Литература
Аполлинер Г. Стихи. – М., 1967.
АполлинерГ. Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. – СПб., 1999.
Аполлинер Г. Мост Мирабо. – СПб.: Азбука, 2000.
Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. – С. 23–37.
Кокто Ж. Аполлинер // Кокто Ж. Петух и Арлекин. – СПб., 2000. – С. 700–709.
Хартвиг Ю. Аполлинер. – М., 1971.
Тема 3.
Дадаизм и сюрреализм во французской поэзии 20–30 гг. XX в.
Дадаизм – одно из наиболее радикальных авангардистских течений в западноевропейской литературе и искусстве 1910–1920-х гг. Предтечи дадаизма (М. Дюшан и др.). Дадаизм как выражение анархических, протестных, бунтарских настроений части западноевропейской интеллигенции. Тотальное осуждение и критика современного миропорядка. Основные принципы дадаистской стратегии: антиинтеллектуализм, алогизм, утверждение бессмысленности и абсурдности жизни. Роль Тристана Тзара в становлении течения «дада».
Генезис сюрреализма. Значение Аполлинера для формирования сюрреалистической эстетики. Сюрреализм и довоенные модернистские течения. «Первый манифест сюрреализма» А. Бретона. Печатные органы сюрреалистов. «Магнитные поля» (1919-1920) А. Бретона и Ф. Супо как первая попытка «автоматического письма». Ассоциативность письма и интуитивизм – основные черты сюрреалистической поэтики. Концепция искусства и художника. Структура «ошеломляющего образа». Новая концепция красоты в эстетике сюрреализма и поэтика сюрреализма (коллаж, примитивизм, каламбуры, «а-метафора» (Г.К. Косиков), ассоциативность образа и т.д.). Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос - крупнейшие поэты-сюрреалисты. «Второй манифест сюрреализма» А. Бретона и обострение противоречий в течении. «Третий манифест сюрреализма» (1930) Р. Десноса и его разрыв с сюрреализмом. Значение сюрреализма для дальнейшего развития литературы.
Литература
Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М., 1972.
Антология французского сюрреализма: 20-е годы / Сост., пер. с фр., коммент. С.А. Исаева и Е.Д. Гальцовой. – М., 1994.
Вирмо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма / Пер. с фр. – СПб., 1996.
Каптерева Т. Дадаизм и сюрреализм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1973.
Сануйе М. Дада в Париже. – М., 1999.
Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. – М., 2002.
Тристан Тзара
(1896–1963)
Тзара, Тристан (Tristan Tzara, настоящее имя Сами Розеншток) – глава дадаистов. Родился в Мойнешти (Румыния) в 1896 г. Поэтический дебют состоялся на родине, в Румынии, где Тзара начинал как символист. Во время первой мировой войны переехал в Швейцарию. Изучал математику и философию в Цюрихе, издавал там журнал «Символ». В 1916 г. под влиянием друзей-художников (Г. Арпа, Г. Балля, М. Янко и др.) у Тзара появилась идея создать новый поэтический кружок «Дада». В 1918 г. Тзара издал также журнал «Дада».
Ранние сборники «Первое небесное приключение господина Антипирина» («La première aventure céleste de Monsieur Antipyrine», 1916) и «Двадцать пять стихотворений» («Viengt-cinq poèmes», 1918) - сочетание речевой зауми и наивного взгляда на мир. Две встречи Тзара (с Пикабиа в 1918 г., который пригласил Тзара в Париж, и с лидерами журнала «Литтератюр» Арагоном, Бретоном и Супо в 1920 г.) оказали существенное влияние на расцвет дадаизма. Театральные представления дадаистов (например, пьеса Тзара «Носовой платок из облаков», 1924) постоянно сопровождались скандалами.
Вскоре в группе назрел конфликт из-за однообразия всеотрицающей деятельности. А. Бретон со своими соратниками порвал с дадаистами (драка на вечере «Бородатого сердца» в 1923 г.). Тзара в конце 20 – начале 30-х гг. после распада дадаистского объединения примкнул к сюрреалистам. Книги «Индикатор сердечных дорог» («Indicateur des chemins de coeur», 1928), «Приблизительный человек» («L’homme approximatif», 1931), «Где пьют волки» («Où boivent les loups», 1932), «Антиголова» («L’Аntitête», 1933), «Зерна и шелуха» («Grains et issues», 1935), написанные с черным юмором, свидетельствовали о примирении с Бретоном. Однако после неудавшейся попытки упрочить связи между сюрреалистами и коммунистами произошел новый, окончательный разрыв между Тзара и Бретоном.
