Литература
Днепров В.Д. Черты романа XX века. - М.-Л., 1965.
Кирнозе З.И. Французский роман XX века (Годы 20–30-е. Проблемы жанра). - Горький: Волго-Вятское издательство, 1977.
Наркирьер Ф.С. От Роллана до Моруа: Этюды о французских писателях. – М., 1990.
Анри Барбюс
(1873-1935)
Анри Барбюс (Barbusse, Henri) был писателем и общественным деятелем, одним из первых французских литераторов-коммунистов. Барбюс родился 17 мая 1873 г. в небольшом городке Аньере, где и провел раннее детство. Его отец – провинциальный журналист и литератор – впоследствии стал сотрудником одной из парижских газет. Барбюс учился на филологическом факультете Сорбонны и защитил там диссертацию по философии (1894). Еще в юности он сотрудничал (в 1892 г. одновременно с М. Прустом, Д. Галеви, Ж. Бизе) с журналом «Пир». Его первой книгой стал сборник стихотворений «Плакальщицы» («Pleureuses», 1895). Юношеская лирика Барбюса наполнена гуманистическим сочувствием человеку, появляются темы борьбы, протеста, характерные для зрелого Барбюса. Вместе с тем сборник отмечен влиянием декадентской поэзии, проявившейся в преобладании пессимистических настроений и теме непреодолимого одиночества. Эти темы и мотивы получат развитие в первом романе Барбюса «Умоляющие» («Les Suppliants», 1903), повествующем о юноше, мечущемся в поисках смысла жизни и мучительно переживающем свою беспомощность.
Конфликт трагического одиночества человека и враждебного ему бессмысленного мира показан в следующем романе Барбюса «Ад» («L'Enfer», 1908), перегруженном натуралистическими деталями, но тем не менее свидетельствующем о переходном характере творчества от символизма к реализму. Главный герой романа, вынужденный занять созерцательную позицию и отгородившийся от людей, в финале романа приходит к тому же итогу, что и герой «Умоляющих».
В новеллистическом цикле «Мы» («Nous autres», 1912) писатель показывает реалистическую картину жизни простых французов, наполненную духовным величием и уже далекую от натуралистической односторонности (новеллы «Похоронный марш», «Их путь» и др.).
Во время первой мировой войны 43-летний Барбюс добровольцем идет на фронт. По его письмам к жене, посмертно опубликованным под названием «Письма с фронта», можно судить о том, что было пережито и испытано на войне писателем, и понять, как менялось его отношение к этой бойне. На фронте Барбюс рядовым солдатом пробыл около двух лет, перенося все тяготы окопной жизни, участвуя в атаках, ухаживая за ранеными в качестве санитара.
Роман «Огонь» («Le Feu», 1916) был начат еще во время войны. Сначала он частями выходил в социалистической газете «Эвр». По цензурным соображениям роман выходил с купюрами. Лишь в отдельном издании Барбюсу удалось частично восстановить наиболее острые и правдивые сцены о войне.
Роман стал необычайно широко известен еще до того, как был полностью опубликован. После того как он вышел в свет, его перевели на многие иностранные языки. Тогда же, в 1916 г., Барбюс получил за «Огонь» Гонкуровскую премию.
Одним из главных достоинств романа «Огонь», как отмечала критика, являлось глубоко правдивое изображение военных событий. Если сравнить этот роман и «Письма с фронта», то можно заметить, что многие военные впечатления, факты армейской жизни вошли в роман Барбюса. «Огонь» весьма необычен по композиции: роман построен как чередование сменяющих друг друга коротких эпизодов, внешне не связанных между собой. В романе отсутствует четкий традиционный сюжет. Нет и привычных персонажей, показанных с характерной для реалистической литературы диалектикой их развития. Главным героем романа является простой народ – многоликая солдатская масса, пришедшая на фронт со всех уголков Франции (это деревенский батрак Ламюз, возчик Паради, маляр Тирлуар, шахтер Бекюв и многие другие). Каждый эпизод романа подчинен задаче беспощадного разоблачения войны и ее виновников.
