Жан Жироду
(1882–1944)
Жироду, Ипполит Жан (Giraudoux, Jean) – французский писатель, драматург родился в семье чиновника 29 октября 1882 г. в самом центре Франции, в городке Беллак. Юношей Жироду посещал литературные кружки и кафе, вел богемный образ жизни истинного парижанина.Успешно закончил Высшую нормальную школу в 1905 г.
В эти же годы он путешествовал по Европе и Америке. Некоторое время преподавал в Гарварде французский язык. Затем, вернувшись на родину, получил степень лиценциата прав. Тем не менее, Жироду предпочел дипломатическую службу академической. Работал в Министерстве иностранных дел с 1910 г. После начала первой мировой войны Жироду был мобилизован в армию, принимал участие в военных действиях сначала в качестве сержанта, потом лейтенанта. Получив ранение, он вернулся на государственную службу (был инструктором в США и Португалии). Однако во время второй мировой войны Жироду ушел из Министерства иностранных дел и стал участником движения Сопротивления. Умер Жироду при таинственных обстоятельствах в парижской гостинице «Кастиль» 31 января 1944 г. Предполагается, что в убийстве (отравлении) Жироду были замешаны гестаповцы.
В 22 года Жироду начал литературную карьеру. В 1904 г. появились первые рассказы из сборника «Провинциалки» («Provinciales», 1909), в которых проявилась тенденция к утонченной иронии, парадоксу и метафоричности. Еще отчетливее эти приемы проявились в сборнике «Школа равнодушных» («L’école des indifférents», 1911). Так получилось, что Жироду не стал «парижанином» в своем творчестве. Сатирическое изображение буржуазных нравов затушевывалось у писателя словесной игрой. И если он описывал Париж, то это был Париж странный, причудливый, со своей особой топографией и, что особенно характерно, воспринимаемый героями очень своеобразно. Видимо, не случайно в своем зрелом творчестве Жироду предпочитал описывать провинцию, экзотические края или окунаться в прельстительные иносказания древних мифов.
С холодной иронией и сарказмом пишет Жироду о войне в книгах «Чтение по тени» («Lectures pour une ombre», 1917), «Восхитительная Клио» («Adorable Clio», 1920). Книги эти привлекают читателя скорее тонким юмором, лиричностью, задушевностью прозы, чем критическим отношением к войне, разоблачительными картинами.
Очерковые произведения, увлекательные, как романы, чередовались у Жироду с экстравагантными романами, полными парадоксов и лирических размышлений, как настоящие эссе. Так появились «Симон Патетический» («Simon le pathétique», 1918), «Эльпенор» («Elpénor», 1919), «Зигфрид и Лимузен» («Siegfried et le Limousin», 1922), «Белла» («Bella», 1926) и др. Во всех этих книгах за шутливой фразой скрывается глубокая мысль, ради легкости и прихотливости прозы писатель жертвовал логикой и занимательностью сюжета, а изысканные ассоциации и неожиданные сравнения скрывали самораскрытие лирического героя, вместо того чтобы его показывать. Произведения Жироду во многом напоминают произведения писателей XVII столетия.
Важно отметить, что проза Жироду занимала довольно скромное место в литературе 20-х и 30-х гг. В своей прозе он был писателем во многом камерным, хотя некоторые его книги еще не оценены по достоинству.
Благодаря большому прозаическому опыту Жироду стал драматургом. Его драматургическая судьба оказалась более успешной.
В качестве драматурга он начал с того, что инсценировал собственный роман «Зигфрид и Лимузен». Пьесу, получившуюся из этого уже довольно старого романа, Жироду предложил прославленному актеру и режиссеру Луи Жуве. Собственно Жуве и научил романиста мастерству драматурга, заставляя переделывать пьесу и предлагая все новые и новые ее варианты.
Премьера «Зигфрида» состоялась 3 мая 1928 г. в Театре Елисейских полей. В основе сюжета пьесы оказался неожиданный, из ряда вон выходящий случай, произошедший с парижским журналистом-либералом, постоянным посетителем модных кафе на Больших бульварах, другом художников с Монмартра, Жаком Форестье: под влиянием определенных жизненных обстоятельств с ним происходит чудовищная метаморфоза, в результате которой он превращается в холодного, нераздумывающего политического вождя Зигфрида фон Клейста. В пьесе Жироду широко использовал жанр «спора», «прения» (debat), известный еще из средневековой французской литературы.
