17. Лирика и поэмы а.Т. Твардовского.
Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм он назвал “Путь к социализму”. В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций: Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть. Итогом этого раннего периода стала поэма “Страна Муравия”. Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял и осознал, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев, страшновато. Особенно если учесть, что сам Твардовский - сын деревенского кузнеца, родившийся в смоленском хуторе Загорье тогда, когда на отца его, умельца и труженика Трифона Гордеевича Твардовского, и всю семью нежданно обрушилась беда - они были раскулачены и сосланы на Север. О нелегкой судьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей многие такие же семьи, можно узнать сегодня из воспоминаний брата А. Т. Твардовского Ивана, опубликованных несколько лет назад. В стихах же сына “кулака” эти трагические мотивы не нашли отражения - он писал так, как в двадцатые и тридцатые годы от него требовали и ожидали, возможно, искренне веря, что на этом пути народ найдет свое счастье. Поворотными для поэта А. Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. Стихи А. Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (например, стихотворение “Армейский сапожник”), и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив “Позарастали стежки-дорожки...”. В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение “Две строчки”. Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная - через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери: Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий Как будто это я лежу... Уже после войны, в 1945-1946 годах, Твардовский создает, может быть, самое сильное свое произведение о войне - “Я убит подо Ржевом”. Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа. Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение “братья”. В годы войны создана А. Твардовским и самая знаменитая его поэма “Василий Теркин”. Его герой стал символом русского солдата, его образ — предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче намереваются поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя). Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе “Кто стрелял?” он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе “Переправа” рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу, - и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу: Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: - Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке. Позднее творчество А. Твардовского, его стихи 50-60-х годов - одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А. Ахматовой, Б. Пастернака, а это под силу далеко не каждому, надо быть очень большим художником, чтобы не потеряться на таком фоне. Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал “Новый мир”, который редактировал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как “Новый мир” Твардовского. Лирический герой его поздней поэзии - это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, например, в стихотворении “Некогда мне над собой измываться...”, где глазным спасением человека от беды становится труд, творчество. Над традиционной темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой А. Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, например, в произведении 1959 года “Жить бы мне соловьем-одиночкой...” И все же главная, самая больная для поэта тема - тема исторической памяти, пронизывающая его лирику 50-60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе - Остались там и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь - Речь не о том, но все же, все же, все же... За открытым финалом, стихотворения - целый мир человеческих переживаний; целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение вынесло столько страшных и жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть, незаслуженную. Но особенно остро переживает поэт те этапы истории, которые перечеркнули жизнь его семьи, его родителей. В этом и позднее покаяние, и осознание личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме посвящены такие произведения А. Твардовского, как поэма “По праву памяти”, цикл стихов “Памяти матери”. В этом цикле через судьбу матери человек передает судьбу целого поколения. Вековой уклад жизни оказывается разрушенным. Вместо привычного деревенского кладбища - неуютный погост в далеких краях, вместо переезда через реку, символа свадьбы, - “иные перевозы”, когда людей с “земли родного края вдаль спровадила пора”. В поэме, написанной в 1966-1969 годах и опубликованной впервые в нашей стране в 1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как “младенец вражеских кровей”, “кулацкий сынок”. Эти размышления обретают философское звучание, и вся поэма звучит предостережением: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу... Поэзия А. Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.
- 1.Литературный процесс периода революции и гражданской войны. Темы, жанры, стилевые искания. Расслоение культуры.
- 2.Поэзия 1920-1930 (Волошин,Тихонов,и тд).Основные тенденции развития.Об одном из поэтов – по выбору.
- 3.Поэзия Осипа Мандельштама. Осн.Этапы творч. Своеобразие поэтического мира.
- 4. Поэзия и судьба Сергея Есенина.
- 5. Творч. Цветаевой. Лирика,поэмы,проза.
- 6. Жанрово-тематическое многообразие творч. Маяковского: лирика, поэмы, пьесы.
- 7. Стилевые особенности прозы 20-х гг. (сказ, орнаментализм, стилизация)
- 8. Тема революции и граждансклй войны в литературе 1920 х г.
- 9.Творчество Горького после революции. Жанры,проблемы,характеры.
- 10. Судьба и поэзия Анна Ахматовой. Основные периоды творчества, своеобразие метода.
- 1.2 Особенности творчества а. Ахматовой
- 11. Творчество Булгакова. Проблематика, жанры, особенности стиля.
- 12. Сатира 1920-1930 годов: жанры, приемы, объекты осмеяния, стиль.
- 13. Место и роль социальной и научной фантастики в литературном процессе 1920-1930 х годов (Замятин, Булгаков,Беляев,Толстой –по выбору)
- 14. Писатели-эмигранты первой волны: Набоков,Алданов, иванов,Газданов,Вертинский, Шмелев,осоргин и др.
- 15. Проза Андрея Платонова. Нравственно-философское содержание, жанровая специфика, особенности языка.
- 16. Творчество в.В. Набокова. Поэзия и проза.
- 17. Лирика и поэмы а.Т. Твардовского.
- 18. Поэзия и проза б.Л. Пастернака.
- 19. Проза м.А. Шолохова (донские рассказы, тихий дон, Судьба человека).
- 20.Проза о велик.Отеч.Войне 1940-х начала 1950-х годов (обзор всех и об одном авторе по выбору)
- За что в ссср травили Зощенко и Ахматову
- 22.Драматургия периода Великой Отечественной войны (Корнейчук, леонов,симонов и др).
- 23. Поэзия периода Вов(твардосвкий,симонов,шубин,исаковский,берггольц,Друнина,орлов).
- 24.Лирика и поэмы а.Т. Твардовского.
- 25.Литературный процесс второй половины 1950-1960-х.Основные тенденции, жанры, темы. II съезд советских писателей 1954.
- 26. Проза периода оттепели. Старшее поколение(леонов,симонов,федин,шолохов) и Литературная молодежь(гранин,аксенов,дудинцев,трифонов,казаков).
- 27.Военная проза конца 1950х-1980х годов(Бондарев,быков,Бакланов,Кондратьев,Ананьев,Васильев,Богомолов).
- 29.”Деревенская проза”(белов,Абрамов,Распутин,астафьев,шукшин,Можаев).
- 30.Тво-во в.Г.Распутина.
- 31.Драматургия 1960-2000 х(Погодин, Арбузов, Рощин, Розов, Володин, Пресняковы).
- 32.Своеобразие творчества а.Вампилова.
- 33.Поэзия 1960-1980.Страшее поколение и поколение 1960х. Третья волна эмиграции (1960-1980 годы)
- 34.Поэзия в.Высоцкого.
- 35.Лирика и поэмы а.Вознесенского.
- 36.Поэзия н.Рубцова.
- 37.”Возвращенные имена” и их влияние на литер.Жизнь последних десятилетий.
- 38.Литер.Эмиграция третьей волны.
- 39.Творчество а.И.Солженицына.
- 40.Лагерная проза.