Тзара был сначала теоретиком авангардного искусства («Семь манифестов дада» – «Sept manifestes dada», 1924; «Эссе о положении поэзии» – «Essai sur la situation de la poésie», 1931), впоследствии – его критиком (прочитанная в Сорбонне лекция «Сюрреализм и послевоенные годы» – «Surréalisme et l’après guerre», 1947). Тзара критиковал сюрреалистов (и прежде всего А. Бретона), которые, покинув Францию, отказались от подпольной деятельности во время второй мировой войны. Во время войны Тзара был участником Сопротивления, вступил во Французскую компартию, выступал апологетом ангажированной литературы. В 1956 г. Тзара осудил вторжение советских войск в Венгрию, отошел от сталинизма. Тзара умер в Париже в 1963 г.
Литература
Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. - С. 56-61.
Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. – М., 2002. – С. 66–68 (см. именной указатель).
Андре Бретон
(1896–1966)
Бретон, Андре (Breton, André) – французский писатель, теоретик и основоположник сюрреализма. Родился в 1896 г. в Теншбре (департамент Орн). Отец А. Бретона некоторое время служил в канцелярии жандармерии, что послужило поводом для недругов писателя называть его «сыном жандарма», подчеркивая этим значительное, а иногда и подавляющее влияние его на соратников. Образование Бретон получил в соответствии с буржуазными представлениями того времени: церковная школа, колледж Шапталь и Институт психологии и хирургии в Париже – по настоянию матери. Однако юноша не интересовался практически ничем, кроме поэзии. Его первые стихи подражательны, написаны в духе Малларме. В 1914 г. он был мобилизован. Война положила конец учебным занятиям, которые стали ненавистны Бретону. В годы войны Бретон сблизился с Апполинером, который познакомил его с Ф. Супо. Встреча с Арагоном, смерть Апполинера (1918), знакомство с Ж. Ваше, а затем его гибель (1919) – события, повлиявшие на решение «снести до основания вся и всех» в предшествующей литературе и подтолкнувшие к идее создания нового искусства. Увлекшись фрейдизмом, Бретон отчасти на его основе выработал теорию сюрреализма. Совместно с Л. Арагоном и Ф. Супо в 1919 г. Бретон основал журнал «Литтератюр» («Littérature»), который был сначала оплотом дадаизма, затем сюрреализма. «Магнитные поля» стали его первой пробой «автоматического письма». Как отзывался об этом сюрреалистическом сочинении Бретон, у него родилась идея «замарать бумагу похвальным презрением к тому, что могло бы иметь продолжение в литературной форме». Прием автоматического письма требовал скорости: в течение нескольких недель в 1919 г. Бретон совместно с Ф. Супо написал книгу. Во время работы над ней авторы принципиально отказывались вносить какие-либо поправки, поэтому на первый взгляд может показаться, что содержание книги понять невозможно. В 1920 г. Бретон со своими единомышленниками окунулся в заведомо провокационную дадаистскую деятельность, однако довольно быстро понял бесперспективность объединения «дада» и призвал своих друзей покинуть его ряды («Отриньте все», 1922).
Разрыв с дадаистской группой положил начало созданию другого творческого объединения – сюрреализма, руководящую роль в нем стали играть Бретон и Арагон. Официальной датой рождения сюрреализма считается 1924 г., когда был опубликован литературный «Манифест сюрреализма» («Manifeste du surréalisme») Бретона. Фактически сюрреализм сложился раньше, в самом начале 20-х гг. Находя в социальном мире одни только подавляющие человека силы, Бретон утверждал, что личность обретает духовную свободу в интуитивных психических актах, понимая под ними сновидения (опыт «снов»), бред, алогизм познания.
Новая группа, чтобы привлечь к себе внимание, развивает необычайную активность. Она то публикует яростный памфлет «Труп» («Un cadavre», 1924), направленный против недавно умершего Анатоля Франса, с требованием не предавать его почетному погребению. В его творчестве представители экспериментальной поэзии видели «ненавистнейшее достижение старой французской культуры». То они печатают остро критическое «Открытое письмо г-ну Полю Клоделю» или антимещанский пафлет «Позвольте!» (1927) – по поводу открытия памятника Артюру Рембо, то устраивают постоянные потасовки и скандалы. Конфликтные ситуации то и дело возникали и внутри объединений сторонников модернистского искусства. Их участники переходили из группы в группу, исключались (как это было с Витраком, Супо, Арто в 1926 г.) и вновь возвращались; группы пополнялись и за счет прихода новых членов. В июле 1925 г. Бретон решил вернуться к редактированию журнала «Революсьон сюрреалист» (до этого редактором был А. Арто), чтобы придать журналу политическую направленность, чего не хотел делать Арто. В 20–30-е гг. Бретон возглавлял и другие сюрреалистические журналы, написал «Второй манифест сюрреализма» («Second manifeste du surréalisme», 1930), «Сообщающиеся сосуды» («Les vases communicants», 1932) и др.
