1.2 Особенности творчества а. Ахматовой
Творчество Ахматовой принято делить всего на два периода – ранний (1910 – 1930-е гг.) и поздний (1940 – 1960-е). Непроходимой границы между ними нет, а водоразделом служит вынужденная «пауза»: после выхода в свет в 1922 г. ее сборника «Anno Domini MCMXXI» Ахматову не печатали вплоть до конца 30-х гг. Разница между «ранней» и «поздней» Ахматовой видна как на содержательном уровне (ранняя Ахматова – камерный поэт, поздняя испытывает все большее тяготение к общественно-исторической тематике), так и на стилистическом: для первого периода характерна предметность, слово не перестроенное метафорой, но резко преображенное контекстом. В поздних стихах Ахматовой господствуют переносные значения, слово в них становится подчеркнуто символическим. Но, разумеется, эти изменения не уничтожили цельности ее стиля.
Когда-то Шопенгауэр негодовал на женскую болтливость и даже предлагал распространить на иные сферы жизни древнее изречение: «taceat mulier in ecclesia». Что бы сказал Шопенгауэр, если бы он прочел стихи Ахматовой? Говорят, что Анна Ахматова - один из самых молчаливых поэтов, и это так, несмотря на женственность. Слова ее скупы, сдержанны, целомудренно-строги, и кажется, что они только условные знаки, начертанные при входе в святилище...
Строгая поэзия Ахматовой поражает «ревнителя художественного слова», которому многоцветная современность дарит столь щедро благозвучное многословие. Гибкий и тонкий ритм в стихах Ахматовой подобен натянутому луку, из которого летит стрела. Напряженное и сосредоточенное чувство заключено в простую, точную и гармоническую форму.
Поэзия Ахматовой — поэзия силы, ее господствующая интонация — интонация волевая.
Хотеть быть со своими — свойственно всякому, но между хотеть и быть пролегала бездна. А ей было не привыкать:
«Над сколькими безднами пела...»[5, c.12]
Она была прирожденная повелительница, и ее «хочу» в действительности означало: «могу», «воплощу»[2, c.32].
Ахматова была несравненным по поэтическому своеобразию художником любви. Ее новаторство первоначально проявилось именно в этой традиционно вечной теме. Все отмечали «загадочность» ее лирики; при всем том, что ее стихи казались страничками писем или оборванными дневниковыми записями, крайнее немногословие, скупость речи оставляли впечатление немоты или перехвата голоса. «Ахматова в своих стихах не декламирует. Она просто говорит, еле слышно, безо всяких жестов и поз. Или молится почти про себя. В этой лучезарно-ясной атмосфере, которую создают ее книги, всякая декламация показалась бы неестественной фальшью», - писал ее близкий друг К.И. Чуковский.
Но новая критика подвергала их травле: за пессимизм, за религиозность, за индивидуализм и так далее. С середины 20-х годов ее почти перестали печатать. Наступила тягостная пора, когда она и сама почти перестала писать стихи, занимаясь лишь переводами, а также «пушкинскими штудиями», результатом которых стало несколько литературоведческих работ о великом русском поэте.
- 1.Литературный процесс периода революции и гражданской войны. Темы, жанры, стилевые искания. Расслоение культуры.
- 2.Поэзия 1920-1930 (Волошин,Тихонов,и тд).Основные тенденции развития.Об одном из поэтов – по выбору.
- 3.Поэзия Осипа Мандельштама. Осн.Этапы творч. Своеобразие поэтического мира.
- 4. Поэзия и судьба Сергея Есенина.
- 5. Творч. Цветаевой. Лирика,поэмы,проза.
- 6. Жанрово-тематическое многообразие творч. Маяковского: лирика, поэмы, пьесы.
- 7. Стилевые особенности прозы 20-х гг. (сказ, орнаментализм, стилизация)
- 8. Тема революции и граждансклй войны в литературе 1920 х г.
- 9.Творчество Горького после революции. Жанры,проблемы,характеры.
- 10. Судьба и поэзия Анна Ахматовой. Основные периоды творчества, своеобразие метода.
- 1.2 Особенности творчества а. Ахматовой
- 11. Творчество Булгакова. Проблематика, жанры, особенности стиля.
- 12. Сатира 1920-1930 годов: жанры, приемы, объекты осмеяния, стиль.
- 13. Место и роль социальной и научной фантастики в литературном процессе 1920-1930 х годов (Замятин, Булгаков,Беляев,Толстой –по выбору)
- 14. Писатели-эмигранты первой волны: Набоков,Алданов, иванов,Газданов,Вертинский, Шмелев,осоргин и др.
- 15. Проза Андрея Платонова. Нравственно-философское содержание, жанровая специфика, особенности языка.
- 16. Творчество в.В. Набокова. Поэзия и проза.
- 17. Лирика и поэмы а.Т. Твардовского.
- 18. Поэзия и проза б.Л. Пастернака.
- 19. Проза м.А. Шолохова (донские рассказы, тихий дон, Судьба человека).
- 20.Проза о велик.Отеч.Войне 1940-х начала 1950-х годов (обзор всех и об одном авторе по выбору)
- За что в ссср травили Зощенко и Ахматову
- 22.Драматургия периода Великой Отечественной войны (Корнейчук, леонов,симонов и др).
- 23. Поэзия периода Вов(твардосвкий,симонов,шубин,исаковский,берггольц,Друнина,орлов).
- 24.Лирика и поэмы а.Т. Твардовского.
- 25.Литературный процесс второй половины 1950-1960-х.Основные тенденции, жанры, темы. II съезд советских писателей 1954.
- 26. Проза периода оттепели. Старшее поколение(леонов,симонов,федин,шолохов) и Литературная молодежь(гранин,аксенов,дудинцев,трифонов,казаков).
- 27.Военная проза конца 1950х-1980х годов(Бондарев,быков,Бакланов,Кондратьев,Ананьев,Васильев,Богомолов).
- 29.”Деревенская проза”(белов,Абрамов,Распутин,астафьев,шукшин,Можаев).
- 30.Тво-во в.Г.Распутина.
- 31.Драматургия 1960-2000 х(Погодин, Арбузов, Рощин, Розов, Володин, Пресняковы).
- 32.Своеобразие творчества а.Вампилова.
- 33.Поэзия 1960-1980.Страшее поколение и поколение 1960х. Третья волна эмиграции (1960-1980 годы)
- 34.Поэзия в.Высоцкого.
- 35.Лирика и поэмы а.Вознесенского.
- 36.Поэзия н.Рубцова.
- 37.”Возвращенные имена” и их влияние на литер.Жизнь последних десятилетий.
- 38.Литер.Эмиграция третьей волны.
- 39.Творчество а.И.Солженицына.
- 40.Лагерная проза.