Жан Ануй
(1910–1987)
Ануй, Жан (Anouilh, Jean) – французский драматург. Родился 23 июня 1910 г. в Бордо в семье служащего казино и музыкантки. Учился сначала в школе Кольберт Коллежа Шанталь, по окончании поступил в Сорбонну на юридический факультет. Однако высшего образования Ануй не получил, так как, проучившись полтора года в университете, из-за финансовых трудностей предпочел учебе работу в рекламном агентстве. Работа родителей позволила маленькому Жану довольно рано познакомиться с театральным миром, который его быстро захватил. Первую «драму в стихах» Ануй попытался написать в 12-летнем возрасте. Она так и осталась незаконченной и вошла в цикл «Испорченные пьесы».
Новый этап в жизни Жана Ануя наступил, когда он стал работать в театре Комедии Елисейских полей у Луи Жуве. В эти годы Ануй был секретарем в театре Жуве, пробовал свои силы в качестве журналиста. Театральный опыт пригодился Аную для его становления как драматурга. Самое сильное впечатление, оказавшее решающее влияние на развитие драматургического таланта Ануя, произвели пьесы Жироду, с которыми начинающий писатель познакомился в Комедии Елисейских полей. Однако в 1931 г. Ануй вынужден был оставить театр из-за разногласий с его руководителем.
Дебютировал Жан Ануй как драматург в 1932 г. пьесой «Горностай» («L’Hermine») на сцене парижского театра «Эвр». Премьера прошла удачно, хотя пьеса не имела широкого резонанса. После этого Ануй создал еще несколько десятков пьес разных жанров: «Жил-был каторжник» («J’avait un prisonnier», 1935), «Путешественник без багажа» («Le Voyageur sans bagages», 1937), «Бал воров» («Le bal des voleurs», 1937), «Свидание в Санлисе» («Le Rendez-vous de Senlis», 1937), «Леокардия» («Léocardia», 1939) и др.
Пьеса «Путешественник без багажа» принесла известность 27-летнему драматургу. В год премьеры (17 февраля 1937 г.) на сцене театра «Ле матюрен» было сыграно 190 спектаклей. О популярности Ануя не только во Франции, но и за ее пределами, свидетельствуют многочисленные переводы этой пьесы, сделанные почти сразу после ее появления на разные языки, в том числе и на русский. Кроме того, в 1944 г. пьеса «Путешественник без багажа» была экранизирована.
Позже свои пьесы Ануй обьединил в соответствии с их жанровой спецификой в сборники. Так, в сборник «Розовые пьесы» («Piéces roses») вошли «Бал воров», «Леокардия», «Свидание в Санлисе» – трагикомедии с ярко выраженным фарсовым звучанием. Основным конфликтом этих произведений стал конфликт «живой» души человека и «бездуховного» мира, окружающего эту душу. Оказалось, что человек духовный должен защищаться от мира, наполненного фальшью, лицемерием, где все отношения построены на недостойной игре, и не всегда «чистая» душа выходит из этой игры победителем. Поэтому некоторые журналисты поспешили тут же назвать пьесы Ануя «розовыми полосами на черном небе».
Четыре пьесы «Горностай», «Дикарка» («La sauvage», 1934), «Путешественник без багажа» и «Эвридика» («Euridice», 1941), наполненные трагическим содержанием, составили второй сборник «Черные пьесы» («Piéces Noires»).
В сборник «Новые черные пьесы» вошли «Антигона» («Antigone», 1944), «Ромео и Жанетт» («Pomeo et Jeanette», 1946), «Медея» («Médée», 1953).
В первых пьесах Жана Ануя заявлена проблематика – неприятие буржуазной морали, традиционного образа жизни. Основная проблематика раннего творчества: столкновение чистого чувства и пошлости, уродства мещанской действительности, место личности в мире, влияние прошлого на изменение жизни человека.
Главные герои ранних пьес Ануя – морально благородные, живущие лишь любовью – находятся в постоянном противостоянии с другими участниками драматического действия. Персонажи второго плана – представители мещанского, лживого мира, изображенные сатирически, подчас в буффонадной манере, имеют свой взгляд на мир. Драматург показывает в своих пьесах, что ни о каком взаимопонимании между первыми и вторыми не может быть и речи. Они существуют в разных измерениях, поэтому и подход к жизни у них разный. Первые драматические произведения Ануя камерны, не выходят за пределы семейной темы.
