logo
УМК по зар

2.2 Французская литература 18 века

Французское Просвещение развивалось в условиях революционного подъема. Его историческим итогом явилась французская буржуазная революция ( 1789 - 1794). Это определяет его особенности: боевой гражданский пафос, политический радикализм, демократизм.

Первый этап в развитии французского Просвещения ( 1700 - 1750 ) представлен прежде всего фигурами Монтескье и Вольтера - некоронованного короля европейских просветителей. Вольтер принадлежит к так называемому умеренному течению во французском просветительстве. Некоторая компромиссность положительной программы Вольтера выразилась в его деизме и в теории просвещенной монархии. В творчестве Монтескье и Вольтера формируется особый жанр - философский роман ( повесть), иллюстрирующий феномен слияния философии и беллетристики, характерный для эпохи Просвещения.

В первой половине 18 века во французской литературе развиваются преимущественно два литературных направления - классицизм, продолжающий художественные традиции 17 века, и рококо. Рококо, как и барокко 17 века, становится более или менее универсальным художественным стилем, охватывая сферу изобразительного (А . Ватто), орнаментального и литературного искусства. Для рококо характерен отказ от высокой героики и патетики, интерес к частным реалиям жизни, в особенности к психологическим, стремление разрушить эстетический барьер между высоким и низким через открытие сокровенной поэзии частной жизни. Стиль рококо отличался изящной утонченностью, иронией, глубокой детализацией жизненных реалий . В русле рококо развивался французский роман первой половины 18 века, представленный блестящей плеядой писателей: Мариво, Кребийоном, аббатом Прево. Роман Прево «Манон Леско» является одним из ярчайших образцов французского рококо.

Второй этап развития французского Просвещения (1750 - 1789) отразил обострение классовых противоречий, определившее предреволюционную ситуацию во Франции В это время формируется радикальное течение во французском просветительстве, представленное прежде всего Д. Дидро и Ж. - Ж. Руссо. Студенту необходимо познакомиться с философскими воззрениями указанных авторов, что позволит глубже понять художественно - философский смысл их произведений.

В этот период на первый план выходит сентиментализм, представленный прежде всего творчеством Ж. - Ж. Руссо. В то же время необходимо иметь в виду углубление реалистических тенденций во французской литературе данного периода ( Д.Дидро, П. Бомарше), что связано с усиливающимся воздействием художественного опыта английской просветительской литературы.