Норман мейлер
Мейлер учился в университете, во 2 Мировую Войну служил в армии в Тихом океане. Вернулся, закончил образование. Познакомился с экзистенмом. Начал писательскую карьеру с романа о 2 Мировой Войне. 1949 г. «Нагие и мертвые». Получил известность. Затем был период подтверждения своей славы. Дальнейшие произведения (в начале 1950-х гг.) не получили такой известности. В основе идеи экз-ма, но они представлены на материале, очень актуальном в тот момент для американцев. Это 1 из 9 романов экз-ма в американской литературе и 1 из 9 американских романов о 2 Мировой Войне.
Для США 2 Мировая Война – это, прежде всего, война на Тихом океане (это для Европы не характерно).
Для людей двух континентов это были 2 разные войны. Разная степень близости истории опыта по отношению к пережитому. Пр. у нас в каждой семье был/есть кто-то, кто участвовал в этой войне. У американцев: я знаю кого-то, кто знает кого-то, у кого кто-то участвовал в этой войне.
Это война для европейских народов за независимость своей страны, своего дома, а на территории США не велись военные действия. Одно исключение, после которого Америка нарушила политический нейтралитет: разгром Perl Harboura японцами (на Гавайях, которые были территорией США). Сами американские солдаты воевали все время где-то далеко. Война во многом оставалась абстракцией.
Непосредственные враги США были японцы, а не немцы, а Япония была носителем фашистской идеологии. Америка только на излете войны столкнулась с фашизмом как идеологией и практикой.
Отсюда война в американских романах отражается совсем по-другому. Не защита своего дома, а защита демократии.
Американская литература о 2МВ — это прежде всего литература о войне, о том, что это такое, а не конкретно о 2МВ, о том, как человек открывается на войне, как он себя там ведет.
Место действия романа — Тихий океан. В центре рассказ об операции по захвату одного из островов в Тихом океане. Участие принимают солдаты взвода разведки во главе с лейтенантом. В главах Машина времени может рассказать предысторию о своих героях (почему каждый из них оказался на войне):
желание избавиться от забот о хлебе насущном уводит людей в армию.
герой в армии, чтобы поднять свой социальный статус.
Пуэрториканец, отслуживший в армии, станет гражданином США.
Лейтенант Хирн отправляется на войну, чтобы испытать себя, приобрести опыт, если свободный индивидуум окажется в условиях армейской дисциплины и субординации.
Оказавшись на войне, они оказались перед угрозой смерти. Вся эта картина людей на войне создана М., чтобы показать глубинный смысл войны, который замечается в экзистенциалистском отсутствии смысла; это ситуация абсурда.
Каждый из его героев оказывается в параллельной ситуации, когда ему открывается пограничный миг бытия. Все они по-разному делают выбор: те, кто прошел через ощущение экзистенциалистской наготы, и те, кто отступил — духовно мертвы. В этом философский смысл названия. Позицию М. критики определили как суровую концепцию в духе Камю.
В романах 50-х годов — пауза. Почти 10 лет М. не пишет романы. Создает ряд рассказов, эссе, статей. Т. е. М. сознательно пишет, организовывает свою жизнь.
В своих эссе этого времени обозначает те настроения, которые были свойственны многим представителям американской элиты, не были американской адаптацией экзистенциальных идей. В Америке идея свободы — одно из фундаментальных понятий, на котором базируется сознание Америки от самого внешнего уровня до самого бытового (моя свобода предполагает уважение свободы другого). Ограничение одной свободы другой — это проявление свободы.
Эпоха 40-50-х — это эпоха, когда Америка столкнулась с тем, что какие-то социальные образования пытаются ограничить свободу. (время маккартизма). Американцы считают Кеннеди, который пробыл президентом только 3 года, тем человеком, который вернул им чувство собственной полноценности, свободы (хотя Кеннеди очень мало успел сделать).
Один из вариантов сохранения своей свободы сформировал М. в своих эссе. Тогда он стал культурной фигурой.
