logo
Биографии / Жизненный и творческий путь Николая Андреевича Римского-Корсакова

«Мне кажется что меня зовут Модестом Петровичем».

В шестилетие 1881-1886 годов Римский-Корсаков создал только одно значительное произведение - Концерт для фортепиано с оркестром. 16 марта 1881 года после тяжёлой болезни умер Мусоргский. После его смерти весь его архив был передан Николаю Андреевичу. Среди рукописей обнаружилось много неоконченного и просто неизданного - настоящие сокровища.

Однако сочинения Мусоргского требовали большой дополнительной работы. Надо было дописать эпизоды и целые части «Хованщины» и «Сорочинчкой ярмарки» – двух опер. Над которыми композитор в последние годы работал одновременно, не приведя в порядок и не завершив ни одной.

Уже 4 апреля 1881 года, меньше чем через месяц после кончины Мусоргского. Корсаков пишет:«Все сочинения я уже пересмотрел. „Хованщину“ можно было бы инструментовать, предварительно очистив, но боже, что за сюжет. Никакой логико и связи; местами вовсе не сценично… Ужасно подумать, как это Модест Петрович загубил свой огромный талант… „Сорочинскую ярмарку“ взял к себе Анатолий Константинович Лядов». Но ещё в течении двух лет длилась работа над сочинениями покойного друга.

«Вообще Мусоргский и Мусоргский; мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем, и что я сочинил „Хованщину“, и, пожалуй, „Бориса“. А относительно „Хованщины“ тут есть и доля правды», - писал со столь характерным для него подтруниванием над самим собой Корсаков своему московскому другу.