? А потом он станет задавать вопросы, как да откуда... вот в этом-то вся и проблема. Во-первых, он спросит, где купил, а, во-вторых, на какие шиши, поскольку: а) карточка очень редкая, б) в превосходном состоянии и, наконец, в) с автографом». [10, с.71] Вот тут-то с ним происходит то, чего добивался мистер Гонт, хотя, нужно заметить, не один Брайан попался на его удочку.

«Он оказался в чрезвычайно неловком положении. Ему досталась удивительно редкая вещица, а показать ее, поделиться радостью обладания - нельзя. Это, конечно, должно было испортить удовольствие и испортило, в какой-то мере, но в то же время приносило скрытое удовлетворение Скупого Рыцаря. Он обнаружил, что не столько радуется карточке, сколько злорадствует, вот, мол что у меня есть, а вам не видать как своих ушей; таким образом, он самостоятельно сделал еще одно жизненно важное открытие: тайное обладание тоже приносит своеобразное удовольствие. Ему казалось, будто частичка его души, открытой и доброжелательной, спряталась за неприступной каменной стеной и осветилась таким тусклым светом, при котором ориентироваться мог только он сам, и только чтобы не потерять то, что там спрятано. И Брайан не желал отказываться от этой привилегии. Ни в коем случае, понятно вам, ни за что на свете». [10, с.95]

Лиланд Гонт все помнил, и Брайану приснился сон, в котором хозяин магазина напоминает ему о второй части сделки. А заключалась она в том, чтобы закидать грязью простыни Вилмы Ержик. В этом и заключается перемена, «ломающая» душу человека. Ведь чтобы совершить подлость, приходится поступаться совестью.

После «розыгрыша» Брайан стал другим. Из-за него умерли две женщины - Нетти Кобб и Вильма Ержик. Мальчик осознавал свою вину. «Ему хотелось сделать что-нибудь доброе для Шона или для любого другого, что-нибудь такое, что могло бы хоть немного загладить тот страшный поступок, который он совершил». [10, с.103]

К тому же Брайан все время думал о своей карточке. Его охватила паранойя. Брайану все время казалось, будто кто-то украл ее.

Со временем и отношение мальчика к карточке изменилось. Если раньше он любил ее, то теперь она служила ему воспоминанием о «розыгрыше». С одной стороны, его мучила совесть за содеянное, с другой стороны, он понимал, что ничего уже не исправишь, он сам назначил такую цену и заплатил за свое желание. Остается только цепляться за то последнее, что дает утешение. Для Брайана это была карточка. Но в то же время она служила напоминанием о поступке, унесшем жизни двух женщин, от чего ему было еще невыносимее. Это состояние и привело к трагическому финалу для Брайана - он совершает суицид на глазах брата, предупреждая его не ходить в магазин «Нужные вещи». При этом мальчик понимал, что хозяин магазина добрался и до других людей, в том числе и до его матери.

«- Никогда туда не ходи, Шон. Нужные Вещи - это гиблое место. И мистер Гонт -- гиблый человек. Знаешь, Шон, он, наверное, вообще не человек. Обещай мне, что никогда не купишь ни одной вещи, которые он продает. Они все отравленные.

- Клянусь! - задыхался Шон. - Клянусь мамой!

- Нет, мамой клясться нельзя. Ее он тоже отравил. Поклянись самим собой, Шон. Поклянись своим собственным именем». [10, с.539]

Брайан понимал, на что идет. Он понимал, что делает больно брату, но чувство вины было сильнее. И не только чувство вины, но еще и разочарования в детских мечтах, надеждах. Он обвиняет в своем трагичном конце символ своего счастья, в итоге превратившегося в проклятье. В конце он понимает, что ошибался, что пошел неверным путем, что бейсбольная карточка не стоила таких жертв, но уже ничего не изменить. Об этом свидетельствуют последние слова Брайана:

« - Я люблю тебя, малыш. - Брайан бросил мимолетный взгляд на бейсбольную карточку. - Сэнди Куфэкс - сволочь! - произнес он твердо и нажал спусковой крючок большим пальцем ноги». [10, с.539]

Брайан умирал с раскаяньем и осознанием случившегося. Хотя он поддался искушению, но в силу своих лет он все-таки противостоял хозяину магазина, хоть и в самом конце. Но Брайан понял то, что не понимали многие взрослые, попавшие в паутину Лиланда Гонта.