Начиная с драмы «Иезавель» (опубликована в 1946 г. в сборнике «Новые черные пьесы») автор использует библейские, античные и исторические сюжеты. Пьесы «Ромео и Жанетт», «Антигона», «Медея» включают те же темы, что и в раннем творчестве: любовь, деньги, убийство. Однако в перечисленных драмах уродство проникает и в любовное чувство. «Иезавель», например, отталкивающе натуралистична, пронизана «утрированным и примитивным фрейдизмом». Высокая и светлая любовь неразрывно сплетается с тягой к грязному, животному. Мир «черных» пьес Ануя – мир крушения всех ценностей. Драматург переживает период разочарований, он отказывается от прежних идей (вера в очищающее свойство светлых чувств, в преобразующую силу разума и в способность преодоления пошлости жизни с помощью искусства).
В пьесе «Антигона» на смену камерной драме приходит драма, поднимающая важнейшие общественно значимые вопросы. Впервые поставив вопрос о взаимоотношении государства и личности, автор решает дилемму: должен или нет человек принимать враждебную ему действительность. Его героиня отвергает компромисс и гибнет. Идея – лучше погибнуть, чем покориться насилию, – легла в основу цикла так называемых «костюмированных пьес», куда вошли «Жаворонок» («L’alouette», 1953) и «Беккет, или Честь божья», («Becket ou l’honneur de dieu», 1959).
Пьесы, написанные в конце 50-х и в 60-е гг., свидетельствуют об отходе писателя от того значительного круга проблем, который он развивал в прежние годы в «драматургии идей». Новые сатирические комедии «Орнифль, или Сквозной ветер» («Ornifle ou le courant d’air», 1956), «Бедняга Битос…» («Pauvre Bitos…», 1956) «Сумасброд, или Влюбленный реакционер» («L’hurluberlu ou le réactionnaire amoureux», 1959), объединенные в цикл «колючих пьес» («Piéces grinçants»), – пример творческих и мировоззренческих противоречий писателя. Ануй, создатель цельных, бескомпромиссных характеров, противостоящих мелкому буржуазному миру, в 60-е гг. становится бытописателем современных нравов. Начиная с комедии «Орнифль…» драматург обращается к творчеству Ж.-Б. Мольера. Созатель «высокой» классицистской комедии был бесспорным авторитетом для Ануя, который не только высоко оценил новаторство мольеровских комедий, но и его жизнь, наполненную трагическим содержанием. Французский драматург ХХ в. посвятил несколько статей и эссе своему предшественнику из века XVII, среди которых «Присутствие Мольера» («Présence de Molière»), «Сегодня, 17 февраля, умер Мольер» («Aujourd’hui, 17 février mort de Molière»), «Тартюф» и др. Кроме того, написал сценарий «Малышка Мольер» («Le petit Molière», 1959) и одноактную пьесу «Сон критика» («Le Songe du critique», 1960), предназначенную для постановки в качестве своеобразного пролога («пьесы перед занавесом») в спектакле «Тартюф».
В 70-е гг. он создал пьесы лишь для небольшого круга почитателей его таланта, интеллектуальной элиты. К «салонным» пьесам относятся комедия «Дорогие птицы» («Chers oiseaux», 1977), «Эпизод из жизни одного автора» («Episode de la vie d’un auteur, 1980») и «Красивая жизнь» («La belle vie», 1980). На смену злой иронии, сарказму произведений 30–40-х гг. приходит спокойное снисходительно-понимающее отношение к человеческим недостаткам.
С 1962 по 1968 гг., после премьеры пьесы «Оркестр» (1962), наступил длительный период молчания драматурга, связанный с появлением на французской сцене «театра абсурда». С. Беккет, Э. Ионеско и другие представители «нового» театра называли Ануя своим учителем, с чем тот был в корне не согласен.
Творчество Ж. Ануя – уникальное явление во французской драматургии XX в. Он сам нередко участвовал в сценическом воплощении своих пьес, стал героем множества статей и монографических исследований. Основную часть своей жизни драматург посвятил театру. Он постоянно участвовал в вечно изменяющейся театральной жизни, активно влияя на нее, внося свой неповторимый оттенок в многоцветную палитру французского театра.
