Цель: На примере комедии «Ревизор» дать студентам представление о своеобразии драматургического творчества Гоголя.
Задачи: 1. Раскрыть социально-политический, психологический и философский смысл комедии. 2. Рассмотреть образную систему, приемы и средства характеристики основных персонажей. 3. Определить художественную природу смеха в «Ревизоре».
План к обсуждению
Замысел и история создания комедии.
Комедия «Ревизор» и социальная действительность России 1830-х годов. Особенности изображения «сборного города».
Особенности драматического конфликта. Истинный и мнимый конфликт. Ю.В. Манн о «миражной» интриге.
Динамика сюжета. Приемы и средства характеристики основных персонажей.
Образ Городничего и его роль в комедии.
Хлестаков – «главное лицо» (В.Г. Белинский) комедии, его место в системе образов. Социальный смысл «хлестаковщины».
«Немая сцена» и ее значение в основном замысле комедии. Развязка «Ревизора».
Смех как положительное лицо комедии. «Театральный разъезд» - попытка Н.В. Гоголя обобщить оценку «Ревизора» современниками.
Литература
Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. - М., 1976.
Войтоловская Э.Л.. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарий. - Л., 1971.
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя.- М., 1969.
Докусов А.М., Маранцман В.Г. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. - Л., 1975.
Золотусский И. Гоголь. ЖЗЛ (люб.издание).
6. Золотарев И. Сплав реального и невероятного: («Ревизор» Гоголя) Вопросы литературы. - 2008. - №2. – С. 286-295.
7. Манн Ю.В. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». - М., 1966
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, ролевая игра.
Занятие №15. «Мертвые души» Н.В. Гоголя / проблематика, жанровое своеобразие, композиция / - 2ч.
Цель: Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы Гоголя «Мертвые души».
Задачи: 1. Рассмотреть проблематику, жанр и композицию 1-го тома «Мертвых душ». 2. Определить характер и способы обрисовки персонажей в поэме. 3. Охарактеризовать поэтику абсурда в «Мертвых душах».
План к обсуждению
Творческая история «Мертвых душ». Эволюция замысла поэмы. «Мертвые души» и «Божественная комедия» Данте.
Проблематика «Мертвых душ» и ее отражение в названии поэмы. Раскройте множественность смыслов, заложенную в названии поэмы.
Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Гоголь о жанре «меньшего рода эпопеи» / «поэме» /. Проблема жанра «Мертвых душ» в споре В. Белинского – К. Аксакова. Современные исследователи о жанровом генезисе «Мертвых душ» / плутовской роман, роман воспитания, учительная литература и др. /.
Характер и способы обрисовки персонажей в поэме. Два типа характеров в «Мертвых душах». Фольклорные способы оценки человека и их роль в поэме.
Композиция поэмы. Способ развития сюжета. «Миражная интрига» / сравните с «Ревизором» /. Роль дороги в композиции поэмы. Место лирических отступлений в структуре поэмы. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в поэме.
Поэтика абсурда в «Мертвых душах»: алогизм, гротеск, мотив уподобления человека животному. Ономастика Гоголя.
Литература
Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9т. Т. 9. - М., 1979. - С. 43-55, 56-62, 139-160 (консп.).
Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. - Волгоград, 1991 / гл. 1 и 2 / (консп.).
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М., 1978. - С. 274-353 (консп.).
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., 1979. - С. 223-321.
Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. - Л., 1974.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод проектной деятельности.
Занятие № 16. А.И. Герцен «Кто виноват?»– 2ч.
Цель: Рассмотреть идейно-художественное своеобразие романа Герцена «Кто виноват?».
Задачи: 1. Раскрыть проблематику и жанровую природу романа. 2. На примере образа Бельтова проследить идейную эволюцию литературного типа «лишнего человека» в русской классике. 2. Рассмотреть основные стилистические приемы романа.
План к обсуждению
Основные проблемы романа.
Сатирическое изображение крепостнических порядков. Образ помещика Негрова.
История отношений Круциферского и Любоньки в 1-й и во 2-й части романа. В чем причина крушения их семейного счастья?
Биография Бельтова до его появления в городе. Роль биографий героев в романе.
Владимир Бельтов в ряду «лишних людей» русской литературы (Чацкий, Онегин, Печорин).
Своеобразие композиции романа. Белинский о романе.
Литература
1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 10. – М., 1955 (или др. издание).
2. Гинзбург Л. История отражается в человеке. – М., 1981.
3. Луков Вал. А.,Луков Вл. А.К 200-летию Александра Герцена: рецепция европейского культурного тезауруса// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — № 2 (март — апрель) (Архивировано в WebCite).
4. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Т.3, кн. 2]: Литература / Ю. В. Манн, О. В. Стукалова, Е. П. Олесина. — СПб.: Питер, 2007. — 460 с ISBN 9785911802677. —ISBN 5911802678
5. Путинцев В. Герцен-писатель. - М., 1963.
6. Пруцков Н.И. Мысль и художник: Роман А.И. Герцена «Кто виноват?». – М., 1962.
7. Семенов В. Александр Герцен. – М., 1989.
8. Смирнова З.В. Социальная философия А.И. Герцена. – М., 1973.
9. Эльсберг Я. А.И. Герцен. Жизнь и творчество. – М., 1963.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие №17. Коллоквиум по статьям и монографиям по курсу «История русской литературы ХIХ в (1 пол.)» – 2ч.
Цель: Проверить готовность студентов к итоговому экзамену по дисциплине.
Задачи: 1. Рассмотреть основные положения работ, предложенных для конспектирования. 2. Уточнить проблемные вопросы курса в соответствии с их интерпретацией авторами монографий.
Необходимо представить конспекты работ или их развернутые планы. Студент должен иметь ясное представление о структуре и содержании каждой работы, уметь выделить и изложить их основные положения. (См. научную литературу для конспектирования).
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.
Перечень используемых образовательных технологий:проблемное обучение, метод мозгового штурма.
- 3. Учебно-методические материалы практических занятий
- Методические указания к практическим занятиям Практические занятия
- Цель: Определить новаторский характер и идейно-художественное своеобразие бессмертного произведения Грибоедова.
- Цель: На примере комедии «Ревизор» дать студентам представление о своеобразии драматургического творчества Гоголя.
- 4. Учебно-методические материалы лабораторных занятий/ практикумов
- Цель: 1. Отработать навыки целостного анализа эпического произведения. Задачи: 1. Выделить родовые и видовые свойства знаменитой повести Гоголя. 2. Отметить индивидуальные черты гоголевского стиля.
- 5. Учебно-методические материалы для организации срс
- План-график отчетности по срс
- 1. Художественные тексты (минимум).
- 2. Научная литература для конспектирования
- 3. Тексты для заучивания наизусть
- 4. Темы для самостоятельного изучения
- 1. Сказки а.С. Пушкина Литература
- 2. Книга н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Литература
- 3. Поэзия а.В. Кольцова Литература