logo
Биографии / Жизненный и творческий путь Николая Андреевича Римского-Корсакова

По мировой художественной культуре

НА ТЕМУ:

«ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

НИКОЛАЯ АНДРЕЕВИЧА РИМСКОГО-КОРСАКОВА»

Учени класса школы-лицея №______

______________________.

ПРОВЕРИЛ (А):_________ ОЦЕНКА:______________

МОСКВА

1999

ПЛАН РЕФЕРАТА.

  1. Каждый художник неповторим.__________________ 3

  2. Детство.________________________________________3

  3. Родители. Брат.________________________________ 4

  4. Отроческие годы._______________________________ 4

  5. Плавание за океан.______________________________ 6

  6. Музыка._________________________________________6

  7. Первая опера. Первая любовь.____________________8

  8. Профессор Петербургской косерватории.________ 10

  9. «Майская ночь».________________________________ 11

  10. «Снегурочка».__________________________________ 11

  11. Безвременье.____________________________________ 13

  12. «Мне кажется что меня зовут Модестом Петровичем».__________________________________ 14

  13. Два шедевра.___________________________________15

  14. Новые времена и новые заботы.________________ 16

  15. Мамонтовская опера.___________________________17

  16. «Царская невеста»._____________________________17

  17. «Сказка о царе Салтане».______________________ 18

  18. Ученики и учитель.____________________________ 18

  19. «Кащей бессмертный»._________________________ 19

  20. Художник и революция.________________________ 20

  21. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».____________________________________ 23

  22. «Золотой петушок» - последняя опера Римского-Корсакова._____________________________________25

  23. Наследники и душеприказчики__________________26

  24. Список музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакрва_____________________________________28

  25. Список использованной литературы____________30

Каждый художник неповторим.

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-х годов к большому общественному подъёму.

Революционные идеи 60-х годов нашли своё отражение в литературе, в живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.

Каждый художник неповторим. Среди композиторов “Могучей кучки” Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакова - это беззаветное и бескорыстное служение искусству, верность своим идеалам.

Детство.

Николай Андреевич родился в небольшом, но по тем временам довольно оживлённом северном русском городе Тихвине 6/18 марта 1844 года. Судоходная Тихвинка соединяла город с большими реками и озёрами. Вокруг зеленели густые леса.

На другом берегу этой речки, прямо против скромной усадьбы Римских-Корсаковых, высились белокаменные стены и сияли золотые купола старинного Большого или Богородицкого монастыря. О детстве Ники известно мало. В своих воспоминаниях он добросовестно перечисляет ранние музыкальные впечатления, упоминает о том, что умел целыми часами играть один, что говорит о том, что у него почти не было товарищей, а фантазия работала на славу. Известно, что увлечённый письмами и рассказами брата о дальних краях и океанских плаваниях, он заочно влюбился в море и морское дело, строил модели судов, в играх воображал себя мореходом, терпел кораблекрушения и выплывал из водной бездны. Из его детских писем узнаём также, что уже очень рано он увидел дивную красоту звёздного неба, научился безошибочно различать крупные звёзды, планеты, главные созвездия, вслушивался в пение птиц, следил за цветением деревьев, кустарника, полевых трав. Из него мог вырасти впоследствии зоркий учёный, равно как поэт или художник.

Родители. Брат.

Вспоминал Николай Андреевич, его отец Андрей Петрович был весьма уважаемым тихвинским обществом, разрешал споры как человек редкой правдивости и беспристрастия, давал советы. Любимцем Ники был младший брат отца Пётр Петрович - добродушный чудак, прекрасно певший старые русские песни. Певала их и мать композитора Софья Васильевна, женщина яркая и своеобразная. Спокойная и твёрдая, с непередаваемым выражением ума и внутреннего достоинства, Софья Васильевна была Нике не только любящей и заботливой матерью, но и другом. Другом, безгранично авторитетным в глазах мальчика, был и Воин Андреевич. Он был старше Ники на целых 22 года, прекрасно играл на фортепиано и свободно читал ноты с листа.

Уже очень рано у Ники проявились задатки композиторского дара: непогрешимое чувство ритма, абсолютный слух, органическое чувство гармонии и тембра и не на последнем месте восприимчивая музыкальная память, на многие годы закрепившая услышанные в детстве напевы и звуки. Но позже Римский-Корсаков вспоминал: «Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, и меня пленяла мысль сделаться моряком. В конце июля я впервые расстался с матерью и дядей: отец повёз меня в Петербург, в Морской корпус».