Новые времена и новые заботы.
Новый способ оркестровки Римский-Корсаков попробовал применить в опере-балете «Млада», над которой стал работать тогда же, в 1889 году. И действительно, лучшими эпизодами «Млады» оказались массовая народная сцена второго действия - праздник Купалы и всё третье действие - ночь на горе Триглав. Здесь громадный оркестр оправдал себя вполне. Первое представление состоялось на сцене Мариинского театра только 20 октября 1892 года. Сам Балакирев, к этому времени находившийся с Римским-Корсаковым во холодно-враждебных отношениях, назвал музыку появления Египетского зала и последующую сцену «просто гениальной». Несмотря на успех премьеры, «Млада» в репертуаре не удержалась.
Начало 1890-х годов было для Римского=Корсакова во многих отношениях небывало тияжёлым. Оно принесло ему семейные горести - смерть матери, тяжёлую болезнь жены и среднего сына Андрея, смерть самого младшего - Славчика и меньшой дочери Машеньки. Эти беды, глубоко пережитые Николаем Андреевичем, совпали с трудно давшимся ему разрывом отношений между ним и Балакиревым, с временным, как оказалось, охлаждением отношений с Глазуновым и Лядовым.
Каждый человек болеет по-своему. Римский-Корсаков и в пору своего душевного кризиса сохранил и даже ещё ярче ощутил пожирающую жажду познания. Но композитор возвращается к музыке, возвращается обогащённый пережитым и передуманным.
Издавна его тянуло к опере на сюжет гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» из того же сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Новая опера содержала несколько прекрасных музыкальных эпизодов, начиная с увертюры, создавшей у слушателя почти физическое ощущение декабрьской ночи. На сцене Мариинского театра «Ночь перед Рождеством» показали 28 ноября 1895 года. Но петербургские рецензеты за редким исключением встретили оперу не просто холодно, но с нескрываемой враждебностью.
Летом 1889 года в организованных Беляевым и руководимых Корсаковым Русских симфонических оркестровых концертах в Париже французский музыкальный мир открыл для себя творчество «Могучей кучки». «Сбор был полный и успех большой, - отмечает в своих воспоминаниях Николай Андреевич. -…На концерты съехались музыканты из других городов… Бельгийцы расстались со мною дружески».