- Литература Древнего Рима. Очерки истории зарубежной литературы
- Введение "Требуется много истории, чтобы получилось немного литературы" Генри Джеймс
- Рим и мир. Этруски в "Стране телят"
- Рим и мир. Город на семи холмах
- Рим и мир. Олимпийцы по-римски
- Рим и мир. Новаторы, консерваторы и первые литераторы
- Рим и мир. Цицерон и римская риторика
- Рим и мир. Два Цезаря
- Рим и мир. "Серебряный век"
- Рим и мир. Историки империи
- Рим и мир. Поздние греческие мыслители и дневник императора марка Аврелия
- Персоналии. Лукреций: философия в стихах
- Персоналии. Любовь и ненависть Катулла
- Персоналии. Вергилий: предзнаменования и шедевры
- Персоналии. Гораций, Тибулл, Проперций: "золотая середина" "золотого века"
- Персоналии. Овидий: метаморфозы музы и судьбы
- Персоналии. Сенека: философия нравственности
- Персоналии. Петроний: империя наизнанку
- Персоналии. Злоключения Апулея из Мадавры
- Персоналии. Марциал и Ювенал: насмешка эпиграммы и хлыст сатиры
- Заключение
- История
- Лекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья
- Лекция 2 Христианская составляющая в культуре раннего Средневековья
- Лекция 3 Древнескандинавская эпическая поэзия. Мифологический цикл «Старшей Эдды»
- Лекция 4 Дидактический эпос «Речи Высокого»
- Лекция 5 Древнескандинавский героический эпос
- Лекция 6 Каролингское возрождение
- Лекция 7 Сословность в обществе и литературе Высокого Средневековья. Жанры духовной литературы
- Лекция 8 Рыцарская литература. Героический эпос
- Лекция 9 Куртуазия как особый тип культуры
- Лекция 10 Южнофранцузский вариант куртуазии. Жанры лирики трубадуров
- Лекция 11 Северофранцузский вариант куртуазии. Типология рыцарского романа
- Лекция 12 Артуровский роман в творчестве Кретьена де Труа и его последователей
- Лекция 13 «Роман о Тристане и Изольде» и его место в бретонском цикле
- Лекция 14 Сущность и значение понятия «Возрождение»
- Лекция 15 Период Предвозрождения. Творчество Данте
- Лекция 16 Литературная и научная деятельность ф.Петрарки
- Лекция 17 Этапы развития итальянского гуманизма
- Лекция 18 Особенности Северного Возрождения. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского как памятник литературы Северного Возрождения
- Лекция 19 Творчество у.Шекспира. Периодизация. «Шекспировский вопрос». Хроники
- Лекция 20 Поэтика комедий Шекспира
- Лекция 21 Поздние трагедии Шекспира. «Гамлет»
- Лекция 22 Роман м.Сервантеса «Дон-Кихот». История замысла и эволюция образа главного героя
- История зарубежной литературы 17-18 вв. Сводный вариант лекций
- Лекция №1 литература XVII на перепутье художественных стилей
- Литературная хронология: XVII век
- Лекция №2 концепция «героического» в трагедийном искусстве п. Корнеля
- Пьер Корнель. Рассуждения о полезности и частях драматического произведения2
- Лекция №3 эволюция жанра трагедии в эпоху зрелого классицизма. Художественные открытия ж. Расина
- Лекция № 4 комедийное искусство жана-батиста мольера
- Лекция №5 николя буало как теоретик французского классицизма
- Лекция №6 литература англии XVII века между барокко и классицизмом.
- Лекция №8
- Просвещение как особая историко-культурна эпоха в
- Странах западной европы. Периодизация английского просвещения .
- Становление жданра роман-путешествие, творческий вклад д. Дефо («Удивительные приключения Робинзона Крузо»)
- Лекция №8
- Творчество д. Свифта. Особенности просветительского реализма в
- Романе «путешествия гулливера»:
- Прием мистификации, нравственная проблематика произведения
- Лекция №8 творчество г. Филдинга, его вклад вразвитие жанра «комическая эпопея». Образ героя, сложность социальной и нравственной проблематики в романе «история тома джонса, найденыша»
- §1. Г. Филдинг – с. Ричардсон: литературная полемика
- §2. Новаторство г. Филдинга в романе «истрия тома джонса, найденыша»
- Лекция №9
- Лекция №10 ф.М. А. Вольтер как предтеча французского просвещения. Философские основы творчества
- Литература по теме
- Лекция №11 творческий путь ж.-ж.Руссо. Трагическое столкновение «естественной морали» и морали обжщества вроманер «юлия, или новая элоиза»5
- Лекция №12 драматургическо мастертсво ф. Шиллера. Основные темы и мотивы вдрамах «ковартсво и любовь», «разбойники». Обращение к жанру баллада. Литертаурно-критическая деятельность.