В этой пьесе Жироду поднимает две важные для него темы: тему цельности человеческого характера и тему войны.
Тема цельности человека, ставшая ведущей в творчестве Жироду, является основной и в комедии «Амфитрион-38» («Amphitryon 38», 1929), сыгранной труппой Жуве 8 ноября 1929 г. Эта вторая работа Жироду для театра получила такое название, потому что стала 38-й интерпретацией знаменитого античного мифа (среди предшественников Жироду – Плавт, Ротру, Мольер, Драйден, Клейст и другие). Однако Жироду дает свою трактовку античных образов. Его Амфитрион и особенно его Алкмена находят в себе мужество противопоставить свою любовь и верность божественной воле.
В следующей пьесе на античный сюжет «Троянской войны не будет» («La guerre de Troie n’aura pas lieu», 1935) Жироду ставит проблему личной ответственности человека в его борьбе с силами зла.
Размышлениям о мере ответственности, о праве вмешиваться в жизнь и добиваться справедливости, об ответственности целого народа посвящена одна из трагичнейших пьес Жироду «Электра» («Electre» 1937 г.). И вновь Жироду обращается к мифу, в котором он, как и его предшественники и современники (например, Юджин О’Нил или Жан-Поль Сартр), поднимает тему допустимости мщения, его подлинных мотивов. В то же время центральное место пьесы Жироду занимает проблема возможности компромисса, тех уступок, которые стали возможны во время событий 30-х гг. у него на родине. Драматург с горечью пишет о забвении прошлых преступлений во имя спокойного, «счастливого» настоящего.
На важные политические события современности Жироду откликается также пьесами «Парижский экспромт» («L’impromptu de Paris», 1937), «Песнь песней» («Cantique des cantiques», 1938), «Бесноватая из Шайо» («La folle de Chaillot», 1946) и др.
За 15 лет драматургической деятельности Жироду написал 15 пьес, среди которых две инсценировки книг и несколько одноактных комедий. Его драматическое творчество отмечено тематическим и эстетическим единством. Нельзя не заметить цельности и последовательности мировоззренческой системы драматурга. Особенно ценные для него темы – любви, человечности, красоты, молодости, поэзии и т.д. – главная особенность всех его произведений. За частными, казалось бы, незначительными событиями, произошедшими и в настощее время, и в мифологическом прошлом, Жироду, вслед за Кокто, смог увидеть значительные, универсальные законы бытия. Как и Ж. Кокто, Жироду модернизирует миф, помещая легендарных героев в современные условия.
В своих пьесах Жироду показал себя достойным преемником классической драматургии (Расина, Мариво, Мюссе) прежде всего в мастерстве диалога. Любовь к полемике, к спору сыграли в этом решающую роль.
- Литература Древнего Рима. Очерки истории зарубежной литературы
- Введение "Требуется много истории, чтобы получилось немного литературы" Генри Джеймс
- Рим и мир. Этруски в "Стране телят"
- Рим и мир. Город на семи холмах
- Рим и мир. Олимпийцы по-римски
- Рим и мир. Новаторы, консерваторы и первые литераторы
- Рим и мир. Цицерон и римская риторика
- Рим и мир. Два Цезаря
- Рим и мир. "Серебряный век"
- Рим и мир. Историки империи
- Рим и мир. Поздние греческие мыслители и дневник императора марка Аврелия
- Персоналии. Лукреций: философия в стихах
- Персоналии. Любовь и ненависть Катулла
- Персоналии. Вергилий: предзнаменования и шедевры
- Персоналии. Гораций, Тибулл, Проперций: "золотая середина" "золотого века"
- Персоналии. Овидий: метаморфозы музы и судьбы