В 1928 г. в престижном издательстве «Галлимар» появилась «Надя» («Nadja, roman poetique») Бретона – синтетический поэтический роман, в котором описания реальных событий соседствуют с автоматическим письмом, перемежаются с медиумическими опытами, доводящими героиню до состояния безумия. В основе сюжета романа – реальный факт встречи автора (в октябре 1926 г.) с женщиной, назвавшей себя Надя («затем, что по-русски это начало слова Надежда, и затем, что это только начало»), наделенной даром ясновидения, по утверждению рассказчика, и в конце концов помещенную в психиатрическую лечебницу. Однако объективный случай в этом наименее заумном произведении Бретона подвергается сюрреалистическому переосмыслению и деформируется до неузнаваемости.
Наиболее острый кризис наступил в 1929 г., когда Бретон во «Втором манифесте сюрреализма», выдержанном в анархистском духе, дошел до крайностей (он отказывался даже от традиции Рембо, Бодлера, Э. По) и язвительно нападал на своих бывших идейных союзников, исключенных или вышедших из движения (Арто, Батай, Деснос и др.). После этого на некоторое время Бретон возобновил личные дружеские отношения (например, с Массоном, Превером, Супо) и даже с членами французской коммунистической партии – Арагоном и Элюаром. Краткое сближение Бретона с коммунистами не изменило его взглядов (он всегда стремился к свободе от всякого догматизма); во время сталинских репрессий (1936) он окончательно порвал с компартией.
Встреча и общение с Л. Троцким в Мексике (1938) вдохновила Бретона на создание группы «независимых революционных художников». События второй мировой войны и убийство Троцкого (1940) помешали осуществлению его планов. Лидер сюрреалистов, преследуемый фашистами, решает укрыться в Америке. Вернулся он в Париж лишь в 1946 г. В книгах «Аркан 17» («Arcane», 1945), «Положение сюрреализма между двумя войнами» («Situasion du surréalisme entre les deux guerres», 1945) и «Лампа в часах» («La lampe dans l’horloge», 1948) Бретон подверг критике состояние современного мира, усматривая в нем кризис культуры. В 1960 г. в числе 121 деятеля культуры подписал декларацию против войны в Алжире.
Последние десятилетия жизни он посвятил непрерывной борьбе за существование и независимость движения, которое им было создано и которое просуществовало благодаря его неустанной заботе почти полвека. Летом 1966 г. у Бретона обострилась болезнь дыхательных путей. Смерть настигла его 28 сентября того же года в Ларибуазье. Его детище – движение сюрреализма, просуществовав официально еще примерно три года (последний подъем интереса к движению произошел во время майских событий 1968 г.), распалось.
