Тема 2. Творчество г. Аполлинера
Биографические сведения о писателе. Аполлинер-журналист. Аполлинер-прозаик («Гниющий чародей»; «Ересиарх и К.»). Образ поэта в «Гниющем чародее». Концепция искусства в «Онирокритике». Антиклерикальные мотивы в сборнике новелл и рассказов «Ересиарх и К.». Начало поэтического творчества («Бестиарий, или Кортеж Орфея»). Неоромантические, символические и неоклассицистские черты в раннем творчестве Аполлинера. Лирический сборник «Алкоголи» - свидетельство поэтической зрелости Аполлинера. Смысл названия сборника. «Лирический эпос» Аполлинера. Основные мотивы сборника. «Симультанизм» (К. Бонфуа) Аполлинера. Особенности поэтики сборника. Эстетика «удивления» в драме «Груди Тиресия». Статья «Новое сознание и поэты» – манифест нового искусства. Последний сборник Аполлинера «Каллиграммы». Влияние Аполлинера на европейскую поэзию ХХ в.
Гийом Аполлинер
(1880–1918)
Аполлинер (Apollinaire), Гийом (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky) – французский поэт. «Знавшие его прослывут редкостными счастливцами», – писал об Аполлинере А. Бретон. Л. Арагон называл Аполлинера чародеем.
Аполлинер родился 26 августа 1880 г. в Риме. Он был внебрачным сыном обедневшей польской аристократки. Отец, вероятно, итальянец. Из Италии Аполлинер перебрался в Монако, а затем с 1899 г. жил в Париже, хотя французского гражданства добился лишь незадолго до смерти в 1916 г.
Поселившись в Париже, Аполлинер стал завсегдатаем парижских поэтических кафе, в которых пользовался известностью и успехом. Здесь Аполлинер познакомился с известными французскими поэтами П. Фором, А. Сальмоном, М. Жакобом.
В 1901 г. Аполлинер уехал в Германию в качестве воспитателя дочери богатой немки, виконтессы де Мильхау, и прожил там больше года. Из Германии он совершил путешествия в Чехию, Бельгию и Голландию. Пребыванием в Германии навеяны мотивы первого поэтического сборника Аполлинера «Ветер Рейна», не появившегося в печати. Аполлинер влюбился в молодую англичанку Анну Плейден (Annie Playden), которая служила гувернанткой в доме г-жи Мильхау. Любовь осталась безответной. Анна была несколько напугана пылом молодого поэта. В 1904 г. Аполлинер уехал в Лондон, чтобы добиться руки Анны, но получил отказ. Вскоре Анна уехала в США, даже не оставив нового адреса.
Чувство к Анне Плейден нашло отражение в одном из лучших стихотворений Аполлинера «Песни злосчастного в любви» («Chanson du Mal Aime», 1909). Многие стихотворения сборника «Алкоголи» были также навеяны отношениями с Анной Плейден. Так, например, в названии стихотворения «Переселенец с Лендор-Роуда» упоминается улица Landor Road, на которой в Лондоне жила Анна Плейден.
В 1905 г. Аполлинер познакомился с П. Пикассо. Сблизился с представителями авангарда во французской живописи: А. Матиссом, Л. Браком, Ф. Леже. Заинтересовался кубизмом, объявил импрессионизм устаревшим.
В 1903-1907 гг. поэт сотрудничал с различными символистскими изданиями: печатал стихи, которые впоследствии составили сборник «Алкоголи», заметки о книгах, отзывы о писателях и художниках, переводы из Боккаччо, рассказы и новеллы. Сотрудничал в «Рёвю бланш», «Ля Плюм», «Меркюр де Франс». С 1910 г. вел отдел художественной критики в «Энтранзижан». С 1913 г. Аполлинер редактировал первый журнал «Суаре де Пари», полностью специализировавшийся на авангардистском искусстве.