После первой мировой войны Барбюс активно занимался общественной деятельностью. Он стал страстным пацифистом, организовал Республиканскую ассоциацию бывших участников войны (1918). Его целью было объединение фронтовиков для политической борьбы за демократию. В 1919 г. он создал объединение «Кларте» («Clarté») – международное объединение писателей, в которое вошли не только писатели-патриоты Франции, но и многие представители других литератур – английской, австрийской, испанской и т.д. (Т. Гарди, Б. Ибаньес, Э. Синклер, Г. Уэллс, Ст. Цвейг и др.). Группа «Кларте» объединяла людей разных политических взглядов, которых связывало между собой отрицательное отношение к милитаризму. Тем не менее, расхождения в политических и эстетических взглядах писателей, объединенных в «Кларте», привели к тому, что эта организация просуществовала лишь до середины 20-х гг.
В 1923 г. Барбюс вступил в члены французской компартии. Свою общественную деятельность он теперь полностью подчинил тем политическим задачам, которые стояли в 20–30-е гг. перед французскими коммунистами. По инициативе Барбюса появились комитеты защиты жертв фашистского террора в странах юго-восточной Европы. В 1932–1935 гг. он участвовал в организации и проведении международных конгрессов защиты культуры от фашистской агрессии.
Благодаря фактам и документам, собранным им в публицистической книге «Палачи» («Les Bourreaux», 1926), мировая общественность узнала о преступлениях, совершаемых силами фашистской реакции на Балканах (где бесчинствовали болгарские и румынские фашисты), что и послужило толчком для широкого протеста, прокатившегося по ряду европейских государств.
В послевоенный период публицистическая деятельность Барбюса существенно активизировалась. Статьи и выступления 1917–1920 гг., составившие книги «Речь борца» («Paroles d’un Combattant»), «Свет в бездне» («La Lueur dans l’abimе») и др., полны обличительного пафоса и ненависти к тем, кто развязывает войны, кто является противником преобразований, происходящих в Советской России, которые сам Барбюс горячо поддерживал.
Событиям, происходящим в Советском Союзе, посвящены публицистические книги Барбюса: «Вот что сделано в Грузии» («Voici ce qu’on a fait de la Géorgie», 1926), «Россия» («La Russie», 1930), «Сталин» («Staline», 1934). Несмотря на ангажированность барбюсовских публицистических работ, в них много интересных наблюдений.
В 1932 г. появилась книга Барбюса «Золя» («Zola») – биография Золя, ставшая одновременно манифестом ангажированного искусства. На страницах книги Барбюс не только воссоздает образ автора «Ругон-Маккаров», знакомит читателя с его литературным окружением и романами, но и размышляет о современной литературе и путях ее развития. Через всю книгу Барбюс проводит одну идею – он горячо защищает реалистический метод в искусстве и одновременно пишет об ущербности натурализма. Полемизируя с односторонним представлением о Золя как о последовательном натуралисте, Барбюс считает его наследником лучших традиций реализма XIX в., представителем демократической французской литературы, предвестником будущего. Актуальным и современным искусством писатель считает искусство революционного пролетариата.
Художественное творчество Барбюса послевоенного периода неравноценно. В 1925 г. он издал книгу «Звенья цепи» («Les Enchainements», 1925), герой которой осознает свое бессилие перед государственной машиной. Создавая этот роман, автор поставил перед собой важную задачу – показать, как схожи судьбы простых бедных людей, подвергавшихся в разные века и в разных странах эксплуатации. Барбюс хотел вскрыть причины этого явления, описать его механизм. Однако по разным причинам не смог реализовать задуманное. Сюжетная линия романа оказалась весьма схематичной, перемежающейся с пространными рассуждениями о разных исторических эпохах.
В этот период Барбюса особенно занимает идея создания нового языка искусства, который бы отразил все изменения, произошедшие в мире. Он пишет повести, построенные по принципам кинематографа, с быстрой сменой кадров («Сила» – «Fоrсе», 1926). Новаторским был взгляд писателя на религию и образ Христа («Иисус» – «Jésus», 1927; «Иуды Иисуса» – «Les Judas de Jésus», 1927), который, однако, оказался неубедительным. Попытка писателя трактовать мифическую личность Христа как народного революционера древних времен закончилась неудачей.