- Литература Древнего Рима. Очерки истории зарубежной литературы
- Введение "Требуется много истории, чтобы получилось немного литературы" Генри Джеймс
- Рим и мир. Этруски в "Стране телят"
- Рим и мир. Город на семи холмах
- Рим и мир. Олимпийцы по-римски
- Рим и мир. Новаторы, консерваторы и первые литераторы
- Рим и мир. Цицерон и римская риторика
- Рим и мир. Два Цезаря
- Рим и мир. "Серебряный век"
- Рим и мир. Историки империи
- Рим и мир. Поздние греческие мыслители и дневник императора марка Аврелия
- Персоналии. Лукреций: философия в стихах
- Персоналии. Любовь и ненависть Катулла
- Персоналии. Вергилий: предзнаменования и шедевры
- Персоналии. Гораций, Тибулл, Проперций: "золотая середина" "золотого века"
- Персоналии. Овидий: метаморфозы музы и судьбы
- Персоналии. Сенека: философия нравственности
- Персоналии. Петроний: империя наизнанку
- Персоналии. Злоключения Апулея из Мадавры
- Персоналии. Марциал и Ювенал: насмешка эпиграммы и хлыст сатиры
- Заключение
- История
- Лекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья
- Лекция 2 Христианская составляющая в культуре раннего Средневековья
- Лекция 3 Древнескандинавская эпическая поэзия. Мифологический цикл «Старшей Эдды»
- Лекция 4 Дидактический эпос «Речи Высокого»
- Лекция 5 Древнескандинавский героический эпос
- Лекция 6 Каролингское возрождение
- Лекция 7 Сословность в обществе и литературе Высокого Средневековья. Жанры духовной литературы
- Лекция 8 Рыцарская литература. Героический эпос
- Лекция 9 Куртуазия как особый тип культуры
- Лекция 10 Южнофранцузский вариант куртуазии. Жанры лирики трубадуров
- Лекция 11 Северофранцузский вариант куртуазии. Типология рыцарского романа
- Лекция 12 Артуровский роман в творчестве Кретьена де Труа и его последователей
- Лекция 13 «Роман о Тристане и Изольде» и его место в бретонском цикле
- Лекция 14 Сущность и значение понятия «Возрождение»
- Лекция 15 Период Предвозрождения. Творчество Данте
- Лекция 16 Литературная и научная деятельность ф.Петрарки
- Лекция 17 Этапы развития итальянского гуманизма
- Лекция 18 Особенности Северного Возрождения. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского как памятник литературы Северного Возрождения
- Лекция 19 Творчество у.Шекспира. Периодизация. «Шекспировский вопрос». Хроники
- Лекция 20 Поэтика комедий Шекспира
- Лекция 21 Поздние трагедии Шекспира. «Гамлет»
- Лекция 22 Роман м.Сервантеса «Дон-Кихот». История замысла и эволюция образа главного героя
- История зарубежной литературы 17-18 вв. Сводный вариант лекций
- Лекция №1 литература XVII на перепутье художественных стилей
- Литературная хронология: XVII век
- Лекция №2 концепция «героического» в трагедийном искусстве п. Корнеля
- Пьер Корнель. Рассуждения о полезности и частях драматического произведения2
- Лекция №3 эволюция жанра трагедии в эпоху зрелого классицизма. Художественные открытия ж. Расина
- Лекция № 4 комедийное искусство жана-батиста мольера
- Лекция №5 николя буало как теоретик французского классицизма
- Лекция №6 литература англии XVII века между барокко и классицизмом.
- Лекция №8
- Просвещение как особая историко-культурна эпоха в
- Странах западной европы. Периодизация английского просвещения .
- Становление жданра роман-путешествие, творческий вклад д. Дефо («Удивительные приключения Робинзона Крузо»)
- Лекция №8
- Творчество д. Свифта. Особенности просветительского реализма в
- Романе «путешествия гулливера»:
- Прием мистификации, нравственная проблематика произведения
- Лекция №8 творчество г. Филдинга, его вклад вразвитие жанра «комическая эпопея». Образ героя, сложность социальной и нравственной проблематики в романе «история тома джонса, найденыша»
- §1. Г. Филдинг – с. Ричардсон: литературная полемика
- §2. Новаторство г. Филдинга в романе «истрия тома джонса, найденыша»
- Лекция №9
- Лекция №10 ф.М. А. Вольтер как предтеча французского просвещения. Философские основы творчества
- Литература по теме
- Лекция №11 творческий путь ж.-ж.Руссо. Трагическое столкновение «естественной морали» и морали обжщества вроманер «юлия, или новая элоиза»5
- Лекция №12 драматургическо мастертсво ф. Шиллера. Основные темы и мотивы вдрамах «ковартсво и любовь», «разбойники». Обращение к жанру баллада. Литертаурно-критическая деятельность.