- Персоналии. Сенека: философия нравственности
- Персоналии. Петроний: империя наизнанку
- Персоналии. Злоключения Апулея из Мадавры
- Персоналии. Марциал и Ювенал: насмешка эпиграммы и хлыст сатиры
- Заключение
- История
- Лекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья
- Лекция 2 Христианская составляющая в культуре раннего Средневековья
- Лекция 3 Древнескандинавская эпическая поэзия. Мифологический цикл «Старшей Эдды»
- Лекция 4 Дидактический эпос «Речи Высокого»
- Лекция 5 Древнескандинавский героический эпос
- Лекция 6 Каролингское возрождение
- Лекция 7 Сословность в обществе и литературе Высокого Средневековья. Жанры духовной литературы
- Лекция 8 Рыцарская литература. Героический эпос
- Лекция 9 Куртуазия как особый тип культуры
- Лекция 10 Южнофранцузский вариант куртуазии. Жанры лирики трубадуров
- Лекция 11 Северофранцузский вариант куртуазии. Типология рыцарского романа
- Лекция 12 Артуровский роман в творчестве Кретьена де Труа и его последователей
- Лекция 13 «Роман о Тристане и Изольде» и его место в бретонском цикле
- Лекция 14 Сущность и значение понятия «Возрождение»
- Лекция 15 Период Предвозрождения. Творчество Данте
- Лекция 16 Литературная и научная деятельность ф.Петрарки
- Лекция 17 Этапы развития итальянского гуманизма
- Лекция 18 Особенности Северного Возрождения. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского как памятник литературы Северного Возрождения
- Лекция 19 Творчество у.Шекспира. Периодизация. «Шекспировский вопрос». Хроники
- Лекция 20 Поэтика комедий Шекспира
- Лекция 21 Поздние трагедии Шекспира. «Гамлет»
- Лекция 22 Роман м.Сервантеса «Дон-Кихот». История замысла и эволюция образа главного героя
- История зарубежной литературы 17-18 вв. Сводный вариант лекций
- Лекция №1 литература XVII на перепутье художественных стилей
- Литературная хронология: XVII век
- Лекция №2 концепция «героического» в трагедийном искусстве п. Корнеля
- Пьер Корнель. Рассуждения о полезности и частях драматического произведения2
- Лекция №3 эволюция жанра трагедии в эпоху зрелого классицизма. Художественные открытия ж. Расина
- Лекция № 4 комедийное искусство жана-батиста мольера
- Лекция №5 николя буало как теоретик французского классицизма
- Лекция №6 литература англии XVII века между барокко и классицизмом.
- Лекция №8
- Просвещение как особая историко-культурна эпоха в
- Странах западной европы. Периодизация английского просвещения .
- Становление жданра роман-путешествие, творческий вклад д. Дефо («Удивительные приключения Робинзона Крузо»)
- Лекция №8
- Творчество д. Свифта. Особенности просветительского реализма в
- Романе «путешествия гулливера»:
- Прием мистификации, нравственная проблематика произведения
- Лекция №8 творчество г. Филдинга, его вклад вразвитие жанра «комическая эпопея». Образ героя, сложность социальной и нравственной проблематики в романе «история тома джонса, найденыша»
- §1. Г. Филдинг – с. Ричардсон: литературная полемика
- §2. Новаторство г. Филдинга в романе «истрия тома джонса, найденыша»
- Лекция №9
- Лекция №10 ф.М. А. Вольтер как предтеча французского просвещения. Философские основы творчества
- Литература по теме
- Лекция №11 творческий путь ж.-ж.Руссо. Трагическое столкновение «естественной морали» и морали обжщества вроманер «юлия, или новая элоиза»5
- Лекция №12 драматургическо мастертсво ф. Шиллера. Основные темы и мотивы вдрамах «ковартсво и любовь», «разбойники». Обращение к жанру баллада. Литертаурно-критическая деятельность.