В 20-е гг. Барбюс пишет короткие рассказы, в которых напрямую ставит и обсуждает вопросы социальной борьбы. В сборнике рассказов о войне и жизни «Мелкие происшествия» («Faits divers», 1928) автор, как всегда, предельно искренен. Ряд рассказов сборника написан под впечатлением тех же фактов разгула фашистского террора на Балканах, которые Барбюс опубликовал за несколько лет до этого в книге «Палачи» («Какая пытка ужаснее всех», «Вместе», «Голый человек» и др.). Перед читателем предстают страшные фронтовые картины: незавидность солдатской судьбы, своеволие и садизм военных начальников по отношению к солдатам, кровавые репрессии и расстрелы в рассказах «Расправа властей», «Преступный поезд» и других.
О том, что произошло со многими участниками войны, ставшими революционерами, Барбюс рассказал в одной из своих лучших книг «Ясность» («Clarté», 1919), которая продолжила традицию романа «Огонь» и многих рассказов из сборника «Мелкие происшествия». Вместе с тем в «Ясности» публицистические отступления и ораторская риторика преобладают над художественными описаниями. В отличие от романа «Огонь» в этой книге агитационное начало представлено ярче, чем изобразительное.
Барбюс по характеру своего творчества относится к числу ангажированных писателей, которые появились в ХХ в. между двумя мировыми войнами. Несмотря на то что многие его произведения считаются схематичными, предвзятыми, это не умаляет значение Барбюса-художника. Книги его полны тонких наблюдений, правдивых картин, в них переплетаются элементы символизма, натурализма и реализма.
- Литература Древнего Рима. Очерки истории зарубежной литературы
- Введение "Требуется много истории, чтобы получилось немного литературы" Генри Джеймс
- Рим и мир. Этруски в "Стране телят"
- Рим и мир. Город на семи холмах
- Рим и мир. Олимпийцы по-римски
- Рим и мир. Новаторы, консерваторы и первые литераторы
- Рим и мир. Цицерон и римская риторика
- Рим и мир. Два Цезаря
- Рим и мир. "Серебряный век"
- Рим и мир. Историки империи
- Рим и мир. Поздние греческие мыслители и дневник императора марка Аврелия
- Персоналии. Лукреций: философия в стихах
- Персоналии. Любовь и ненависть Катулла
- Персоналии. Вергилий: предзнаменования и шедевры
- Персоналии. Гораций, Тибулл, Проперций: "золотая середина" "золотого века"
- Персоналии. Овидий: метаморфозы музы и судьбы
- Персоналии. Сенека: философия нравственности
- Персоналии. Петроний: империя наизнанку
- Персоналии. Злоключения Апулея из Мадавры
- Персоналии. Марциал и Ювенал: насмешка эпиграммы и хлыст сатиры
- Заключение
- История
- Лекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья
- Лекция 2 Христианская составляющая в культуре раннего Средневековья
- Лекция 3 Древнескандинавская эпическая поэзия. Мифологический цикл «Старшей Эдды»
- Лекция 4 Дидактический эпос «Речи Высокого»
- Лекция 5 Древнескандинавский героический эпос
- Лекция 6 Каролингское возрождение
- Лекция 7 Сословность в обществе и литературе Высокого Средневековья. Жанры духовной литературы
- Лекция 8 Рыцарская литература. Героический эпос
- Лекция 9 Куртуазия как особый тип культуры
- Лекция 10 Южнофранцузский вариант куртуазии. Жанры лирики трубадуров
- Лекция 11 Северофранцузский вариант куртуазии. Типология рыцарского романа
- Лекция 12 Артуровский роман в творчестве Кретьена де Труа и его последователей
- Лекция 13 «Роман о Тристане и Изольде» и его место в бретонском цикле
- Лекция 14 Сущность и значение понятия «Возрождение»