В 1908 г. Пикассо познакомил Аполлинера со скромной служащей, будущей художницей Мари Лорансен, которую Аполлинер горячо полюбил. Однако отношения между любящими складывались весьма непростые, и в конце концов Мари Лорансен оставила Аполлинера и вышла замуж. Отголоски этой любовной драмы слышны во многих произведениях Аполлинера, в том числе в его первой опубликованной книге «Гниющий чародей» («L’Enchanteur pourrissant», 1909). Аполлинер высоко ценил эту свою книгу, видя в ней прообраз новой эстетики. Между тем французский литературовед Паскаль Пиа считает, что эта книга Аполлинера не столько выразила эстетические установки писателя, сколько отразила круг его чтения. Действительно, Аполлинер признавался, что в детстве зачитывался рассказами о феях и рыцарскими романами. В «Гниющем чародее» Аполлинер отталкивается от средневековой легенды о волшебнике Мерлине, который был заживо погребен коварной озерной девой Вивианой. Так в творчестве Аполлинера начинается тема «злосчастного в любви», тема непреодолимой пропасти между мужчиной и женщиной. В образе Мерлина воплощена трагическая судьба поэта.
В 1909 г. Аполлинер работал над антологией произведений маркиза де Сада, в то время почти забытого.
В сборнике новелл «Ересиарх и К.» («Hérésiarque et Сie», 1910), написанном под влиянием М. Швоба, преобладает ирония. Так, например, в открывающей сборник новелле «Пражский прохожий» Аполлинер иронически переосмысливает библейскую легенду об Агасфере. Христианский миф служит ему для разоблачения буржуазного благомыслия, серьезности и тяжеловесности, проистекающих из принятия человеком условных норм поведения или установившихся мнений. Буржуазному существованию противопоставлен иной тип жизни – близкий к богемному (вспомним, что Аполлинер был вхож в парижскую богему, в мир художников и артистов Монмартра). В образе Агасфера воплощено особое отношение к жизни, ощущение необыкновенной легкости бытия. Агасфер живет без печали и страхов, любит без мучительной привязанности и рабства, в то время как рассказчик страшится безумия и смерти.
Аполлинер стоял у истоков французской поэзии XX в. Откликаясь на социальные катаклизмы XX столетия и психологические перемены, ими вызванные, он стремился к решительному обновлению поэтического языка и художественного образа. Новаторство Аполлинера основано на усвоении многовековой европейской поэтической традиции. В его поэзии слышны отголоски французского фольклора, средневековой лирики трубадуров, баллад Ф. Вийона, стихотворений немецких и французских романтиков, урбанистические мотивы Ш. Бодлера и меланхолические нотки П. Верлена.
Первый опубликованный поэтический сборник Аполлинера «Бестиарий, или Кортеж Орфея» («Le Bestiaire ou Cortège d’Orphée», 1911) – это собрание изящных, афористичных четверостиший, обращающих читателя к средневековому жанру бестиария, а также описаний свойства реальных и фантастических животных, растений и камней, которые сопровождаются аллегорическими назидательными толкованиями в христианском духе. В поэтических миниатюрах сборника соединились восторг перед жизнью, стремление ухватить и воплотить в поэтическом образе каждое ее мгновение, гимн «орфическому» дару проникать в тайны всего живущего и острое трагическое ощущение бытия. Упоминание в названии сборника персонажа античной мифологии – певца и музыканта Орфея, покорявшего своим искусством богов, людей и животных, спустившегося в подземное царство за своей супругой Эвридикой, намечает основные темы сборника - поэзия и любовь.
В 1911 г. по ложному обвинению в похищении из Лувра «Джоконды» Аполлинер был заключен в тюрьму.
