logo
"Подводные течения" в пьесах Чехова

3.2 Паузы в пьесах Чехова

Ещё одной важной частью "подводных течений" Чехова стала ремарка "пауза". Интересно, что молчание у Чехова говорит гораздо больше, чем диалоги и монологи, произносимые со сцены.

Разобраться в них довольно сложно, но мы всё же попробуем. Прежде всего, паузы сильно разнятся по их длительности и обозначению в тексте: на них указывается специальной ремаркой (пауза), расширенной ремаркой (все молчат), косвенной ремаркой (указывающей на побочное действие героев, прерывающее их разговор), примечанием в скобках к словам персонажа ("Подумав", "Помолчав"), и наконец, рядами многоточий - самыми короткими паузами, но все равно ощутимыми по своей протяженности и значению. Часто используются Чеховым «звучащие» паузы, заполняемые музыкой, песнями, внешним шумом. Для "Вишневого сада" характерны многоточия, для "Трех сестер" - паузы со звуковым заполнением, для "Чайки" - перерыв монолога действием. При такой скользящей градации между протяженными паузами, краткими остановками и просто замедлениями речи невозможно ограничиться рассмотрением только тех пауз, которые обозначены специальной авторской ремаркой "пауза", тем более что при инсценировке пьесы расстановка пауз и акцентов в речи неизбежно производится индивидуально каждым режиссером и актером. Но даже самая субъективная расстановка пауз опирается на текст, который допускает или не допускает продуцирование пауз. Станиславский в своем режиссерском экземпляре "Трех сестер" и "Вишневого сада" не только тщательно учел все чеховские ремарки о паузах, но и увеличил количество пауз примерно вдвое. Пример Станиславского авторитетен из-за близкого общения режиссера с автором и очевидного его стремления соответствовать авторскому замыслу. Паузы предопределяются, таким образом, не только авторскими ремарками, но и самой структурой текста, строением фраз и их логической связью между репликами (а точнее ее отсутствием).

Будучи органически связаны с философским концептом времени, паузы задают темп времени сценическому. Общепринятым в чеховедении является тот факт, что Чехов радикально меняет структуру сценического времени, максимально сближая его с повседневным, бытовым. "Перефразируя слова Андрея Белого, <...> можно сказать, что Чехов показывает не драму в жизни, а драму жизни, ее ровного и необратимого движения", - пишет Б.Зингерман и далее отмечает, что в отличие от традиционной драмы, где действие двигалось событиями, у Чехова "особое значение, как известно, приобретают... паузы, в течение которых, кажется, ничего не происходит. Искусство раннего Художественного театра эффектнее всего выражалось в паузах -- знаменитых паузах Художественного театра! В режиссерском плане «Чайки» Станиславский все время указывает актерам: "Пауза секунд 5", "Пауза 15 секунд", "Пауза 10 секунд". Старый, дочеховский театр обычно избегал чистого времени -- долгих томительных пауз -- или же толковал их мелодраматически, усиливая ими напряжение кульминационных ситуаций. Старый театр двигался вперед событиями -- и речами, которые подготовляли события, а пьесы Чехова часто движутся вперед паузами, тишиной, в которой особенно ощутимо ровное, безостановочное течение жизни"[13, 10].

Традиционно паузам придается отрицательная коннотация. Они расцениваются как вялость, замирание жизни, отсутствие ответа, обрыв темы, провал коммуникации. Когда жизнь у героев «бьет ключом» - пауз нет.

Но сценическое время, как и время музыкальное, будучи "пространством" художественного произведения, предполагает предельную смысловую наполненность и интенсивное восприятие зрителями каждого своего момента. Поэтому если в обычной жизни паузы действительно могут «тонуть» в провалах сознания, то в драме паузы вызывающе маркированы. Поэтому в драме любая пауза функционирует как актуализация настоящего, претендующая на особую значимость. Даже если герои не способны на слова и действия - тогда актуализированным, тягостно нависающим, "кожей ощутимым" становится именно смысловой вакуум. Однако как раз такой ситуации мы у Чехова почти не встретим, кроме разве "Вишневого сада", наиболее приближающегося к технике абсурдизма. Наоборот, преобладают паузы от переизбытка чувств и ощущений - однако даже самые напряженные из них - как паузы при любовном объяснении Нины и Тригорина, пауза после выстрела Войницкого, когда он вглядывается и видит, что не попал - не являются эффектно мелодраматическими, а тонко психологически выверенными и "сосредоточенными". Такими же оказываются паузы в финалах пьес.

Значение паузы зависит и от ее местонахождения. Они могут быть 1) внутри монолога внутри реплики героя, обозначающие смену темы или настроения, далее мы будем называть их "интонационные" (отдельно следует выделить среди них паузы в монологах, произносимых в одиночестве - они у Чехова, наоборот, подготавливают, развитие прерванной темы; 2) паузы, возникающие между репликами персонажей в диалоге - свидетельствующие о "вялости" разговора или нежелании/невозможности его продолжать (назовем их "диалогическими"); 3) паузы, разграничивающие диалоги, явления и сцены между собой (обозначим их «сценическими»). Соответственно у пауз может быть три функции: эмоционально-выразительная, коммуникативная, сюжетно-композиционная [12, 135].

Не только каждая пьеса, но и каждый акт в них имеет свой темп, свою дискурсивную структуру и временное измерение. Соответственно - и свою функцию пауз.

При внимательном рассмотрении всех пауз в пьесах Чехова, можно сделать вывод, что помимо прочего, они в любой драме сопровождают, интонируют тему времени: появляются в связи с размышлениями героев о смысле прошлого, настоящего или будущего. Таким образом, паузы проводят тему времени и на поэтическом, и на семантическом уровне: не только организуют сценическое время, но акцентируют высказывания героев о времени самим своим появлением. Выстраивается своеобразная философия времени, которая претендует на то, чтобы стать философией жизни, хотя именно жизненную философию герои Чехова мучительно и безрезультатно ищут, не в силах обрести. Они только отмечают неумолимый ход времени, уносящий их жизнь.

Однако сама тема времени видоизменяется от драме к драме, что отчетливо маркируется паузами. В каждой пьесе Чехова - своя временная картина, определяющаяся различным восприятием героями прошлого, настоящего и будущего. Будущее, в свою очередь распадается на ближайшее будущее судьбы героев и отдаленное будущее жизни следующих поколений, которое как правило идеализируется. Самое отдаленное будущее - конец жизни на Земле - предстает в пьесе Треплева, которая затем парадоксально становится для Нины и Треплева соединяющим их прошлым.

Теперь можно подвести итог вышесказанному о паузах Чехова. Существует мнение, что драматурги "новой драмы" говорили о том, что пьесы нужно в первую очередь читать, потому что в зале мы не сможем увидеть начальные слова Чехова в пьесе "Вишнёвый сад" "Комната, которая до сих пор называется детскою", а ведь именно в них заключается весь трагизм событий, которые произойдут в будущем. Точно так же и с паузами, на которые при чтении мы не обращаем сильного внимания, ведь мы читаем слово "пауза" за доли секунды, а 15-тисекундная пауза Станиславского заставит нас обратить на неё внимание.