18. Поэзия и проза б.Л. Пастернака.
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в Москве, Многим, если не всем, обязан отцу Леониду Осиповичу Пастернаку, академику живописи и матери, превосходной пианистке, Розалии Кауфман.
Стихи Пастернак начал писать в 19 лет, но первое время не придавал им серьезного значения. Но со временем это увлечение переросло в жизненную необходимость.
Язык поэзии Пастернака очень живой, яркий, образный. Он был настоящим мастером слова.
Его поэзия стремится к тому, чтобы усилить все формы поэтического воздействия – усилить их ассоциацией. Борис Леонидович не уходит от быта, от настоящего и его прозы. Он даже самовар называет «медным самураем» и «кипящим солнцем». Очеловечивание бездушных явлений – типичная черта его творчества.
К примеру, в романе, который называется «Спекторский» представления действующих лиц растут и превращаются в гигантских чудовищ. Или другой пример:
Действительность, как выспавшийся зверь,
Потягиваясь, поднялась спросонок.
В другом стихотворении:
Уносятся шпалы, рыдая…
Или вот еще строчки:
Три дня тоска, как призрак криволицый,
Уставясь вдаль, блуждала средь тюков…
В работе над поэзией Борис Леонидович обращался не только к традиционной художественной культуре А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Блока, но и темам Нового завета. Причем общение с современниками было для него столь важно, как и обращение к поэтам прошлого.
Пастернак говорит: «…В моем отдельном случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из судьбы и опыта».
Всю свою творческую жизнь Пастернак стремился к простоте, вернее, к отсутствию литературности и литературщины. Поэзия его устремлялась к прозе, как проза к поэзии. Тяготение поэзии к прозе привело Пастернака к романному жанру в стихах: «Спекторский», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», а прозу направляло к лирике: «Охранная грамота», «Детство Люверс» и др.
Прозу этого автора надо читать как поэзию. Однако сам Пастернак считал, что проза требовательнее стихов и что стихи – набросок к прозе, его прозу надо читать медленно, читать и перечитывать, так как не сразу воспринимаешь неожиданность его впечатлений. Читатель словно в первый раз видит мир.
Конечно, Борис Пастернак прежде всего замечательный, оригинальный поэт, но не менее удивительны и его переводы (драмы Генриха Клейста и Бена Джонсона, интермедии Ганса Сакса, лирика Гете, переводы с грузинского, пьесы Шекспира, Шиллера). Нельзя обойти стороной и его прозаические произведения: очерки, повести, статьи, и, знаменитый роман «Доктор Живаго».
Многие страницы этого романа, особенно те, что посвящены поэтическому творчеству, строго автобиографичны.
С удивительной точностью передано в романе появление стихотворения «Зимняя ночь», которое рождается постепенно и образы которого проходят затем через весь роман.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча грела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
…
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
…
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
…
Б. Пастернак. Зимняя ночь
Впервые книга «Доктор Живаго» была издана на итальянском языке в Милане в 1957 году. Это вызвало в СССР политический скандал неслыханного дотоле масштаба. И на долю автора выпали тяжкие испытания.
С 1946 г. Кандидатура Пастернака семь раз выдвигалась на Нобелевскую премию по литературе. И в 1958 г. наконец она была присуждена ему с формулировкой: «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».
Ответивший первоначально Нобелевскому комитету благодарностью за присуждение награды, Пастернак после недели угроз , травли и обвинения в государственной измене был вынужден отказаться от премии.
Прошли годы, и 1 декабря 1980 года в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Мир Пастернака». Посол Швеции господин Беннер привез на выставку диплом лауреата Нобелевской премии. Медаль решено было торжественно вручить на приеме, который устраивали Шведская академия и Нобелевский комитет для лауреатов 1989 г. Профессор Сторе Аллен передал Нобелевскую медаль Бориса Пастернака его сыну, Евгению Борисовичу Пастернаку. Он прочел обе телеграммы и сказал, что Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и по прошествии 31 года вручает медаль его сыну, сожалея о том , что лауреата уже нет в живых. Он умер 30 мая 1960 года.
