logo search
Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как источник по борьбе с религией в СССР в 1930-е гг

§1.2 Несовместимость марксизма с религией - истоки трагедии главного героя романа

Мастер допускает существование Бога, вот в чем его обвиняют. Это действительно суровое обвинение, ведь если Бог и впрямь есть, то марксизм ложное учение, ибо базируется на прямо противоположных утверждениях.

Несовместимость своего учения с религией (одной из форм идеализма) не только признавали, но и подчеркивали сами основоположники - К. Маркс и Ф. Энгельс. В книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельс заявил, что «высший вопрос всей философии…вопрос об отношении материи к бытию, духа - к природе»4. «Материализм берет природу за первичное, дух за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе-мышление. Идеализм поступает обратно» - утверждает В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме»5. Именно он обосновывает недопустимость каких-либо уступок идеализму вообще и особенно - религии, наиболее доступной для масс и распространенной форме идеализма.

После поражения революции 1905-1907 гг. некоторые большевики, например, А. В. Луначарский, попытались найти нечто общее между марксизмом и религией, чтобы он стал доступным для поголовно верующего народа. Как же обрушился на них Ленин: «рабски следующие за реакционной профессорской философией», не умеющие «отсечь реакционную тенденцию». Это «прямо обратное» отношению Маркса и Энгельса к религии6. Он даже добился в 1909 г. официального осуждения большевиками «богостроительства» специальной резолюцией7. И позже, став во главе Советской России, Ленин огромное внимание уделял борьбе с религией как идеологией, стремясь не только физически уничтожить или сослать священнослужителей, но прежде всего дискредитировать их в глазах народа.