Одна из таких взрослых - Салли Рэтклифф. Мисс Рэтклифф была прихожанкой баптистской церкви Преподобного Роуза, там она познакомилась со своим женихом, Лестером Праттом, и помимо значка, взывавшего к непримиримой борьбе с Казино Найт, носила на груди еще один: «Я спасена! А ты?» Как видно, девушка она была очень набожная, на чем и сыграл мистер Гонт, у которого она купила обломок от Нева ковчега, как уверял ее продавец. Прикасаясь к нему, она испытывала необъяснимые приятные ощущения - она слышала шум волн, животных и птиц, ей становилось от этого спокойно. Как и все покупатели, она купила этот предмет за очень низкую цену (17 долларов) и дала обещание подшутить над директором Средней школы, в которой она сама работала.

Но Лиланд Гонт все продумал, и «шутку» сыграли с ней. Она обнаружила в машине своего жениха любовное письмо с фотографией, на которой Лестер целовался с другой женщиной.

Над Лестером тоже «подшутили». Он нашел у Сэлли бумажник Джона Лапонта - мужчины, с которым Сэлли встречалась до него. Но если Сэлли не стала выяснять отношения, а побежала плакаться к подруге, то Лестер как раз пошел разбираться и убил предполагаемого обидчика, но в потасовке убили и самого Лестера. Узнав об этом, Салли посчитала себя виновной в смерти жениха. «На улице Деллз Лейн, в спальне своего дома, в платяном шкафу, висела Салли Ратклифф. […] Узнав о том, что случилось с Лестером Праттом, и сочтя себя виновной в его гибели, она повесилась на поясе махрового купального халата. Правая рука ее лежала в кармане платья и сжимала небольшой кусочек деревяшки. Деревяшка была черна от старости и изъедена червями. […]». [3] Как мы видим, Салли, набожная, наивная Салли тоже угодила в паутину мистера Гонта. В этом случае Гонт разрушил самое важное, что есть у людей - это любовь, которая в творчестве Кинга занимает важное место. Любовь Салли и Лестера не выдержала испытаний, за что влюбленные и поплатились. Салли сдалась и не разглядела обмана.

Но по-другому обстоят дела у Норриса Риджвика. Норрис - полицейский, помощник шерифа Алана Пэнгбора. Купил в магазине «Нужные вещи» спиннинг, напоминавший ему о лучших мгновениях детства - рыбалке с отцом. Как и остальные, Норрис приобрел его по низкой цене, вскоре он забросил работу не в силах расстаться с покупкой, но и не в состоянии воспользоваться ею. Он, как и остальные, сыграл «шутку», которая привела к серьезным последствиям.

«Он был так счастлив, став обладателем этого спиннинга, так радовался, что цена оказалась столь низкой, что теперь, осознав ее истинную непомерность, совсем упал духом. Нет, расплатиться за свое сокровище Норрис не в состоянии». [10, с.236]

Норрис дошел до крайней степени отчаянья и, как Брайан Раск, решил покончить с собой. Надел парадный костюм, наладил петлю и поставил спиннинг у стены сарая, чтобы в последнее мгновение видеть перед собой напоминание о несбывшейся мечте.

Норрис обвинял себя в событиях, происходящих вокруг, он понял, что отчасти это его вина.

«Во всем этом виноват я, - думал Норрис. - Не полностью - о Господи, нет! - но частично. Я принимал во всем этом участие. По моей вине ранен и находится в больнице в Оксфорде, где теперь, может быть, уже умер, Генри Бофорт. Я причина тому, что Святоша Хью лежит в морге, в холодильнике. Я. Тот самый человек, который с самого раннего детства мечтал стать полицейским только для того, чтобы служить людям, помогать им, защищать их». Глупый, смешной, неловкий Норрис Риджвик, который положил глаз на его спиннинг «базун» и решил, что сможет приобрести его по дешевке. Он не смог сохранить порядок в городе, который с детства поклялся защищать.