Эссе 1957 г. "Белый негр, или Поверхностные размышления о Хипстере" (отсюда родится хиппи). Слова М. взял из жаргона джазовых музыкантов. Это состояние необходимо музыкантам, чтобы хорошо отыграть концерт. Основа джаза — импровизация, т. е. это творчество здесь и сейчас. М. придал ему особый смысл: это состояние — одна из главных черт — воображение человека вообще. Любой художник в наше время — это такой же негр, как те, которые творят джазовую музыку. Это же состояние должно определять всю жизнь художника, тогда последняя возможность была чувствовать себя свободным и способным к творчеству. Эта свобода означает добровольное отчуждение от общества. Одновременно это состояние дает человеку возможность почувствовать себя абсолютно свободным. Это идея экзистенциалистской тотальной свободы.
Человечество делится на две категории: или ты хипстер или ты кирпич (square).
М. часто эпатировал публику. М. стал одним из идеологов поколения 50-х (beat generation — "разбитое поколение").
Философская концепция экзистенциализма стала превращаться в идеологию. Для М. Потрясением явилось убийство Кеннеди, в этом он увидел примету времени, попытку уничтожить ту свободу, которую вернул Кеннеди. М. вернулся к роману.
1862г. — "Американская мечта". Критики до сих пор рассуждают, за героя ли автор или против. Вывод должен сделать сам читатель. Герой живет с ощущением подавленности, он профессионально соприкасается с экзистенциализмом — университетский преподаватель, читающий курс по экзистенциализму; ведет телепередачу, в которой объясняет домохозяйкам, что такое экзистенциализм.
Первая программная ситуация в юности во время войны. Но он тогда не понял смысла ситуации.
Роджер был ранен на войне. Отправился в разведку к немцам (дело в Европе), когда он шел через укрепления, он столкнулся с немецким солдатом. Столкнулись два молодых человека. Враги они или нет?
Роджер быстро делает политическую карьеру. В Конгрессе США оказывается рядом с Кеннеди, но затем их пути расходятся. Роджер уходит в преподавание. В итоге происходит пограничная ситуация — экстремальная ситуация.
Роджер убивает свою жену (под влиянием момента). Это поворотный момент в его жизни: он оказался настолько свободным, чтобы реализовать себя и не пожалеть об этом. Это торжество того случая, когда все происходит и ничто ни от чего не зависит. Свобода для Р. оказывается конструктивной: он открывает следствие; отца своей жены — он победитель. Это впервые у М. — свобода делает человека победителем. У М. наступает разочарование в жизни. В поздних произведениях есть уже полемика с идеей безграничной свободы.
- Литература Древнего Рима. Очерки истории зарубежной литературы
- Введение "Требуется много истории, чтобы получилось немного литературы" Генри Джеймс
- Рим и мир. Этруски в "Стране телят"
- Рим и мир. Город на семи холмах
- Рим и мир. Олимпийцы по-римски
- Рим и мир. Новаторы, консерваторы и первые литераторы
- Рим и мир. Цицерон и римская риторика
- Рим и мир. Два Цезаря
- Рим и мир. "Серебряный век"
- Рим и мир. Историки империи
- Рим и мир. Поздние греческие мыслители и дневник императора марка Аврелия
- Персоналии. Лукреций: философия в стихах
- Персоналии. Любовь и ненависть Катулла
- Персоналии. Вергилий: предзнаменования и шедевры
- Персоналии. Гораций, Тибулл, Проперций: "золотая середина" "золотого века"
- Персоналии. Овидий: метаморфозы музы и судьбы
- Персоналии. Сенека: философия нравственности
