1.Романтизм а.С. Пушкина.
У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» , в октябре того же года были закончены «Цыганы» ) .
Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: «Сколько я ни читал о романтизме, все не то.»
В шестой главе « Евгения Онегина» , Пушкин , цитируя предсмертные стихи Ленского замечал :
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем ,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я ; да что нам в том ?)
Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое заявление : нельзя относить к романтической литературе «все произведения , носящие на себе печать уныния или мечтательности» .
Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими . Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет «по всем правилам парнасского православия». Он утверждал , что романтическая школа «есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства». Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о « перевороте» в словесности, который должны произвести романтики.
Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды на конкретную историю романтизма. Пушкин относил к романтической литературе произведения Данте, Шекспира , Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина , который считал самой привлекательной чертой поэта-романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми нормами, было вполне логичным .
Таким образом , Пушкин теоретически определял романтизм как отказ от старых классических литературных форм. В своей переписке Пушкин дал ряд высказываний о романтических героях в жизни. Эти высказывания проливают яркий свет на то, в чём он видел содержание романтизма. Пушкин не считал , что романтических героев в современной ему русской жизни можно найти только среди разочарованных молодых людей . читающих Байрона. Он связывал с понятием романтизма людей , совершенно чуждых чувствам уныния и разочарованности . Это люди, отличающиеся бурными страстями , которые являются героями самых необыкновенных приключений , поднимающих человека над обыденностью. Таким образом Пушкин включал в интеллектуально-психологическую сферу романтизма необыкновенное , поднимающее человека над повседневностью. Как художник он воплотил это в своих произведениях. Пушкин хотел нарисовать в своих романтических произведениях именно современного героя. В « равнодушии к жизни , к её наслаждениям», в «преждевременной старости души» , т. е. в душевной охладелости романтического героя , он видел «отличительные черты» « молодёжи 19-го века». Впервые в русской романтической литературе Пушкин создаёт образ современного героя. живущего интересами и волнениями своего века. Этим объясняется успех пушкинских «южных поэм». В противоречивом внутреннем мире их главных героев и в их необычайной судьбе современники узнавали самих себя.
Пушкин-романтик изображает исключительные , чаще всего контрастные психологические состояния , непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике Пушкина нарисованы или «могучая страсть», подчиняющая все переживания и поступки человека , или душевная охладелость . То же мы находим в южных поэмах Пушкина. В «Кавказском пленнике» Черкешенка- «страстная дева», полная «восторгов сердца». Ей противопоставлен Пленник , который погубил « страстями сердце» , стал «жертвою страстей». Он почти совершенно охладел душой. В «Бахчисарайском фонтане» Заремой владеют «порывы пламенных желаний» , она «для страсти рождена» и говорит «языком мучительных страстей» . Но тут же нарисован образ разочарованного героя- татарского хана Гирея. Он ещё в начале поэмы «скучает бранной славой» , а после смерти Марии приходит к полному унынию . В «Цыганах» , вершине романтизма Пушкина , « всюду страсти роковые». Поэт подчёркивает , что « послушной душой» Алеко «играли страсти» . Играют они и Земфирой , и её любовником – молодым цыганом , и её матерью Мариулой. Но в поэме действует также охладевший герой – старый цыган , которому после любовной катастрофы «постыли... все девы мира» . Постараемся же теперь разобраться в этом лучше , на конкретном художественном материале романтических произведений Пушкина.
- 1.Автор и герой в романе и.С.Тургенева «Отцы и дети».
- 2.Своеобразие лирики н.А.Некрасова-Отпадает.
- 1.Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»-Отпадает.
- 2.Оценка пьесы а.Н. Островского «Гроза» в русской критике (н.А.Добролюбов, а.А.Григорьев, д.И.Писарев).
- 1.Основные этапы творческого пути а.Н.Островского.
- 2. Кавказ в жизни и творчестве м.Ю. Лермонтова.(Чтение наизусть стихотворения «Кавказ»).
- 1.Стихотворения а.С.Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них.(стих сами ищите)
- 2.Образ Базарова в романе и.С.Тургенева «Отцы и дети».
- 1.Как понимают счастье герои и автор поэмы н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Чтение наизусть отрывка из поэмы.-Отпадает.
- 2.«Невский проспект». Смысл контраста в изображении героев. Тема столкновения мечты и действительности.
- 1.Гротеск, черты антиутопии в произведении м.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».
- 2.Расцвет реализма в литературе.
- 1.Творческая история пьесы а.Н. Островского «Гроза».
- 2. Базаров – нигилист. В чём выражается духовный кризис Базарова? ( По произведению и.С.Тургенева «Отцы и дети»).
- 1.Понятие литературного направления. Какие литературные направления вам известны. Расскажите о достижениях реализма (основные принципы, яркие представители и т.П.)
- 2.Сказки м.Е. Салтыкова-Щедрина(Смотри Билет №5 вопрос 2)
- 1.Романтизм а.С. Пушкина.
- 2.Русская культура в условиях «мрачного семилетия» (1848-1855).
- 1.Начало литературной деятельности н.А.Некрасова. Особенности его поэзии.
- 2.Идейное содержание и жанровое своеобразие пьесы а.Н.Островского «Гроза».
- 1.Николай Семёнович Лесков. Публицистика и поиск настоящего пути.
- 2.М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» как сатирическое произведение.
- 1.Город Калинов и его обитатели по пьесе а.Н.Островского «Гроза».
- 2.Тема маленького человека в творчестве н.В.Гоголя.