logo search
"Кавказский излом" в прозе Л.Н. Толстого и современных российских писателей

1.2 Специфика художественной реальности повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

В искусстве слова, в самом глубоком и интимном из созданий национального гения, Россия проявила всю свою мощь лишь в XIX веке. Девятнадцатый век - это век необычайного рассвета русской культуры, в том числе и литературы. Принято говорить о русской классической литературе XIX века. Достижения русской литературы этого периода признаны во всем мире. Речь идет о таких писателях, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.

Русская литература XIX века глубоко философична. Ее характерная черта - убежденность в жизненной значимости идеалов и ценностей духовного порядка, в отстаивании идеалов истины, добра и красоты. Особенно ярко и глубоко философичность и духовность русской литературы XIX - начала ХХ вв. проявилась в творчестве Л. Толстого, классика мировой литературы.

«Л. Толстой как современник и свидетель исторической смены эпох в своих «поздних» произведениях стал гораздо охотнее и чаще, чем это он делал раньше, показывать людей и окружающий их мир с новой для него стороны, стремясь возможно более глубоко выразить художественную правду действительности, истину жизни, хотя эта истина нередко вступала в резкое противоречие с субъективными взглядами и политическими симпатиями самого писателя, как бы изнутри разрушая их. Возросшие на рубеже веков интерес и внимание Л. Толстого к сильным, волевым и активно устремленным характерам ощутимо сказались в исторической повести «Хаджи-Мурат»» [12, с. 276].

Замысел «Хаджи-Мурата» связан с кавказскими впечатлениями писателя. В центре внимания автора оказывается не дворянский интеллигент с его напряженными поисками истины и смысла жизни, а «красивый и цельный тип настоящего горца», способного и на жестокость, и на хитрость, но вместе с тем внушающего искреннюю симпатию.

Л. Толстой выдвинул новые принципы изображения человека в литературе. Он нашел оригинальные способы передачи внутреннего мира человека во всей его сложности, в противоречивом, диалектическом развитии.

Большим художественным достижением Толстого-реалиста было глубокое постижение им «текучести», подвижности человеческой натуры («люди, как реки...»). Его привлекали не только законченные, уже сформировавшиеся характеры, но и герои, не останавливающиеся в своем развитии, способные к нравственным кризисам, духовному возрождению. Писатель был убежден, что человек должен сам нести нравственную ответственность за свои поступки, за всю жизнь.

Исходя из вышесказанного, можно заметить, что на творчество Л. Толстого в к. XIX - н. XX вв. оказало большое влияние учение о непротивлении злу насилием, которое стало для Л. Толстого действенным средством в борьбе с общественной несправедливость.

Почти все исследователи повесть «Хаджи-Мурат» воспринимают как художественное завещание гения. При этом ученые обычно подчеркивают, с каким упорством в течение семи лет (1897-1904) писатель работал над этим небольшим по объему произведением. Насчитывается 23 начала повести, 10 ее редакций, 25 раз Л. Толстой, как он сам говорил, «бился» над главой о Николае I, сохранилось 2152 черновых страницы повести, тогда как в окончательном своем виде она занимает всего 250 писаных страниц.

Живучесть творческого «духа» Л. Толстого проявилась в его повести «Хаджи-Мурат». Написанная на склоне лет, она поражает гармоническим совершенством художественной формы, пластичностью образов, чистотой и прозрачностью языка, глубочайшим знанием жизни. Горький однажды сказал: «Разве можно написать «Хаджи-Мурат» лучше? Нам кажется - нет. Толстому - казалось - можно» [13, с. 79].

