logo search
Маленький человек в поздних романах Джона Апдайка

1.2 Биография и творчество Джона Апдайка. Оценка творчества Апдайка в критике

Джон Хойе Апдайк (John Hoyer Updike, 1932 - 2009) - виднейший представитель послевоенной литературы США, которого не раз называли самым талантливым американским писателем его поколения. Он стал одним из наиболее именитых и популярных авторов современной Америки; романы, рассказы, стихи, критические статьи Дж. Апдайка переведены на многие языки и известны не только в США, но и далеко за их пределами.

За время своей писательской карьеры Дж. Апдайк был удостоен премии Розенталя (1960), Национальной книжной премии (1964), Пулитцеровской премии, премии Национального объединения литературных критиков и других не менее престижных наград.

В России Дж. Апдайк известен и весьма популярен прежде всего как автор тетралогии о Кролике: «Кролик, беги» (Rabbit, Run, 1960), «Кролик успокоился» (Rabbit Redux, 1971), «Кролик разбогател» (Rabbit is Rich, 1981), «Кролик успокоился» (Rabbit at Rest, 1990), романа «Кентавр» (The Centaur, 1963), «Ферма» (Of the Farm, 1965), «Давай поженимся» (Many Me, 1976). Сегодня книги Дж. Апдайка выходят у нас в разных издательствах: огромными тиражами были изданы «Кентавр» и «Кролик, беги», напечатанный отдельным выпуском вместе с тремя другими романами о Кролике.

Родился в Реддинге, до 13 лет жил в Шиллингтоне, в том же штате Пенсильвания. Отец -- школьный учитель, мать писала рассказы.

В 1954 году окончил с отличием Гарвардский университет, где изучал английскую литературу, а также одногодичные курсы живописи в Художественной школе Раскина Оксфордского университета в Англии. В Гарварде Апдайк некоторое время был редактором сатирического журнала «Lampoon». Вернувшись из Англии два года проработал в журнале «Нью-Йоркер», где и начал публиковать свои первые рассказы. После этого Апдайк переехал в Ипсвич (Массачусетс).

Композиционно все романы Дж. Апдайка имеют двуплановую структуру: уровень бытовой и уровень мифологический. Однако от ранних к поздним романам возрастает количество и значимость промежуточных уровней: социального, исторического, этнографического и т. п. Они более органично вводят миф в быт, а быт в миф.

Романам и рассказам Апдайка присущи изощренность повествовательных ходов, активное использование мифологических параллелей, завуалированных литературных реминисценций, внутреннего монолога, контрапункта и других художественных решений, отличающих литературу ХХ в. Однако у него сложность композиции не становится самоценной и орнаментальной. По убеждению Апдайка, «смысл поиска новой формы, новой структуры романа всегда в том, чтобы по-новому выразить, в сущности, одни и те же неумирающие сюжеты». Важнейший из «вечных» сюжетов для Апдайка -- поиски неэфемерных ценностей во времена духовной и нравственной апатии, которая, на его взгляд, характеризует современную жизнь, и стремление героев найти объяснение и оправдание собственной жизни, чаще всего несложившейся, обезображенной атмосферой «грубо материального мира», до большей или меньшей степени подчиненной принятым в нем стереотипам социального поведения.

Джон Апдайк принадлежит к тому послевоенному поколению современных американских писателей, чье творчество во многом определило философскую направленность и эстетический уровень современного литературного процесса США. Являясь значимой фигурой не только в литературном процессе своей страны, но также и в истории мировой литературы, Джон Апдайк - один из немногих писателей США, которые были отмечены Пулитцеровской и Национальной книжными премиями. Его произведения становятся предметом внимания не только журнальных рецензентов, но и университетской, академической критики.

Анализируя два наиболее известных романа Апдайка - «Кролик, беги» (1960) и «Кентавр» (1963), А. А. Елистратова приходит к выводу о том, что самое ценное в них - острое чувство реальных жизненных конфликтов, наблюдательность и пытливость, с какими автор вглядывается в жизнь современников. «Сквозь натуралистическое бытописание «Кролика», как и сквозь вычурную мифологическую образность «Кентавра», - справедливо считает исследовательница, - пробивается живая, смелая критическая мысль писателя» [Елистратова 1966: 57].