- Лекция 15 Период Предвозрождения. Творчество Данте
- Лекция 16 Литературная и научная деятельность ф.Петрарки
- Лекция 17 Этапы развития итальянского гуманизма
- Лекция 18 Особенности Северного Возрождения. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского как памятник литературы Северного Возрождения
- Лекция 19 Творчество у.Шекспира. Периодизация. «Шекспировский вопрос». Хроники
- Лекция 20 Поэтика комедий Шекспира
- Лекция 21 Поздние трагедии Шекспира. «Гамлет»
- Лекция 22 Роман м.Сервантеса «Дон-Кихот». История замысла и эволюция образа главного героя
- История зарубежной литературы 17-18 вв. Сводный вариант лекций
- Лекция №1 литература XVII на перепутье художественных стилей
- Литературная хронология: XVII век
- Лекция №2 концепция «героического» в трагедийном искусстве п. Корнеля
- Пьер Корнель. Рассуждения о полезности и частях драматического произведения2
- Лекция №3 эволюция жанра трагедии в эпоху зрелого классицизма. Художественные открытия ж. Расина
- Лекция № 4 комедийное искусство жана-батиста мольера
- Лекция №5 николя буало как теоретик французского классицизма
- Лекция №6 литература англии XVII века между барокко и классицизмом.
- Лекция №8
- Просвещение как особая историко-культурна эпоха в
- Странах западной европы. Периодизация английского просвещения .
- Становление жданра роман-путешествие, творческий вклад д. Дефо («Удивительные приключения Робинзона Крузо»)
- Лекция №8
- Творчество д. Свифта. Особенности просветительского реализма в
- Романе «путешествия гулливера»:
- Прием мистификации, нравственная проблематика произведения
- Лекция №8 творчество г. Филдинга, его вклад вразвитие жанра «комическая эпопея». Образ героя, сложность социальной и нравственной проблематики в романе «история тома джонса, найденыша»
- §1. Г. Филдинг – с. Ричардсон: литературная полемика
- §2. Новаторство г. Филдинга в романе «истрия тома джонса, найденыша»
- Лекция №9
- Лекция №10 ф.М. А. Вольтер как предтеча французского просвещения. Философские основы творчества
- Литература по теме
- Лекция №11 творческий путь ж.-ж.Руссо. Трагическое столкновение «естественной морали» и морали обжщества вроманер «юлия, или новая элоиза»5
- Лекция №12 драматургическо мастертсво ф. Шиллера. Основные темы и мотивы вдрамах «ковартсво и любовь», «разбойники». Обращение к жанру баллада. Литертаурно-критическая деятельность.
- Методические указания
- 1 Общая характеристика развития европейских литератур в 17 веке
- Литература
- 1.1 Испанская литература 17 века
- Литература
- 1.2 Французская литература 17 века
- Литература
- 1.3 Английская литература 17 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- 2 Общая характеристика развития европейских литератур 18 века
- Литература
- 2.1 Английская литература 18 века
- Литература
- 2.2 Французская литература 18 века
- Литература
- 2.3 Немецкая литература 18 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- Художественные тексты
- История зарубежной литературы 19 в. (романтизм и реализм)
- Isbn 5-352-00211-X
- Лекция 1. Немецкий романтизм. Иенские романтики. 16 февраля 1972
- Открытая лекция. Карло Гоцци и романтический юмор. 21 февраля 1972
- Лекция 2. Иенские романтики (продолжение). 23 февраля 1972
- Лекция 3. Тик. 2 марта 1972
- Лекция 4. Тик (продолжение). «Драма судьбы». Гейдельбергская школа. 9 марта 1971
- Лекция 5. Гейдельбергская школа (продолжение). Шамиссо. Арним. 16 марта 1971
- Лекция 6. Клейст. 23 марта 1971
- Лекция 7. Клейст (продолжение). 30 марта 1971