- Персоналии. Петроний: империя наизнанку
- Персоналии. Злоключения Апулея из Мадавры
- Персоналии. Марциал и Ювенал: насмешка эпиграммы и хлыст сатиры
- Заключение
- История
- Лекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья
- Лекция 2 Христианская составляющая в культуре раннего Средневековья
- Лекция 3 Древнескандинавская эпическая поэзия. Мифологический цикл «Старшей Эдды»
- Лекция 4 Дидактический эпос «Речи Высокого»
- Лекция 5 Древнескандинавский героический эпос
- Лекция 6 Каролингское возрождение
- Лекция 7 Сословность в обществе и литературе Высокого Средневековья. Жанры духовной литературы
- Лекция 8 Рыцарская литература. Героический эпос
- Лекция 9 Куртуазия как особый тип культуры
- Лекция 10 Южнофранцузский вариант куртуазии. Жанры лирики трубадуров
- Лекция 11 Северофранцузский вариант куртуазии. Типология рыцарского романа
- Лекция 12 Артуровский роман в творчестве Кретьена де Труа и его последователей
- Лекция 13 «Роман о Тристане и Изольде» и его место в бретонском цикле
- Лекция 14 Сущность и значение понятия «Возрождение»
- Лекция 15 Период Предвозрождения. Творчество Данте
- Лекция 16 Литературная и научная деятельность ф.Петрарки
- Лекция 17 Этапы развития итальянского гуманизма
- Лекция 18 Особенности Северного Возрождения. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского как памятник литературы Северного Возрождения
- Лекция 19 Творчество у.Шекспира. Периодизация. «Шекспировский вопрос». Хроники
- Лекция 20 Поэтика комедий Шекспира
- Лекция 21 Поздние трагедии Шекспира. «Гамлет»
- Лекция 22 Роман м.Сервантеса «Дон-Кихот». История замысла и эволюция образа главного героя
- История зарубежной литературы 17-18 вв. Сводный вариант лекций
- Лекция №1 литература XVII на перепутье художественных стилей
- Литературная хронология: XVII век
- Лекция №2 концепция «героического» в трагедийном искусстве п. Корнеля
- Пьер Корнель. Рассуждения о полезности и частях драматического произведения2
- Лекция №3 эволюция жанра трагедии в эпоху зрелого классицизма. Художественные открытия ж. Расина
- Лекция № 4 комедийное искусство жана-батиста мольера
- Лекция №5 николя буало как теоретик французского классицизма
- Лекция №6 литература англии XVII века между барокко и классицизмом.
- Лекция №8
- Просвещение как особая историко-культурна эпоха в
- Странах западной европы. Периодизация английского просвещения .
- Становление жданра роман-путешествие, творческий вклад д. Дефо («Удивительные приключения Робинзона Крузо»)
- Лекция №8
- Творчество д. Свифта. Особенности просветительского реализма в
- Романе «путешествия гулливера»:
- Прием мистификации, нравственная проблематика произведения
- Лекция №8 творчество г. Филдинга, его вклад вразвитие жанра «комическая эпопея». Образ героя, сложность социальной и нравственной проблематики в романе «история тома джонса, найденыша»
- §1. Г. Филдинг – с. Ричардсон: литературная полемика
- §2. Новаторство г. Филдинга в романе «истрия тома джонса, найденыша»
- Лекция №9
- Лекция №10 ф.М. А. Вольтер как предтеча французского просвещения. Философские основы творчества
- Литература по теме
- Лекция №11 творческий путь ж.-ж.Руссо. Трагическое столкновение «естественной морали» и морали обжщества вроманер «юлия, или новая элоиза»5
- Лекция №12 драматургическо мастертсво ф. Шиллера. Основные темы и мотивы вдрамах «ковартсво и любовь», «разбойники». Обращение к жанру баллада. Литертаурно-критическая деятельность.