Поэтическая зрелость Аполлинера ознаменована сборником «Алкоголи» («Alcools», 1913). Поэт уходит от символистской камерности, погруженности в мир интимных переживаний и поэтических видений, открывается навстречу мощному ритму XX в., улавливает его революционные импульсы. Аполлинер - поэт, остро ощущающий разрыв времен. Стихотворение «Зона», открывающее сборник, начинается строчкой: «Вот и он, прежний мир, стал не мил». Мотивы скорости, бесцельного шатания по улицам, маскарада, падения комет, текущей реки выражают характерное для лирического героя Аполлинера острое чувство быстро утекающего времени.
Так зарождается лирический эпос Аполлинера с характерным для него чувством причастности к истории, поэтизацией обыденности, масштабностью поэтического видения. Аполлинер тяготеет к мозаичности образа, к сложной и необычной метафоре, свободному стиху. Композиция поэм, вошедших в сборник, характеризуется «связной фрагментарностью». В «Алкоголях» Аполлинер ввел в поэзию мощное дыхание эпоса, его раскованный ритм.
У Аполлинера лирический эпос («Зона», «Кортеж», «Путешественник») соединяется с интимными интонациями, непосредственностью чувства, музыкальностью («Мост Мирабо», «Мари», «Прощание», «Лорелея», «Больная осень»).
Во время первой мировой войны Аполлинер в 1915 г. добровольцем ушел на фронт, где получил тяжелое ранение в голову.
В 1915 г. Аполлинер написал цикл «Послания к Лу» («Poèmes à Lou», изд. 1955). Стихотворения цикла были обнаружены в письмах Аполлинера с фронта к великосветской красавице Луизе де Колиньи. Страстное чувство лирического героя выражено зачастую в сложных и изысканных метафорах.
Сборник новелл, рассказов и анекдотов «Поэт убиенный» («Le Poète assassiné», 1916) эпатировал и мистифицировал обывателя, реализуя аполлинеровский принцип «удивления» («la surprise»).
В 1917 г. была поставлена буффонная пьеса Аполлинера «Груди Тиресия» («Les Mamelles de Tirésias, drame surréaliste», изд. 1918). Называя свою пьесу-фарс сюрреалистической, Аполлинер объяснял, что хотел противопоставить ее, с одной стороны, мещанской комедии, а с другой – символистской драме.
Поэтический сборник «Каллиграммы» («Calligrammes», 1918) – автобиографический дневник-исповедь, отмеченный трагическим восприятием войны. В «Каллиграммах» Аполлинер использует прием коллажа, как бы склеивая обрывки случайных фраз, услышанных в кафе, газетных заметок, афиш, чтобы воссоздать ритм современной жизни, утвердить эстетическую ценность любых ее проявлений. В идеограммах сборника отчетливо проявилась экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Поэт смело экспериментирует с формой стиха, стремится к синтезу поэзии и графики («Зарезанная голубка и фонтан»). «Каллиграммы» – наиболее сложный в отношении поэтического языка и образности сборник поэта, вызвавший впоследствии множество подражаний, в частности у дадаистов и сюрреалистов.
Аполлинер не смог вполне оправиться от полученного тяжелого ранения, здоровье его было подорвано, и, простудившись, он умер в Париже 9 ноября 1918 г.
После его смерти вышло в свет своеобразное поэтическое завещание и одновременно манифест Аполлинера – статья «Новое сознание и поэты» («L’Esprit nouveau et les poètes», 1918). Главной чертой нового сознания поэт считает «исследование и поиск истины – как в сфере, скажем, этической, так и в области воображения». Он обосновывает закономерность формальных поисков в новой поэзии, призывает к синтезу музыки, живописи, кино и литературы, к раскрепощению поэтического языка, к сохранению национального своеобразия искусства, обеспечивающего многообразие его форм. Аполлинер говорит об «изумлении» как отличительной особенности нового сознания, но предвидит опасности, подстерегающие на этом пути, если новое сознание не найдет «изумлению» «прочный фундамент здравого смысла и опыта». Статья стала манифестом «Нового реализма» в европейской поэзии.
В 1920 г. вышел в свет роман Аполлинера о войне «Сидящая женщина» («La Femme assise»), написанный в сюрреалистической манере.