- Я сожалею о том, что сделал, - сказал Норрис. - Теперь уже ничему не поможешь, но так или иначе, я очень сожалею» [10, с.236]

Вообще Норрис повел себя как предатель, решив уйти от проблем с помощью самоубийства. Но в последний момент, в отличие от других, он нашел в себе силы сопротивляться.

«Он хотел спрыгнуть с табурета, и вдруг незнакомый голос заставил его остановиться. Голос прозвучал изнутри его существа: «Так почему же ты тогда не хочешь свою ошибку исправить? Трус несчастный!». [10, 236]

Но Норрис пока не может найти в себе силы собраться и действовать.

«Тогда хотя бы взгляни повнимательнее, ради чего ты все это натворил, - не унимался сердитый голос. - Это хоть ты можешь сделать? Взгляни. Только очень внимательно». [10, с.237]

В этот момент просветления Норрис видит, что на месте его спиннинга «стояла старая паршиивая бамбуковая удочка, почти палка, с привязанной к ней веревкой детской катушкой «зебко». [10, c.237]

Все еще стоя на табурете, с петлей на шее, Норрис думает: «Украли!». Он разгневан и напуган. К нему в одночасье вернулся параноидальный страх преследования, и он готов был уже мчаться на улицу на поиски вора. Но люди здесь были не при чем. «Так было с самого начала. Все, что, как тебе кажется, украдено, - твое больное воображение. И заболел ты самостоятельно, по собственной воле». [10, c. 238] Но он сам поставил его туда перед тем как забраться на табурет, чтобы в последний раз наглядеться перед смертью. Никого здесь не было, никто его спиннинг не трогал, а значит - голос прав.

«Так было с самого начала, - настаивал кто-то гневно внутри Норриса. Вопрос лишь один: собираешься ли ты что-нибудь по этому поводу предпринять или убежишь, чтобы скрыться навсегда во мраке?». [10, с.239]

К Норрису приходит осознание того, что с ним произошло. Осознание, принятие собственной вины и желание все исправить. Это и придало ему силы в тот момент, когда он стоял на краю пропасти и чуть было не сорвался туда. «Норрис схватился за петлю и в этот момент почувствовал, что он в сарае не один. Ему показалось, что он чувствует запах табака, одеколона «Джентльмен с юга» и аромат свежесваренного кофе. Иными словами - запахи, присущие мистеру Гонту.

То ли он потерял равновесие, то ли чьи-то злобные руки столкнули его. Одной ногой он задел табурет и, раскачавшись, отшвырнул в сторону». [10, с.240]

Ведь от мистера Гонта ничего не скроется. Все пошло не так, как планировал мистер Гонт. Этим он и был недоволен.

«Обманутые не должны видеть того, что есть на самом деле, во всяком случае до тех пор, пока это уже ничего не сможет изменить». [10, c.511]

Но Норрис цеплялся за жизнь. И выжил.

Он испытывал чувство стыда и ярости. «Бамбук, грязный, презренный бамбук. Это барахло не стоило ничего и уж тем более той цены, которую он собирался за нее заплатить». [10, с.237]

И Норрис твердо решил если не исправить положение вещей, то хотя бы помочь в этом остальным. И он внес в значительный вклад в спасение города от Лиланда Гонта. Норрис спас жизнь Полли Чалмерс, убив помощника Гонта - Туза Мерилла.

«И тогда Норрис почувствовал невероятную слабость. Но к слабости этой примешивалось полное и глубокое удовлетворение». [10, с.476]

Норриса Риджвика можно сравнить с Иудой, потому что, как и Иуда, Норрис хотел бросить свой город. Как и Иуда, Норрис повесился бы. Но в конце концов он раскаялся, осознал свою вину, принял ее и исправил (как и происходит на исповеди). Поэтому Норрису был дарован шанс на исправление ошибок, а за этим и прощение.