- Лекция 8. Клейст (окончание). Гофман. 6 апреля 1971
- Лекция 9. Гофман (продолжение). 13 апреля 1971
- Лекция 10. Гофман (окончание). 20 апреля 1971
- Лещии по зарубежной литературе первой половины XIX века. Гофман (окончание)
- Лекция 11. Английский преромантизм. Анна Радклиф. Льюис. 27 апреля 1971
- Лекция 12. Английский романтизм. «Озерная школа». Кольридж. 7 сентября 1971
- Лекция 13 Кольридж (окончание). Вордсворт. 14 сентября 1971
- Лекция 14. Байрон. 21 сентября 1971
- Лекция 15. Байрон (продолжение). 28 сентября 1971
- Лекция 16. Байрон (окончание). Шелли. 5 октября 1971
- Лекция 17. Шелли (окончание). Китс. 12 октября 1971
- Лекция 18. Китс (окончание). Вальтер Скотт 19 октября 1971
- Лекция 19. Вальтер Скотт (окончание). 26 октября 1971
- Лекция 20. Французский романтизм. Мадам де Сталь. Шатобриан. 2 ноября 1971
- Лекция 21. Шатобриан (окончание). Романтизм 1830 года. 9 ноября 1971
- Лекция 22. Гюго. 30 ноября 19711
- Лекция 23. Гюго (окончание) 7 декабря 1971
- Лекция 24. Французский реализм. Бальзак. 14 декабря 1971
- Лекция 25. Бальзак (окончание). Стендаль. 21 декабря 1971
- Лекция 26. Стендаль (окончание). Мериме. 28 декабря 1971
- История зарубежной литературы 19 в. (реализм)
- 8. Тема Ватерлоо у Стендаля и Теккерея.
- 9. Тема «утраты иллюзий» в «Человеческой комедии» Бальзака.
- 29. Социальный фон истории Жермини в романе Эдмона и Жюля Гонкуров.
- 30. Импрессионистский пейзаж в романах Флобера и братьев Гонкуров.
- 34. Лирика Шарля Леконта де Лиля.
- 35. Драматургия конфликта в романе Бальзака «Отец Горио».
- 36. Новый этап реализма (50-е, 60-е годы) и проблема литературного героя.
- 42. Проблема типического у Бальзака.
- 57. Английский реализм. Общая характеристика.
- 58. Пантеизм и позитивизм у Флобера и Бодлера.
- История зарубежной литературы 20-21 вв.
- Литература
- Тема 2. Творчество г. Аполлинера
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 4. Неоклассицизм и п. Валери
- Литература
- Тема 5. Французский модернистский роман начала XX в.
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 6. Французский реалистический роман первой половины XX в. (а. Барбюс, ф. Мориак, р. Роллан, р. Мартен дю Гар)
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 7. Экзистенциализм во французской литературе
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 8. Французский театр и драматургия первой половины XX в.
- Литература
- Литература
- Жан Жироду
- Литература
- Жан Ануй
- Литература
- Художественная
- Учебники, учебные пособие и хрестоматии
- История зарубежной литературы 20 в. Конспект по зарубежной литературе XX века
- Краткая характеристика эпохи
- Ромен роллан
- Джон голсуорси
- Американская литература
- Теодор драйзер
- Романы драйзера
- Драма XX века
- Джордж бернард шоу (1856-1950)
- Томас манн
- Модернизм
- Марсель пруст (1871-1922)
- Джеймс джойс
- Кафка (1883-1924)
- I мировая воина и художественная литература
- Анри барбюс "огонь"
- Литература потерянного поколения
- Олдингтон "смерть героя"
- Хемингуэй
- Уильям фолкнер
- Фолкнер
- Бертольд брехт
- Томас манн. "Доктор Фаустус" (1947г.)
- Жан-поль сартр
- Альбер камю
- Айрис мердок
- Норман мейлер
- Джон фаулз
- Театр абсурда / антидрама
- Постмодернизм
- Латиноамериканский роман
- Вопросы к экзамену по зарубежной литературе XX века (сПбГу)
- История зарубежной литературы 20 в.
- Конспект лекций по зарубежной литературе хХвека (1918-1945)
- Франц Кафка (1883-1924)
- Ромен роллан (1866-1944)