В позднем творчестве Аполлинера (драма «Цвет времени», «Le couleur du temps», 1920) выражено осуждение жестокости войны и индивидуалистического бегства от действительности.
Сборник «Меланхолический страж» («Le Guetteur mélancolique», 1952) объединил стихотворения, не напечатанные при жизни поэта.
Творчество Аполлинера-лирика и эпического поэта относится к постсимволистскому этапу в развитии французской поэзии XX в. Поэтические позиции Аполлинера открывают новые возможности лирического самовыражения, утверждают в поэзии эпическую масштабность художественного видения, сложную и неожиданную метафоричность, ассоциативность поэтического мышления, раскованность языка поэзии (свободный стих, редукция пунктуации и т.д.). В творчестве Аполлинера проявилась установка на создание поэзии, открытой всему многообразию действительности, языковой многоголосице, отражающей это многообразие, напряженность ритмов. Аполлинер ввел в литературный обиход термин «сюрреализм», ставший впоследствии названием течения в литературе и искусстве. В аполлинеровской трактовке это слово становится синонимом «нового реализма», противопоставляемого как символистской отвлеченности, так и натуралистическому описательному правдоподобию.
Традиции Аполлинера нашли свое продолжение в поэзии Л. Арагона, П. Элюара, С.-Ж. Перса, Э. Гийевика, Р.-Г. Каду, поэтов-дадаистов и сюрреалистов.
- Литература Древнего Рима. Очерки истории зарубежной литературы
- Введение "Требуется много истории, чтобы получилось немного литературы" Генри Джеймс
- Рим и мир. Этруски в "Стране телят"
- Рим и мир. Город на семи холмах
- Рим и мир. Олимпийцы по-римски
- Рим и мир. Новаторы, консерваторы и первые литераторы
- Рим и мир. Цицерон и римская риторика
- Рим и мир. Два Цезаря
- Рим и мир. "Серебряный век"
- Рим и мир. Историки империи
- Рим и мир. Поздние греческие мыслители и дневник императора марка Аврелия
- Персоналии. Лукреций: философия в стихах
- Персоналии. Любовь и ненависть Катулла
- Персоналии. Вергилий: предзнаменования и шедевры
- Персоналии. Гораций, Тибулл, Проперций: "золотая середина" "золотого века"
- Персоналии. Овидий: метаморфозы музы и судьбы
- Персоналии. Сенека: философия нравственности
- Персоналии. Петроний: империя наизнанку
- Персоналии. Злоключения Апулея из Мадавры
- Персоналии. Марциал и Ювенал: насмешка эпиграммы и хлыст сатиры
- Заключение
- История
- Лекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья
- Лекция 2 Христианская составляющая в культуре раннего Средневековья
- Лекция 3 Древнескандинавская эпическая поэзия. Мифологический цикл «Старшей Эдды»
- Лекция 4 Дидактический эпос «Речи Высокого»
- Лекция 5 Древнескандинавский героический эпос
- Лекция 6 Каролингское возрождение
- Лекция 7 Сословность в обществе и литературе Высокого Средневековья. Жанры духовной литературы
- Лекция 8 Рыцарская литература. Героический эпос
- Лекция 9 Куртуазия как особый тип культуры
- Лекция 10 Южнофранцузский вариант куртуазии. Жанры лирики трубадуров
- Лекция 11 Северофранцузский вариант куртуазии. Типология рыцарского романа
- Лекция 12 Артуровский роман в творчестве Кретьена де Труа и его последователей
- Лекция 13 «Роман о Тристане и Изольде» и его место в бретонском цикле
- Лекция 14 Сущность и значение понятия «Возрождение»
- Лекция 15 Период Предвозрождения. Творчество Данте
- Лекция 16 Литературная и научная деятельность ф.Петрарки
- Лекция 17 Этапы развития итальянского гуманизма
- Лекция 18 Особенности Северного Возрождения. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского как памятник литературы Северного Возрождения
- Лекция 19 Творчество у.Шекспира. Периодизация. «Шекспировский вопрос». Хроники
- Лекция 20 Поэтика комедий Шекспира
- Лекция 21 Поздние трагедии Шекспира. «Гамлет»
- Лекция 22 Роман м.Сервантеса «Дон-Кихот». История замысла и эволюция образа главного героя
- История зарубежной литературы 17-18 вв. Сводный вариант лекций
- Лекция №1 литература XVII на перепутье художественных стилей
- Литературная хронология: XVII век
- Лекция №2 концепция «героического» в трагедийном искусстве п. Корнеля
- Пьер Корнель. Рассуждения о полезности и частях драматического произведения2
- Лекция №3 эволюция жанра трагедии в эпоху зрелого классицизма. Художественные открытия ж. Расина
- Лекция № 4 комедийное искусство жана-батиста мольера
- Лекция №5 николя буало как теоретик французского классицизма
- Лекция №6 литература англии XVII века между барокко и классицизмом.