Еще один персонаж, на которого стоит обратить внимание - Хью Прист. Хью - городской пьяница. Как-то раз, после очередной попойки, Хью, проходя мимо магазина «Нужные вещи», обращает внимание на одну вещь - лисий хвост.

«И вдруг снова вернулся 1955 год, он только что получил свое водительское удостоверение и катил на Школьный Чемпионат Западного Мэна - Касл Рок против Гринзиарк - в отцовском "форде" выпуска 1953 года. […] Хью Прист сидел за белым рулем, а привязанный к антенне, развивался длинный роскошный лисий хвост, именно такой, на который он теперь любовался в окне витрины.

Он вспомнил, как мечтал, что когда у него будет собственный кабриолет он привяжет на радиоантенну такой же хвост.

Еще он вспомнил, как отказался от предложенной фляги, когда подошла его очередь. Он ведь был за рулем, а когда ведешь машину, пить нельзя, поскольку ты в ответе за жизнь своих пассажиров. И еще кое-что он вспомнил: уверенность в том, что это самый счастливый час самого счастливого дня в его жизни». [10, с.174]

Как видим, даже Хью Приста посетили оптимистичные мысли и уверенность в себе. А главное - надежда в будущее. Светлое будущее. И, главное, он поверил, что может стать лучше.

«И вдруг его осенило: я могу измениться. Идея тоже оказалась заманчиво ясна. Я могу начать все сначала. Разве такое возможно? Да, думаю, иногда возможно. Я могу купить этот лисий хвост и привязать его к антенне своего «бьюика». […] В тот момент, глядя на лисий хвост в витрине Нужных Вещей, Хью увидел свое будущее. Впервые за долгие годы он заглянул в свое будущее и увидел там развевающийся, словно знамя полка, прекрасный рыжий хвост с белым пушистым кончиком». [10, с.175]

Но страх, боязнь менять свою жизнь берут верх над этим.

«А потом вернулась реальность, и она, реальная жизнь, пахла дождем, промозглой сыростью и грязной одеждой. Не видать ему рыжего лисьего хвоста, не будет у него встречи Анонимных Алкоголиков, разноцветных карточек, не видать ему будущего. Ему, блин, уже пятьдесят один год, а пятьдесят один год, блин, это чересчур много для того, чтобы мечтать о будущем. В пятьдесят один ты просто бежишь для того, чтобы ускользнуть от снежной лавины своего прошлого». [10, с.177]

Но, в конце концов, Хью покупает хвост за низкую цену и обещанием «подшутить» над Нэтти Кобб (что впоследствии привело к ее смерти).

Новую жизнь Хью так и не начал. Он испугался. Он снова вернулся к бутылке и, в буквальном смысле, запер свою мечту в кухонном шкафу.

Хью, как и многие другие, заперся в своих иллюзиях, грезя о своей мечте, которую он боится осуществить. Но, в отличие от других, он мало того, что не замечает обмана, так еще и совсем сходит с ума и убивает людей.

Патриция Чалмерс, известная как Полли - владелица ателье «А мы тут шьем себе потихоньку» красивая женщина средних лет. Страдает артритом. У Полли была тайна, которую она не хотела никому открывать: в юношескую пору, забеременев от своего ухажера, покинула родительский дом и отправилась в Сан-Франциско. Там она родила сына Келтона, который, будучи совсем маленьким, погиб во время пожара в доме, случившегося по вине его нянечки. Ее Лиланд Гонт наметил своей главной жертвой. Однажды она сказала, что за то, чтобы боль прошла, отдаст что угодно и мистер Гонт этим воспользовался. Он продал Полли амулет - ацку - который помогал при артрите. Условие было одно - никому не показывать и не снимать амулет, иначе боль возобновится и будет сильнее, чем была. Пока Полли носила амулет боль действительно исчезла, но она чувствовала, как в нем шевелится что-то живое. Пока Поли носила амулет, начал меняться и ее характер. Но эти изменения она стала замечать и порыве ярости, когда Полли поняла, что ее обманули, она сняла и разбила амулет.