- 1.Литературный процесс периода революции и гражданской войны. Темы, жанры, стилевые искания. Расслоение культуры.
- 2.Поэзия 1920-1930 (Волошин,Тихонов,и тд).Основные тенденции развития.Об одном из поэтов – по выбору.
- 3.Поэзия Осипа Мандельштама. Осн.Этапы творч. Своеобразие поэтического мира.
- 4. Поэзия и судьба Сергея Есенина.
- 5. Творч. Цветаевой. Лирика,поэмы,проза.
- 6. Жанрово-тематическое многообразие творч. Маяковского: лирика, поэмы, пьесы.
- 7. Стилевые особенности прозы 20-х гг. (сказ, орнаментализм, стилизация)
- 8. Тема революции и граждансклй войны в литературе 1920 х г.
- 9.Творчество Горького после революции. Жанры,проблемы,характеры.
- 10. Судьба и поэзия Анна Ахматовой. Основные периоды творчества, своеобразие метода.
- 1.2 Особенности творчества а. Ахматовой
- 11. Творчество Булгакова. Проблематика, жанры, особенности стиля.
- 12. Сатира 1920-1930 годов: жанры, приемы, объекты осмеяния, стиль.
- 13. Место и роль социальной и научной фантастики в литературном процессе 1920-1930 х годов (Замятин, Булгаков,Беляев,Толстой –по выбору)
- 14. Писатели-эмигранты первой волны: Набоков,Алданов, иванов,Газданов,Вертинский, Шмелев,осоргин и др.
- 15. Проза Андрея Платонова. Нравственно-философское содержание, жанровая специфика, особенности языка.
- 16. Творчество в.В. Набокова. Поэзия и проза.
- 17. Лирика и поэмы а.Т. Твардовского.
- 18. Поэзия и проза б.Л. Пастернака.
- 19. Проза м.А. Шолохова (донские рассказы, тихий дон, Судьба человека).
- 20.Проза о велик.Отеч.Войне 1940-х начала 1950-х годов (обзор всех и об одном авторе по выбору)
- За что в ссср травили Зощенко и Ахматову
- 22.Драматургия периода Великой Отечественной войны (Корнейчук, леонов,симонов и др).
- 23. Поэзия периода Вов(твардосвкий,симонов,шубин,исаковский,берггольц,Друнина,орлов).
- 24.Лирика и поэмы а.Т. Твардовского.
- 25.Литературный процесс второй половины 1950-1960-х.Основные тенденции, жанры, темы. II съезд советских писателей 1954.
- 26. Проза периода оттепели. Старшее поколение(леонов,симонов,федин,шолохов) и Литературная молодежь(гранин,аксенов,дудинцев,трифонов,казаков).
- 27.Военная проза конца 1950х-1980х годов(Бондарев,быков,Бакланов,Кондратьев,Ананьев,Васильев,Богомолов).
- 29.”Деревенская проза”(белов,Абрамов,Распутин,астафьев,шукшин,Можаев).
- 30.Тво-во в.Г.Распутина.
- 31.Драматургия 1960-2000 х(Погодин, Арбузов, Рощин, Розов, Володин, Пресняковы).
- 32.Своеобразие творчества а.Вампилова.
- 33.Поэзия 1960-1980.Страшее поколение и поколение 1960х. Третья волна эмиграции (1960-1980 годы)
- 34.Поэзия в.Высоцкого.
- 35.Лирика и поэмы а.Вознесенского.
- 36.Поэзия н.Рубцова.
- 37.”Возвращенные имена” и их влияние на литер.Жизнь последних десятилетий.
- 38.Литер.Эмиграция третьей волны.
- 39.Творчество а.И.Солженицына.
- 40.Лагерная проза.