- Методические указания
- 1 Общая характеристика развития европейских литератур в 17 веке
- Литература
- 1.1 Испанская литература 17 века
- Литература
- 1.2 Французская литература 17 века
- Литература
- 1.3 Английская литература 17 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- 2 Общая характеристика развития европейских литератур 18 века
- Литература
- 2.1 Английская литература 18 века
- Литература
- 2.2 Французская литература 18 века
- Литература
- 2.3 Немецкая литература 18 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- Художественные тексты
- История зарубежной литературы 19 в. (романтизм и реализм)
- Isbn 5-352-00211-X
- Лекция 1. Немецкий романтизм. Иенские романтики. 16 февраля 1972
- Открытая лекция. Карло Гоцци и романтический юмор. 21 февраля 1972
- Лекция 2. Иенские романтики (продолжение). 23 февраля 1972
- Лекция 3. Тик. 2 марта 1972
- Лекция 4. Тик (продолжение). «Драма судьбы». Гейдельбергская школа. 9 марта 1971
- Лекция 5. Гейдельбергская школа (продолжение). Шамиссо. Арним. 16 марта 1971
- Лекция 6. Клейст. 23 марта 1971
- Лекция 7. Клейст (продолжение). 30 марта 1971
- Лекция 8. Клейст (окончание). Гофман. 6 апреля 1971
- Лекция 9. Гофман (продолжение). 13 апреля 1971
- Лекция 10. Гофман (окончание). 20 апреля 1971
- Лещии по зарубежной литературе первой половины XIX века. Гофман (окончание)
- Лекция 11. Английский преромантизм. Анна Радклиф. Льюис. 27 апреля 1971
- Лекция 12. Английский романтизм. «Озерная школа». Кольридж. 7 сентября 1971
- Лекция 13 Кольридж (окончание). Вордсворт. 14 сентября 1971
- Лекция 14. Байрон. 21 сентября 1971
- Лекция 15. Байрон (продолжение). 28 сентября 1971
- Лекция 16. Байрон (окончание). Шелли. 5 октября 1971
- Лекция 17. Шелли (окончание). Китс. 12 октября 1971
- Лекция 18. Китс (окончание). Вальтер Скотт 19 октября 1971
- Лекция 19. Вальтер Скотт (окончание). 26 октября 1971
- Лекция 20. Французский романтизм. Мадам де Сталь. Шатобриан. 2 ноября 1971
- Лекция 21. Шатобриан (окончание). Романтизм 1830 года. 9 ноября 1971
- Лекция 22. Гюго. 30 ноября 19711
- Лекция 23. Гюго (окончание) 7 декабря 1971
- Лекция 24. Французский реализм. Бальзак. 14 декабря 1971
- Лекция 25. Бальзак (окончание). Стендаль. 21 декабря 1971
- Лекция 26. Стендаль (окончание). Мериме. 28 декабря 1971
- История зарубежной литературы 19 в. (реализм)
- 8. Тема Ватерлоо у Стендаля и Теккерея.
- 9. Тема «утраты иллюзий» в «Человеческой комедии» Бальзака.
- 29. Социальный фон истории Жермини в романе Эдмона и Жюля Гонкуров.
- 30. Импрессионистский пейзаж в романах Флобера и братьев Гонкуров.
- 34. Лирика Шарля Леконта де Лиля.
- 35. Драматургия конфликта в романе Бальзака «Отец Горио».
- 36. Новый этап реализма (50-е, 60-е годы) и проблема литературного героя.
- 42. Проблема типического у Бальзака.
- 57. Английский реализм. Общая характеристика.
- 58. Пантеизм и позитивизм у Флобера и Бодлера.
- История зарубежной литературы 20-21 вв.
- Литература
- Тема 2. Творчество г. Аполлинера
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 4. Неоклассицизм и п. Валери
- Литература
- Тема 5. Французский модернистский роман начала XX в.
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 6. Французский реалистический роман первой половины XX в. (а. Барбюс, ф. Мориак, р. Роллан, р. Мартен дю Гар)
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 7. Экзистенциализм во французской литературе
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 8. Французский театр и драматургия первой половины XX в.
- Литература
- Литература
- Жан Жироду
- Литература
- Жан Ануй
- Литература
- Художественная
- Учебники, учебные пособие и хрестоматии
- История зарубежной литературы 20 в. Конспект по зарубежной литературе XX века
- Краткая характеристика эпохи
- Ромен роллан
- Джон голсуорси
- Американская литература
- Теодор драйзер
- Романы драйзера
- Драма XX века
- Джордж бернард шоу (1856-1950)
- Томас манн
- Модернизм
- Марсель пруст (1871-1922)
- Джеймс джойс
- Кафка (1883-1924)
- I мировая воина и художественная литература
- Анри барбюс "огонь"
- Литература потерянного поколения
- Олдингтон "смерть героя"
- Хемингуэй
- Уильям фолкнер
- Фолкнер
- Бертольд брехт
- Томас манн. "Доктор Фаустус" (1947г.)
- Жан-поль сартр
- Альбер камю
- Айрис мердок
- Норман мейлер
- Джон фаулз
- Театр абсурда / антидрама
- Постмодернизм
- Латиноамериканский роман
- Вопросы к экзамену по зарубежной литературе XX века (сПбГу)
- История зарубежной литературы 20 в.
- Конспект лекций по зарубежной литературе хХвека (1918-1945)
- Франц Кафка (1883-1924)
- Ромен роллан (1866-1944)