«Шарик ударился о стену, отскочил, упал на пол и раскололся. Вспышка молнии осветила комнату, и Полли увидела, как из трещины показались две волосатые лапы. Трещина расширилась, и на свет Божий выполз маленький паучок». [10, с.485]

Здесь Кинг по-своему трактует заговор на исполнение желания: необходимо положить паука в орех, замотать орех, повесить на шею и не снимать три дня. По истечении срока закопать в том месте, где никогда не ходил. В этом случае желание исполнится.

Вообще пауки в произведениях Кинга встречаются часто и всегда выполняют функцию зла, будь то зло в чистом виде (паук в романе «Оно»), главный помощник злых сил (Мордред в цикле «Темная башня») или слуги сил зла (пауки в романе «Безнадега»)

Полли убивает паука, и боль возвращается, но Лилианд Гонт добился другого - он поссорил ее с возлюбленным Аланом Пангбором. Он подставил Алана так, чтобы Полли подумала, будто он копается в ее прошлом. Но не все было известно мистеру Гонту - он допустил ошибку, которая помогла Полли осознать, что ее обманули и попытаться исправить положение.

«Это письмо адресовано мисс Патриции Чалмерс, а не Полли Чалмерс. А кто в Касл-Рок называет ее так? Тот самый человек, который знал полное имя Нетти Кобб - Нетитция. Ее добрый друг - Лиланд Гонт». [10, с.512]

Но в отличие от Салли и Лестора, любовь Полли и Алана выдерживает все серьезные испытания, даже когда в их отношения вмешивается сам дьявол.

Алан Пангбор - шериф Касл-Рока. Незадолго до описываемых в книге событий в автокатастрофе погибли его сын и жена. Алан винил себя в их гибели, укорял за то, что не заметил изменений в поведении жены и не предотвратил катастрофу.

Его одного Лилинд Гонт выделил из всех и даже боялся. Алан никак не мог попасть в магазин «Нужные вещи». Мистер Гонт всегда находил предлог закрыть магазин, чтобы Алан не зашел к нему. Судя по всему, Хозяин магазина видел в шерифе серьезную угрозу. И Алан единственный, кто смог противостоять его чарам. Судя по всему, должность шерифа символична. Алан выше горожан не только по социальному статусу, но и духовно.

Когда Алан все-таки попал в магазин, помещение выглядело так, будто туда давно никто не заходил. За прилавком Алан нашел послание от хозяина магазина. И в случае Алана мистер Гонт затрагивал сокровенные струны души: «Мне известно, что Вы давно и страстно желаете знать, что случилось в последние минуты жизни Вашей жены и сына. Уверен, что на этот вопрос можно легко и кратко ответить. Заверяю Вас в своем наилучшем к Вам расположении». [10, с.559]

Алан пытается бороться с искушением. Лиланд Гонт пытается внушить Алану, будто его жену и сына убил его давний враг Туз Мерилл. Алан поддается влиянию и его охватывает гнев. В эту минуту духовной слабости в его сознании возникает образ Брайана Раска. Мальчик напоминает шерифу о методах мистера Гонта. Рассудок возвращается к Алану и он понимает, что Лиланд Гонт шарлатан, ему становится понятна истинная сущность продавца нужных вещей.

В финальной сцене, когда хаос в городке подходит к кульминации, Лиланд Гонт с чемоданом человеческих душ пытается уйти, но его останавливает шериф Алан Пангборн. В результате Лиланд Гонт принимает свою истинную чудовищную сущность.

Эта сцена перекликается с библейским апокалипсисом. Лиланд Гонт представлен в образе Зверя, о котором говорится в Библии, что он будет хулить Бога и править землей три с половиной года; развяжет войну против святых и победит. За исключением тех немногих, чьи имена были записаны в Книгу Жизни, весь мир станет почитать зверя. И спросят люди: «Кто подобен зверю сему? И кто может сразиться с ним?» (Откр. 13:4)

Аллан Пангбор противостоит Зверю и побеждает его с помощью игрушки своего умершего сына. Здесь прослеживается аналогия с Христом, который принес себя в жертву во имя человечества.

