2. Творческий путь Ю. В. Бондарева
Выдающийся прозаик, публицист и общественный деятель, Юрий Бондарев является признанным классиком современной отечественной литературы. Произведения, созданные им с поистине эпическим размахом, в полной мере отразили авторскую и гражданскую позицию писателя и нашли своего искреннего, преданного читателя. Его книги о героизме народа в годы Великой Отечественной войны полны размышлений о духовности и морали, о долге и чести. Они отличаются не только достоверностью деталей фронтовых будней, но и напряженным драматизмом, психологической глубиной.
«Если у писателя не было биографии, он не сможет создать ее искусственно, он может ее только пополнить. Между тем жизнь современного писателя настолько насыщенна, что необходимо лишь подробно осмысливать ее. Материал лежит везде», - писал Ю.Бондарев в своих мемуарах. У писателя Ю.Бондарева биография была. Идашкин Ю. Грани таланта: О творчестве Юрия Бондарева. - М., 2009 г. стр. 291.
Нфронте в сознание Бондарева окончательно вошли кристально чистые и ясные заповеди любви к Родине, порядочности, верности - ведь в бою все обнажено и очевидно: что есть добро, а что - зло. И каждый оказывается перед выбором - его Бондарев сделал раз и навсегда. Он избрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: «человек рождается для любви, а не для ненависти».
Печататься Юрий Бондарев начал в 1949 году. Первые рассказы писателя выходили в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь». В 1951 году он окончил Литературный институт имени М. Горького. В том же году был принят в Союз писателей СССР. Из журнальных публикаций составился первый сборник рассказов «На большой реке» (1953).
В 1956 г. появилась в печати повесть «Юность командиров» - о жизни курсантов артиллерийского училища, в 1957 г. - повесть «Батальоны просят огня», которая стала классикой военной прозы в советской литературе. «Батальоны просят огня» и повесть о самом конце войны «Последние залпы» (1959) принесли Ю.Бондареву славу. В них была сказана «беспримерная, обжигающая правда о войне». Но несмотря на то, что критика стала относить творчество Бондарева к «военной прозе», уже в ранних повестях писатель остро ставил вечные вопросы о подлинном смысле жизни и человеческого счастья, о добре и зле. Эти вопросы стоят и перед полковником Иверзевым («Батальоны просят огня»), и перед капитаном Новиковым («Последние залпы»), и перед героями последующих романов писателя.
Его перу принадлежат романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975; Государственная премия СССР, 1977), «Выбор» (1980; Государственная премия СССР, 1983), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999); повести «Юность командиров» (1956), «Последние залпы» (1959), «Родственники» (1969); сборник рассказов «Поздним вечером» (1976); книги литературных статей «Поиск истины» (1976), «Взгляд в биографию» (1977), «Хранители ценностей» (1978).
Впечатления военных лет нашли отражение во многих его произведениях. В повестях «Батальоны просят огня», «Последние залпы», в романах «Горячий снег», «Берег» Юрий Бондарев показал героизм советских солдат, офицеров и генералов, раскрыл их психологию и неизменную верность Родине и народу. Его знаменитый роман «Тишина» рассказал о судьбах людей, прошедших сражения, которые искали и не всегда могли найти свое место в послевоенном обществе.
Юрий Бондарев верит в правоту однажды избранных социалистических идеалов и в них находит ответы на вопросы, которые ставило перед ним его время. «Всякому разумному человеку дано думать, что жизнь его не праздный случайный подарок, а несет в себе великий земной смысл - воспитать собственную душу в борьбе за свободное существование, за очеловечивание человека во имя всемирной справедливости, выше которой ничего нет», - сказал Юрий Бондарев на одной из встреч с читателями.
Главная тематика романов Ю.Бондарева - это нравственная заостренность повествования, обращённость в наш день, к духовному миру современника. Нельзя не согласиться с мнением критика А. Ланщикова: «Герои Ю.Бондарева истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других, что сообщает им ту мягкость характера, которая так привлекает людей. Они мужественны в бою и до последней капли крови отстаивают каждую пядь родной земли. Они упорны в своей деликатности и деликатны в своем упорстве и до последнего вздоха отстаивают свой духовный мир, мир высоких нравственных ценностей своего народа».