- Лекция №8
- Просвещение как особая историко-культурна эпоха в
- Странах западной европы. Периодизация английского просвещения .
- Становление жданра роман-путешествие, творческий вклад д. Дефо («Удивительные приключения Робинзона Крузо»)
- Лекция №8
- Творчество д. Свифта. Особенности просветительского реализма в
- Романе «путешествия гулливера»:
- Прием мистификации, нравственная проблематика произведения
- Лекция №8 творчество г. Филдинга, его вклад вразвитие жанра «комическая эпопея». Образ героя, сложность социальной и нравственной проблематики в романе «история тома джонса, найденыша»
- §1. Г. Филдинг – с. Ричардсон: литературная полемика
- §2. Новаторство г. Филдинга в романе «истрия тома джонса, найденыша»
- Лекция №9
- Лекция №10 ф.М. А. Вольтер как предтеча французского просвещения. Философские основы творчества
- Литература по теме
- Лекция №11 творческий путь ж.-ж.Руссо. Трагическое столкновение «естественной морали» и морали обжщества вроманер «юлия, или новая элоиза»5
- Лекция №12 драматургическо мастертсво ф. Шиллера. Основные темы и мотивы вдрамах «ковартсво и любовь», «разбойники». Обращение к жанру баллада. Литертаурно-критическая деятельность.
- Методические указания
- 1 Общая характеристика развития европейских литератур в 17 веке
- Литература
- 1.1 Испанская литература 17 века
- Литература
- 1.2 Французская литература 17 века
- Литература
- 1.3 Английская литература 17 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- 2 Общая характеристика развития европейских литератур 18 века
- Литература
- 2.1 Английская литература 18 века
- Литература
- 2.2 Французская литература 18 века
- Литература
- 2.3 Немецкая литература 18 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- Художественные тексты
- История зарубежной литературы 19 в. (романтизм и реализм)
- Isbn 5-352-00211-X
- Лекция 1. Немецкий романтизм. Иенские романтики. 16 февраля 1972
- Открытая лекция. Карло Гоцци и романтический юмор. 21 февраля 1972
- Лекция 2. Иенские романтики (продолжение). 23 февраля 1972
- Лекция 3. Тик. 2 марта 1972
- Лекция 4. Тик (продолжение). «Драма судьбы». Гейдельбергская школа. 9 марта 1971
- Лекция 5. Гейдельбергская школа (продолжение). Шамиссо. Арним. 16 марта 1971
- Лекция 6. Клейст. 23 марта 1971
- Лекция 7. Клейст (продолжение). 30 марта 1971
- Лекция 8. Клейст (окончание). Гофман. 6 апреля 1971
- Лекция 9. Гофман (продолжение). 13 апреля 1971
- Лекция 10. Гофман (окончание). 20 апреля 1971
- Лещии по зарубежной литературе первой половины XIX века. Гофман (окончание)
- Лекция 11. Английский преромантизм. Анна Радклиф. Льюис. 27 апреля 1971
- Лекция 12. Английский романтизм. «Озерная школа». Кольридж. 7 сентября 1971
- Лекция 13 Кольридж (окончание). Вордсворт. 14 сентября 1971
- Лекция 14. Байрон. 21 сентября 1971
- Лекция 15. Байрон (продолжение). 28 сентября 1971
- Лекция 16. Байрон (окончание). Шелли. 5 октября 1971