- Методические указания
- 1 Общая характеристика развития европейских литератур в 17 веке
- Литература
- 1.1 Испанская литература 17 века
- Литература
- 1.2 Французская литература 17 века
- Литература
- 1.3 Английская литература 17 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- 2 Общая характеристика развития европейских литератур 18 века
- Литература
- 2.1 Английская литература 18 века
- Литература
- 2.2 Французская литература 18 века
- Литература
- 2.3 Немецкая литература 18 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- Художественные тексты
- История зарубежной литературы 19 в. (романтизм и реализм)
- Isbn 5-352-00211-X
- Лекция 1. Немецкий романтизм. Иенские романтики. 16 февраля 1972
- Открытая лекция. Карло Гоцци и романтический юмор. 21 февраля 1972
- Лекция 2. Иенские романтики (продолжение). 23 февраля 1972
- Лекция 3. Тик. 2 марта 1972
- Лекция 4. Тик (продолжение). «Драма судьбы». Гейдельбергская школа. 9 марта 1971
- Лекция 5. Гейдельбергская школа (продолжение). Шамиссо. Арним. 16 марта 1971
- Лекция 6. Клейст. 23 марта 1971
- Лекция 7. Клейст (продолжение). 30 марта 1971
- Лекция 8. Клейст (окончание). Гофман. 6 апреля 1971
- Лекция 9. Гофман (продолжение). 13 апреля 1971
- Лекция 10. Гофман (окончание). 20 апреля 1971
- Лещии по зарубежной литературе первой половины XIX века. Гофман (окончание)
- Лекция 11. Английский преромантизм. Анна Радклиф. Льюис. 27 апреля 1971
- Лекция 12. Английский романтизм. «Озерная школа». Кольридж. 7 сентября 1971
- Лекция 13 Кольридж (окончание). Вордсворт. 14 сентября 1971
- Лекция 14. Байрон. 21 сентября 1971
- Лекция 15. Байрон (продолжение). 28 сентября 1971
- Лекция 16. Байрон (окончание). Шелли. 5 октября 1971
- Лекция 17. Шелли (окончание). Китс. 12 октября 1971
- Лекция 18. Китс (окончание). Вальтер Скотт 19 октября 1971
- Лекция 19. Вальтер Скотт (окончание). 26 октября 1971
- Лекция 20. Французский романтизм. Мадам де Сталь. Шатобриан. 2 ноября 1971
- Лекция 21. Шатобриан (окончание). Романтизм 1830 года. 9 ноября 1971
- Лекция 22. Гюго. 30 ноября 19711
- Лекция 23. Гюго (окончание) 7 декабря 1971
- Лекция 24. Французский реализм. Бальзак. 14 декабря 1971
- Лекция 25. Бальзак (окончание). Стендаль. 21 декабря 1971
- Лекция 26. Стендаль (окончание). Мериме. 28 декабря 1971
- История зарубежной литературы 19 в. (реализм)
- 8. Тема Ватерлоо у Стендаля и Теккерея.
- 9. Тема «утраты иллюзий» в «Человеческой комедии» Бальзака.
- 29. Социальный фон истории Жермини в романе Эдмона и Жюля Гонкуров.
- 30. Импрессионистский пейзаж в романах Флобера и братьев Гонкуров.
- 34. Лирика Шарля Леконта де Лиля.
- 35. Драматургия конфликта в романе Бальзака «Отец Горио».
- 36. Новый этап реализма (50-е, 60-е годы) и проблема литературного героя.
- 42. Проблема типического у Бальзака.
- 57. Английский реализм. Общая характеристика.
- 58. Пантеизм и позитивизм у Флобера и Бодлера.
- История зарубежной литературы 20-21 вв.
- Литература
- Тема 2. Творчество г. Аполлинера
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 4. Неоклассицизм и п. Валери
- Литература
- Тема 5. Французский модернистский роман начала XX в.
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 6. Французский реалистический роман первой половины XX в. (а. Барбюс, ф. Мориак, р. Роллан, р. Мартен дю Гар)
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 7. Экзистенциализм во французской литературе
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 8. Французский театр и драматургия первой половины XX в.
- Литература
- Литература
- Жан Жироду
- Литература
- Жан Ануй
- Литература
- Художественная
- Учебники, учебные пособие и хрестоматии
- История зарубежной литературы 20 в. Конспект по зарубежной литературе XX века
- Краткая характеристика эпохи
- Ромен роллан
- Джон голсуорси
- Американская литература
- Теодор драйзер
- Романы драйзера
- Драма XX века
- Джордж бернард шоу (1856-1950)
- Томас манн
- Модернизм
- Марсель пруст (1871-1922)
- Джеймс джойс
- Кафка (1883-1924)
- I мировая воина и художественная литература
- Анри барбюс "огонь"
- Литература потерянного поколения
- Олдингтон "смерть героя"
- Хемингуэй
- Уильям фолкнер
- Фолкнер
- Бертольд брехт
- Томас манн. "Доктор Фаустус" (1947г.)
- Жан-поль сартр
- Альбер камю
- Айрис мердок
- Норман мейлер
- Джон фаулз
- Театр абсурда / антидрама
- Постмодернизм
- Латиноамериканский роман
- Вопросы к экзамену по зарубежной литературе XX века (сПбГу)
- История зарубежной литературы 20 в.
- Конспект лекций по зарубежной литературе хХвека (1918-1945)
- Франц Кафка (1883-1924)
- Ромен роллан (1866-1944)