60-80-е гг. ХХ века в советской литературе - время, когда происходили значительные изменения жизненного материала, тематики и проблематики художественных произведений. И если в предшествующий период развитие советской литературы шло под знаком напряженных индивидуальных нравственных исканий персонажей, то в семидесятые усилилась философская направленность художественной прозы. В литературе по-прежнему было широко распространено мнение, что главная книга о войне еще впереди. Ершов Л. Эхо войны и память сердца: О творчестве Ю. Бондарева // Звезда. - 1984. - №3. В сборнике статей по художественной литературе. Ст. 432. Стр. 496. Именно это и обусловило в этот период усиленные поиски новых жанровых форм. Писатели, рассказывая о современности, постоянно возвращаются к памяти военных лет, сопоставляют день сегодняшний и день вчерашний. Многие исследователи подчеркивают, что именно в середине 60-х - 80-е гг. ХХ века наметилась необходимость в жанрах, «раздвигающих масштабы художественного миропонимания до масштабов исторической современности». И литература искала такие жанры: романтическое повествование («А зори здесь тихие» Б.Васильева), героическая повесть с притчевым подтекстом («Обелиск» В.Быкова), героический роман («Горячий снег» Ю.Бондарева).
Уже в первых своих произведениях Юрий Бондарев утверждает, что «величайшая ценность данного мира» - человек, всей своей жизнью отстаивающий высокие принципы революционной нравственности.
В «Горячем снеге» полнота и насыщенность в передаче героического начала, в воссоздании «мысли народной» (выражение Л.Толстого) достигается не за счет беспредельного расширения изображаемых событий, а за счет глубины и объемности их изображения.
«Горячий снег», если сравнить его с предыдущими романами и повестями автора, произведение во многих отношениях новое. И прежде всего по новому ощущению жизни и истории. Этот роман возник и развернулся на более широком основании, что сказалось в новизне и богатстве его содержания, более масштабного и философски размышляющего, тяготеющего к новой жанровой структуре. И вместе с тем он часть биографии самого писателя. Биографии, понимаемой как непрерывность жизни человека и человечества. Эта генерализирующая идея, заявленная в романе о битве под Сталинградом, во всей своей полноте развернется и в последующих произведениях Юрия Бондарева, особенно в «Береге».
Еще в рецензиях на романы «Тишина» и «Горячий снег» исследователями творчества Ю.Бондарева отмечалось характерное для его произведений 60-80-х гг. ХХ века и для всего литературного процесса этого периода постепенное укрупнение масштабов изображаемых событий и характеров. Эта тенденция нашла продолжение в работе писателя над многосерийной киноэпопеей «Освобождение».
Следующие романы Бондарева «Берег» (1975), «Выбор» (1979), «Игра» (1985), «Искушение» (1991) составили своего рода тетралогию о судьбе русской интеллигенции за последние полвека. В ней автор повествует о духовных исканиях своих героев-интеллигентов: писателя Никитина («Берег»), художника Васильева («Выбор»), кинорежиссера Крымова («Игра»), ученого Дроздова («Искушение»). Никитин, преодолев все тяготы жизни на войне, приходит к ощущению собственной вины за происходящее в послевоенном мире. Недовольство самим собой, осознание призрачности человеческой жизни приводит его к мечте о некотором волшебном береге. Переосмысление жизненных ценностей обнаруживает себя в последних пейзажах Васильева, который также общую беду воспринимает как личную вину. Трудность анализа «Берега» и «Выбора» состоит в том, что их герои соприкасаются с действительностью главным образом в пространстве рефлексии и мысли. Реальность проступает в романах лишь в отрывках, снах, воспоминаниях. Романы Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра» выдержали множество переизданий, были переведены на несколько десятков языков.
Таким образом, если всматриваться в развитие прозы Бондарева от первых повестей до романов «Берег» и «Выбор», то нетрудно заметить, что уже в первых произведениях о войне усилия писателя как художника, стремящегося исследовать характер в его возможной глубине и сложности, связаны не только с главным конфликтом - борьбой с фашистской Германией, но и с теми противоречиями, которые проявляются в среде людей. В сюжетном движении немалую роль играют коллизии, источник которых - разная мера зрелости, особенности склада личности, непримиримость нравственных позиций. От первых повестей до романов данный аспект художественного внимания усиливается и нарастает. Золотусский И. Материал и мысль. Заметки о прозе Ю. Бондарева // Литературная газета. - 1969. - 26 ноября. Стр. 28.
Можно сказать, что Ю.Бондарев прошел сложный путь от повестей «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» к роману «Горячий снег» и дальше к романам «Берег», «Выбор» - типологически характерный для литературы последних лет путь последовательного восхождения от драматически напряженных, психологически насыщенных, но коротких, строгих по языку повествований, ограниченных сюжетно рамками одного или немногих взаимосвязанных эпизодов войны, ко все более укрупненному, ко все более масштабному изображению ее событий, широко развернутых во времени и пространстве, увиденных на просторах мировой истории.
- 27.Военная проза конца 1950х-1980х годов(Бондарев,быков,Бакланов,Кондратьев,Ананьев,Васильев,Богомолов).
- Тема1.3. Лирика м. Ю. Лермонтова.
- Личность и творчество ю. М. Лотмана
- Биография души
- 14.Проза ю. Бондарева.( или любой другой представитель военной прозы)
- Тема памяти в рассказе ю. В. Бондарева «Простите нас!»
- Биография.