- Методические указания
- 1 Общая характеристика развития европейских литератур в 17 веке
- Литература
- 1.1 Испанская литература 17 века
- Литература
- 1.2 Французская литература 17 века
- Литература
- 1.3 Английская литература 17 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- 2 Общая характеристика развития европейских литератур 18 века
- Литература
- 2.1 Английская литература 18 века
- Литература
- 2.2 Французская литература 18 века
- Литература
- 2.3 Немецкая литература 18 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- Художественные тексты
- История зарубежной литературы 19 в. (романтизм и реализм)
- Isbn 5-352-00211-X
- Лекция 1. Немецкий романтизм. Иенские романтики. 16 февраля 1972
- Открытая лекция. Карло Гоцци и романтический юмор. 21 февраля 1972
- Лекция 2. Иенские романтики (продолжение). 23 февраля 1972
- Лекция 3. Тик. 2 марта 1972
- Лекция 4. Тик (продолжение). «Драма судьбы». Гейдельбергская школа. 9 марта 1971
- Лекция 5. Гейдельбергская школа (продолжение). Шамиссо. Арним. 16 марта 1971
- Лекция 6. Клейст. 23 марта 1971
- Лекция 7. Клейст (продолжение). 30 марта 1971
- Лекция 8. Клейст (окончание). Гофман. 6 апреля 1971
- Лекция 9. Гофман (продолжение). 13 апреля 1971
- Лекция 10. Гофман (окончание). 20 апреля 1971
- Лещии по зарубежной литературе первой половины XIX века. Гофман (окончание)
- Лекция 11. Английский преромантизм. Анна Радклиф. Льюис. 27 апреля 1971
- Лекция 12. Английский романтизм. «Озерная школа». Кольридж. 7 сентября 1971
- Лекция 13 Кольридж (окончание). Вордсворт. 14 сентября 1971
- Лекция 14. Байрон. 21 сентября 1971
- Лекция 15. Байрон (продолжение). 28 сентября 1971
- Лекция 16. Байрон (окончание). Шелли. 5 октября 1971
- Лекция 17. Шелли (окончание). Китс. 12 октября 1971
- Лекция 18. Китс (окончание). Вальтер Скотт 19 октября 1971
- Лекция 19. Вальтер Скотт (окончание). 26 октября 1971
- Лекция 20. Французский романтизм. Мадам де Сталь. Шатобриан. 2 ноября 1971
- Лекция 21. Шатобриан (окончание). Романтизм 1830 года. 9 ноября 1971
- Лекция 22. Гюго. 30 ноября 19711
- Лекция 23. Гюго (окончание) 7 декабря 1971
- Лекция 24. Французский реализм. Бальзак. 14 декабря 1971
- Лекция 25. Бальзак (окончание). Стендаль. 21 декабря 1971
- Лекция 26. Стендаль (окончание). Мериме. 28 декабря 1971
- История зарубежной литературы 19 в. (реализм)
- 8. Тема Ватерлоо у Стендаля и Теккерея.
- 9. Тема «утраты иллюзий» в «Человеческой комедии» Бальзака.
- 29. Социальный фон истории Жермини в романе Эдмона и Жюля Гонкуров.
- 30. Импрессионистский пейзаж в романах Флобера и братьев Гонкуров.
- 34. Лирика Шарля Леконта де Лиля.
- 35. Драматургия конфликта в романе Бальзака «Отец Горио».
- 36. Новый этап реализма (50-е, 60-е годы) и проблема литературного героя.
- 42. Проблема типического у Бальзака.
- 57. Английский реализм. Общая характеристика.
- 58. Пантеизм и позитивизм у Флобера и Бодлера.
- История зарубежной литературы 20-21 вв.
- Литература
- Тема 2. Творчество г. Аполлинера
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 4. Неоклассицизм и п. Валери
- Литература
- Тема 5. Французский модернистский роман начала XX в.
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 6. Французский реалистический роман первой половины XX в. (а. Барбюс, ф. Мориак, р. Роллан, р. Мартен дю Гар)
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 7. Экзистенциализм во французской литературе
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 8. Французский театр и драматургия первой половины XX в.
- Литература
- Литература
- Жан Жироду
- Литература
- Жан Ануй
- Литература
- Художественная
- Учебники, учебные пособие и хрестоматии
- История зарубежной литературы 20 в. Конспект по зарубежной литературе XX века
- Краткая характеристика эпохи
- Ромен роллан
- Джон голсуорси
- Американская литература
- Теодор драйзер
- Романы драйзера
- Драма XX века
- Джордж бернард шоу (1856-1950)
- Томас манн
- Модернизм
- Марсель пруст (1871-1922)
- Джеймс джойс
- Кафка (1883-1924)
- I мировая воина и художественная литература
- Анри барбюс "огонь"
- Литература потерянного поколения
- Олдингтон "смерть героя"
- Хемингуэй
- Уильям фолкнер
- Фолкнер
- Бертольд брехт
- Томас манн. "Доктор Фаустус" (1947г.)
- Жан-поль сартр
- Альбер камю
- Айрис мердок
- Норман мейлер
- Джон фаулз
- Театр абсурда / антидрама
- Постмодернизм
- Латиноамериканский роман
- Вопросы к экзамену по зарубежной литературе XX века (сПбГу)
- История зарубежной литературы 20 в.
- Конспект лекций по зарубежной литературе хХвека (1918-1945)
- Франц Кафка (1883-1924)
- Ромен роллан (1866-1944)