Замысел повести возник летом 1896 года, но завершена была лишь за год до первой русской революции и, значит, создавалась в переломный период жизни страны и деятельности Л. Толстого. Внешним толчком к написанию повести послужило впечатление, вызванное видом репейника, раздавленного колесом проезжей телеги, но все еще живого, не погибшего. Вокруг в поле были уничтожены миллионы трав, а репей, весь изуродованный и как будто обреченный на смерть, продолжал жить. Поразил вид этого растения и его необыкновенно цепкая живучесть: «Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаза. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его» [14, с. 200]. И подумалось с удивленным восхищением: «Какая, однако, энергия и сила жизни.…Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь» [14, с. 201]. По какой-то сложной ассоциации возник в памяти Хаджи-Мурат, его яркая, мужественная личность, трагически оборвавшаяся жизнь. Толстой тогда же записал в дневнике, что напомнил Хаджи-Мурата, отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее. Эта мысль и воплощена образно в повести «Хаджи-Мурат».

Повесть открывается чудесным описанием поля в середине лета, и вся она овеяна поэзией природы. Простой репейник превращается в символ могучей, никому не покоряющейся жизни. Л. Толстой поет гимн силам природы и одновременно прославляет энергию и силу жизни человека. Только люди, живущие вместе с природой, естественные и простые, вызывали у него симпатию - отсюда поэтизация русских мужиков, солдат, горцев. Идеал подлинной жизни - в труде, в общении с природой, в простоте и естественности проявления своих чувств. Образы простых солдат, с их жизнью, исполненной лишений и страданий, согреты авторским сочувствием. Но в описании жизни светских кругов на Кавказе неизменно ощущается ирония, преходящая часто в резкое обличие.

Повесть «Хаджи-Мурат» имеет синтетически сложную жанровую природу. В повести насчитывается «до 100 конкретно очерченных, индивидуализированных лиц» [15, с. 346]. Художественный взгляд Л. Толстого свободно, с предельной быстротой перемещается в пространстве, что позволяет ему запечатлеть жизненный уклад двух народов, охарактеризовать сущность их государственных систем и дать зарисовку военного конфликта на Кавказе, вскрывая его истоки. Эпический размах произведения послужил поводом научных споров вокруг определения жанровой специфики «Хаджи-Мурата».

При анализе исследовательских работ о «Хаджи-Мурате» подлинным парадоксом выглядят почти единодушные утверждения ученых о существенном несовпадении художественного завещания писателя с его религиозно-философским мировоззрением, и, прежде всего с идей непротивления злу насилием, которая, как известно, была стержнем толстовского понимания христианства.

«Своеобразие «Хаджи-Мурата», сравнительно с другими произведениями позднего Л. Толстого, заключается в том, что идея непреклонной борьбы «до последнего» звучит в повести как основной мотив, объективно опровергая проповедь «непротивления злу насилием» [16, с. 176].

В окончательном варианте «Хаджи-Мурата», действительно, нет прямого вторжения автора в художественную ткань произведения. Объективизация стиля повествования, видимое самоустранение авторского «я» и создает дополнительные трудности при выявлении позиции художника по затронутым в повести проблемам.

В. Шкловский писал: «Заканчивая «Хаджи-Мурат», Л. Толстой колебался, стоит ли печатать при жизни эту повесть. Он боялся споров о литературной собственности, боялся гнева Софьи Андреевны, ревниво считающей, что деньги, получаемые с художественных произведений, должны попадать в семью на содержание детей, которые все казались ей малышами» [17, с. 738].

Трудно описывать историю рождения и развития художественного произведения такого писателя как Л. Толстой. Вероятно, и сам автор не до конца знает, как родилась, осмысливалась тема, как найден, был конфликт, как она перестраивалась, напитываясь реальными подробностями.

С позиции греческого рока, миновав литературное кокетство, Лев Толстой рассказал в «Хаджи-Мурате» о тупиковости для наивной и героической души любого человеческого деяния, если оно попадает в условия власти и политической интриги.

«Хаджи-Мурат - это не только герой повести Л. Толстого, но и реальное действительное историческое лицо, знаменитый храбростью наиб (уполномоченный) Шамиля, в 1834-1836 гг. один из правителей Аварского ханства. В 1851 году перешел на сторону русских, потом пытался бежать в горы, чтобы спасти семью, оставшуюся в руках Шамиля, но был настигнут и убит» [18, с. 267].

Заглавный герой повести изображен человеком героического подвига и трагической судьбы. Это - могучий, сильный характер, противоречивый и сложный.