- Лекция 17. Шелли (окончание). Китс. 12 октября 1971
- Лекция 18. Китс (окончание). Вальтер Скотт 19 октября 1971
- Лекция 19. Вальтер Скотт (окончание). 26 октября 1971
- Лекция 20. Французский романтизм. Мадам де Сталь. Шатобриан. 2 ноября 1971
- Лекция 21. Шатобриан (окончание). Романтизм 1830 года. 9 ноября 1971
- Лекция 22. Гюго. 30 ноября 19711
- Лекция 23. Гюго (окончание) 7 декабря 1971
- Лекция 24. Французский реализм. Бальзак. 14 декабря 1971
- Лекция 25. Бальзак (окончание). Стендаль. 21 декабря 1971
- Лекция 26. Стендаль (окончание). Мериме. 28 декабря 1971
- История зарубежной литературы 19 в. (реализм)
- 8. Тема Ватерлоо у Стендаля и Теккерея.
- 9. Тема «утраты иллюзий» в «Человеческой комедии» Бальзака.
- 29. Социальный фон истории Жермини в романе Эдмона и Жюля Гонкуров.
- 30. Импрессионистский пейзаж в романах Флобера и братьев Гонкуров.
- 34. Лирика Шарля Леконта де Лиля.
- 35. Драматургия конфликта в романе Бальзака «Отец Горио».
- 36. Новый этап реализма (50-е, 60-е годы) и проблема литературного героя.
- 42. Проблема типического у Бальзака.
- 57. Английский реализм. Общая характеристика.
- 58. Пантеизм и позитивизм у Флобера и Бодлера.
- История зарубежной литературы 20-21 вв.
- Литература
- Тема 2. Творчество г. Аполлинера
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 4. Неоклассицизм и п. Валери
- Литература
- Тема 5. Французский модернистский роман начала XX в.
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 6. Французский реалистический роман первой половины XX в. (а. Барбюс, ф. Мориак, р. Роллан, р. Мартен дю Гар)
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 7. Экзистенциализм во французской литературе
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 8. Французский театр и драматургия первой половины XX в.
- Литература
- Литература
- Жан Жироду
- Литература
- Жан Ануй
- Литература
- Художественная
- Учебники, учебные пособие и хрестоматии
- История зарубежной литературы 20 в. Конспект по зарубежной литературе XX века
- Краткая характеристика эпохи
- Ромен роллан
- Джон голсуорси
- Американская литература
- Теодор драйзер
- Романы драйзера
- Драма XX века
- Джордж бернард шоу (1856-1950)
- Томас манн
- Модернизм
- Марсель пруст (1871-1922)
- Джеймс джойс
- Кафка (1883-1924)
- I мировая воина и художественная литература
- Анри барбюс "огонь"
- Литература потерянного поколения
- Олдингтон "смерть героя"
- Хемингуэй
- Уильям фолкнер
- Фолкнер
- Бертольд брехт
- Томас манн. "Доктор Фаустус" (1947г.)
- Жан-поль сартр
- Альбер камю
- Айрис мердок
- Норман мейлер
- Джон фаулз
- Театр абсурда / антидрама
- Постмодернизм
- Латиноамериканский роман
- Вопросы к экзамену по зарубежной литературе XX века (сПбГу)
- История зарубежной литературы 20 в.
- Конспект лекций по зарубежной литературе хХвека (1918-1945)
- Франц Кафка (1883-1924)
- Ромен роллан (1866-1944)