2.Расцвет реализма в литературе.
Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.
Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).
Отсюда два противоположных направления в теории; одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое — идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.
Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола — роману и фотографии — картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.
Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства. В возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам — другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону.
Это — обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни — и каждая по своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы, которая вся — непрерывающийся ряд завоеваний истинного Реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символом нереального искусства.
Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали во имя правды доктринеры новейшего натурализма; такова и классическая драма. Достаточно напомнить, что ославленные три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, но потому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии. «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. В аристотелевых правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии». (Лансон).
Глубокий внутренний Реализм классической трагедии французов выродился в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в мертвые схемы, гнёт которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. С широкой точки зрения, всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к Реализму. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией Реализма. На самом деле они представляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественной догме — реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого — хотя бы и архинатуралистического — искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения — от симфонии до арабески, от «Илиады» до «Шёпот, робкое дыханье», — которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».
Едва ли возможно поэтому говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами. Таков был романтизм, такова современная форма Реализма — натурализм Литература о Реализме — по преимуществу полемическая по поводу современной его формы. Исторические сочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределённостью предмета исследования. Кроме сочинений, указанных в статье Натурализм
Билет №18
- 1.Автор и герой в романе и.С.Тургенева «Отцы и дети».
- 2.Своеобразие лирики н.А.Некрасова-Отпадает.
- 1.Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»-Отпадает.
- 2.Оценка пьесы а.Н. Островского «Гроза» в русской критике (н.А.Добролюбов, а.А.Григорьев, д.И.Писарев).
- 1.Основные этапы творческого пути а.Н.Островского.
- 2. Кавказ в жизни и творчестве м.Ю. Лермонтова.(Чтение наизусть стихотворения «Кавказ»).
- 1.Стихотворения а.С.Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них.(стих сами ищите)
- 2.Образ Базарова в романе и.С.Тургенева «Отцы и дети».
- 1.Как понимают счастье герои и автор поэмы н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Чтение наизусть отрывка из поэмы.-Отпадает.
- 2.«Невский проспект». Смысл контраста в изображении героев. Тема столкновения мечты и действительности.
- 1.Гротеск, черты антиутопии в произведении м.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».
- 2.Расцвет реализма в литературе.
- 1.Творческая история пьесы а.Н. Островского «Гроза».
- 2. Базаров – нигилист. В чём выражается духовный кризис Базарова? ( По произведению и.С.Тургенева «Отцы и дети»).
- 1.Понятие литературного направления. Какие литературные направления вам известны. Расскажите о достижениях реализма (основные принципы, яркие представители и т.П.)
- 2.Сказки м.Е. Салтыкова-Щедрина(Смотри Билет №5 вопрос 2)
- 1.Романтизм а.С. Пушкина.
- 2.Русская культура в условиях «мрачного семилетия» (1848-1855).
- 1.Начало литературной деятельности н.А.Некрасова. Особенности его поэзии.
- 2.Идейное содержание и жанровое своеобразие пьесы а.Н.Островского «Гроза».
- 1.Николай Семёнович Лесков. Публицистика и поиск настоящего пути.
- 2.М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» как сатирическое произведение.
- 1.Город Калинов и его обитатели по пьесе а.Н.Островского «Гроза».
- 2.Тема маленького человека в творчестве н.В.Гоголя.