На примерах разных жизней Кинг в этом романе показывает, что все люди разные. В такие моменты, как прибытие Лиланда Гонта в город, проверяется испытание веры людей - способны ли они справиться со своими демонами, на сколько сильна их вера, ведь именно в таких обстоятельствах она и проявляется. И выясняется, что некоторые из тех, кто в обычной жизни занимал высокий пост, или был набожным человеком, оказался слаб духом, а неприметные, забитые люди, может даже в Бога никогда не верящие, оказываются достойными противостоять злу.

Примеры Полли и Алана ярко показывают, что дьяволу не все позволено и не все известно. Суть последних эпизодов в том, что у человека есть силы противостоять дьявольским козням, если в нем сильна вера; у человека всегда есть свобода выбора. Эту тему мы подробнее разберем во второй части работы.

Так кто же такой, этот Лиланд Гонт? Дьявол? Вряд ли. Скорее демон, обладающий чертами дьявола.

Дьявол - главный противник Бога и небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели. Дьявол не имеет власти над свободною волею, но обладает всемогущею способностью волновать дух всевозможными эмоциями и отравлять память человека незабываемыми впечатлениями. Тонкий знаток каждого, к кому он приближается, он всегда во всеоружии, чтобы слепить грех из собственных психических средств человека. Он всегда на ловле душ. За это его зовут охотником, рыболовом, развратителем, вором, убийцею душ, а св.Иероним даже - пиратом, разбойничающим на море житейском. Но Дьявол не может захватить душу, если раньше не испачкает ее и не развратит грехом. Дьявол не властен насиловать свободную волю, но в состоянии расставить ей сети к непременному падению. [1, с.384]

Так же и Лилианд Гонт - не всякого он завлекает. Жертвами становятся те, у кого есть какая-то слабость, червоточина в душе. Гонт знает, что в маленьком городке люди вынуждены уживаться между собой и у многих есть затаенная злоба или обида на другого. Стоит только немного подогреть ее, поднести спичку и произойдет взрыв.

Те «маленькие услуги», которыми покупатели расплачивались за товар и провоцировали этот взрыв.

Апостол Павел говорил, что «искушению подвластны все люди, во всех возрастах и положениях, причем Сатана соответственно изменяет и характер, и энергию, и средства искушения, выказывая себя в приспособлении к своим жертвам тонким психологом и остроумным логиком». [1, с.385]

Так же и мистер Гонт - он был тонким психологом. Кого надо запугивал и унижал, перед кем-то представал обаятельным мужчиной - Полли была от него просто в восторге, он единственный, кроме Полли, сумел завоевать доверие запуганной Нетти Кобб.

В итоге мистер Гонт толкал людей на самый страшный грех, который не прощается. Грех этот - самоубийство. Самоубийство является хулой на Святого Духа (богохульство) и не может быть прощено. Но не только богохульством грешили жители города Касл-Рок. Гордыня, гнев, зависть, блуд, алчность, уныние - за все это жители города поплатились, потому что если вы заключаете сделку с дьяволом, а товар - ваше сокровенное желание, то знайте, это не пройдет вам даром, готовьтесь заплатить за это соответствующую цену и цена эта будет - ваша душа.

Мир романа - грязный, порочный, остается таким до самого конца, даже веры, в традиционном понимании этого слова, здесь нет, если даже священники церкви проводят «Ночи в казино», строят друг другу козни и, в конце концов, теряют терпение и идут буквально войной друг на друга. Ни один из героев романа не обращается напрямую к Богу и не просит его о помощи. Нет четкого разделения на добрых и злых героев - он создает персонажей порочных, но исполненных добротой, или порочных и злых, или тех, кто вмещает и добро, и зло одновременно. Мир этого романа - это мир без Бога и без Света, мир, где человек оставлен исключительно один на один с нечистью и безумной жестокостью.

Делись добром ;)