М.О. Мендельсон, один из наиболее часто обращавшихся к творчеству Д. Апдайка российских литературоведов, в монографии «Современный американский роман» (1964), анализируя роман «Кролик, беги», хотя и говорит, что Апдайку свойственна «не часто встречающаяся в современной литературе США способность творчески расти от книги к книге», замечает, что идейно-художественное значение этого произведения «не очень велико». С его точки зрения, Апдайк «слишком однообразным тоном повествует об эпизодах жизни тусклой и скучной, о людях, в которых почти не пробуждаются подлинно человеческие черты» [Мендельсон 1964: 83]. Вместе с тем, представитель старшего поколения отечественных исследователей считает, что «нельзя пренебрегать тем интересным, что, несомненно, присутствует в лучших романах писателя, а порою чувствуется даже в отнюдь не первоклассных его сочинениях». Апдайк, с точки зрения М. Мендельсона, как правило, не только запечатлевает повседневную жизнь рядовых американцев, но и вводит в свои книги социальный контекст, ставит важные социальные проблемы. Немаловажным для нашего исследования является замечание М. Мендельсона о том, что романы писателя развивают тематику его новелл.

Автор монографии «Послевоенные американские романисты» А.С. Мулярчик посвящает творчеству Д. Апдайка главу под говорящим названием - «Кролики, кентавры, люди». Помимо романа «Кентавр», романов о Кролике и повести «Ферма», исследованием которых зачастую ограничиваются другие критики, А.С. Мулярчик уделяет пристальное внимание первому роману писателя «Ярмарка в богадельне», а также, романам «Давай поженимся» и «Супружеские пары». Определяя место Аидайка-романиста в истории американской литературы ХХ-го века, вписывая его произведения в социальный контекст, А. Мулярчик замечает, что подобно тому, как Достоевский в «Бесах» пытался проникнуть в суть конфликтов пореформенной России, так и Апдайк «оттеняет симптомы кризиса Америки». Важными для нашего исследования является обращение А.С. Мулярчика к теме семьи, любви и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в творчестве Апдайка. К середине 70-х годов, - справедливо подчеркивает А. Мулярчик, область интимных человеческих переживаний полностью завладела вниманием американского прозаика и стала основной темой как в его новеллистике, так и в романном творчестве.

Наряду с социальной проблематикой, российские исследователи отмечают значимость и других тем в творчестве Апдайка.

Акцент в книге Т.Н. Денисовой «Экзистенциализм и современный американский роман» сделан на проблеме индивидуума, вычлененного из коллектива, в творчестве Апдайка-прозаика. Автор связывает постановку этой проблемы с особенностями американского менталитета.

Т.Л. Морозова в книге «Спор идет о человеке в американской литературе» говорит об особенностях типа героя Апдайка (романы «Кролик, беги», «Исцелившийся кролик», «Кролик разбогател», новеллы ранних сборников писателя). С точки зрения Т. Морозовой, это один из героев, появившихся в разгар экономического процветания 50-х, принципиально отрицавший материальное изобилие в качестве конечной цели и высшего идеала человеческой жизни. Соглашаясь с мнением американского критика Д. Ристоффа, Т. Морозова пишет: «Эволюция Кролика явилась точным отражением развития общественной жизни в США за последние тридцать лет, в течение которых на смену молодежному бунту и разнообразным радикальным течениям пришли привычный консерватизм и возрождение традиционных «американских ценностей» [Морозова 1990: 72].

Дж.В. Хант в книге «Джон Апдайк и три великие секретные темы: секс, религия и искусство» дает анализ проблематики основных произведений писателя, опубликованных к моменту создания монографии. Среди новеллистического творчества Апдайка исследователь особо выделяет сборник «Музыкальная школа», поскольку, с его точки зрения, именно эта книга отражает процесс становления художественного мастерства американского прозаика. Сравнивая новеллы из «Музыкальной школы» с произведениями писателя, созданными им в начале творческого пути, критик фиксирует изменения в способах создания образов, проблематике, трактовке им «вечных» тем.

Американский исследователь творчества Апдайка А. Бигли говорит о писателе: «Updike was exceptionally talented, but he was also a disciplined worker and a canny operator» [Begley 2013: 32]. (Апдайк был исключительно талантлив, не лишен трудолюбия и практичности). [Здесь и далее пер. наш]. Апдайк действительно крайне придирчив к деталям, он одинаково подробно описывает устройство взрывного механизма и операцию на сердце.

Творчеству писателя посвящен ряд исследований, однако большинство из них посвящено неомифологическим тенденциям («Кентавр», Бразилия») и стилистическим особенностям творчества автора. Проблема маленького человека в его работах до конца не исследована. Эта проблематика в работах писателя достойна отдельного анализа, так как является актуальной как в мире литературы, так и в реальной жизни. Идея гуманизма в искусстве не устаревает, как не устаревает понятие ценности личности как с христианской, так и с экзистенциальной точки зрения.

апдайк роман критика творчество