- Методические указания
- 1 Общая характеристика развития европейских литератур в 17 веке
- Литература
- 1.1 Испанская литература 17 века
- Литература
- 1.2 Французская литература 17 века
- Литература
- 1.3 Английская литература 17 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- 2 Общая характеристика развития европейских литератур 18 века
- Литература
- 2.1 Английская литература 18 века
- Литература
- 2.2 Французская литература 18 века
- Литература
- 2.3 Немецкая литература 18 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- Художественные тексты
- История зарубежной литературы 19 в. (романтизм и реализм)
- Isbn 5-352-00211-X
- Лекция 1. Немецкий романтизм. Иенские романтики. 16 февраля 1972
- Открытая лекция. Карло Гоцци и романтический юмор. 21 февраля 1972
- Лекция 2. Иенские романтики (продолжение). 23 февраля 1972
- Лекция 3. Тик. 2 марта 1972
- Лекция 4. Тик (продолжение). «Драма судьбы». Гейдельбергская школа. 9 марта 1971
- Лекция 5. Гейдельбергская школа (продолжение). Шамиссо. Арним. 16 марта 1971
- Лекция 6. Клейст. 23 марта 1971
- Лекция 7. Клейст (продолжение). 30 марта 1971
- Лекция 8. Клейст (окончание). Гофман. 6 апреля 1971
- Лекция 9. Гофман (продолжение). 13 апреля 1971
- Лекция 10. Гофман (окончание). 20 апреля 1971
- Лещии по зарубежной литературе первой половины XIX века. Гофман (окончание)
- Лекция 11. Английский преромантизм. Анна Радклиф. Льюис. 27 апреля 1971
- Лекция 12. Английский романтизм. «Озерная школа». Кольридж. 7 сентября 1971
- Лекция 13 Кольридж (окончание). Вордсворт. 14 сентября 1971
- Лекция 14. Байрон. 21 сентября 1971
- Лекция 15. Байрон (продолжение). 28 сентября 1971
- Лекция 16. Байрон (окончание). Шелли. 5 октября 1971
- Лекция 17. Шелли (окончание). Китс. 12 октября 1971
- Лекция 18. Китс (окончание). Вальтер Скотт 19 октября 1971
- Лекция 19. Вальтер Скотт (окончание). 26 октября 1971
- Лекция 20. Французский романтизм. Мадам де Сталь. Шатобриан. 2 ноября 1971
- Лекция 21. Шатобриан (окончание). Романтизм 1830 года. 9 ноября 1971
- Лекция 22. Гюго. 30 ноября 19711
- Лекция 23. Гюго (окончание) 7 декабря 1971
- Лекция 24. Французский реализм. Бальзак. 14 декабря 1971
- Лекция 25. Бальзак (окончание). Стендаль. 21 декабря 1971
- Лекция 26. Стендаль (окончание). Мериме. 28 декабря 1971
- История зарубежной литературы 19 в. (реализм)
- 8. Тема Ватерлоо у Стендаля и Теккерея.
- 9. Тема «утраты иллюзий» в «Человеческой комедии» Бальзака.
- 29. Социальный фон истории Жермини в романе Эдмона и Жюля Гонкуров.
- 30. Импрессионистский пейзаж в романах Флобера и братьев Гонкуров.
- 34. Лирика Шарля Леконта де Лиля.
- 35. Драматургия конфликта в романе Бальзака «Отец Горио».
- 36. Новый этап реализма (50-е, 60-е годы) и проблема литературного героя.
- 42. Проблема типического у Бальзака.
- 57. Английский реализм. Общая характеристика.
- 58. Пантеизм и позитивизм у Флобера и Бодлера.
- История зарубежной литературы 20-21 вв.
- Литература
- Тема 2. Творчество г. Аполлинера
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 4. Неоклассицизм и п. Валери
- Литература
- Тема 5. Французский модернистский роман начала XX в.
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 6. Французский реалистический роман первой половины XX в. (а. Барбюс, ф. Мориак, р. Роллан, р. Мартен дю Гар)
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 7. Экзистенциализм во французской литературе
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 8. Французский театр и драматургия первой половины XX в.
- Литература
- Литература
- Жан Жироду
- Литература
- Жан Ануй
- Литература
- Художественная
- Учебники, учебные пособие и хрестоматии
- История зарубежной литературы 20 в. Конспект по зарубежной литературе XX века
- Краткая характеристика эпохи
- Ромен роллан
- Джон голсуорси
- Американская литература
- Теодор драйзер
- Романы драйзера
- Драма XX века
- Джордж бернард шоу (1856-1950)
- Томас манн
- Модернизм
- Марсель пруст (1871-1922)
- Джеймс джойс
- Кафка (1883-1924)
- I мировая воина и художественная литература
- Анри барбюс "огонь"
- Литература потерянного поколения
- Олдингтон "смерть героя"
- Хемингуэй
- Уильям фолкнер
- Фолкнер
- Бертольд брехт
- Томас манн. "Доктор Фаустус" (1947г.)
- Жан-поль сартр
- Альбер камю
- Айрис мердок
- Норман мейлер
- Джон фаулз
- Театр абсурда / антидрама
- Постмодернизм
- Латиноамериканский роман
- Вопросы к экзамену по зарубежной литературе XX века (сПбГу)
- История зарубежной литературы 20 в.
- Конспект лекций по зарубежной литературе хХвека (1918-1945)
- Франц Кафка (1883-1924)
- Ромен роллан (1866-1944)