logo search
УМК по зар

Тема 6. Французский реалистический роман первой половины XX в. (а. Барбюс, ф. Мориак, р. Роллан, р. Мартен дю Гар)

Наследие французского реализма XIX в. в творчестве писателей-реалистов первой половины XX в. Жанровые разновидности реалистического романа первой половины XX в. (социально-бытовой, психологический, интеллектуальный роман, роман-эпопея, семейная хроника и т.д.). Литература «потерянного поколения» как одна из разновидностей реализма XX в.

Влияние А. Франса и Э. Золя на формирование пацифизма А. Барбюса. Роман «Огонь» как «прозаическая форма эпической поэмы» (А. Барбюс). Документализм и публицистичность – главные черты реалистического романа Барбюса. Появление «коллективного» героя в романе.

Ф. Мориак (1885–1970) и его «католический» роман. Роль католицизма в мировозрении Мориака. Эстетическая программа писателя («Роман», 1928; «Романист и его персонажи», 1933). Мотив символической проказы в романе «Поцелуй, дарованный прокаженному» (1922). Трактовка семейной и любовной темы в романе «Тереза Дескейру» (1927). Образ Терезы Дескейру. Расиновские реминисценции в «Терезе Дескейру». Лирическое начало и роль пейзажа в романе. Традиции Флобера, Пруста и Достоевского в романе. Развитие семейной темы в романах «Клубок змей» (1932), «Конец ночи» (1935), «Дорога в никуда» (1939). Мифологизм творчества Мориака и образ Христа в повести «Мартышка» (1951). Мориак - «метафизик в оболочке реальности». Мориак-журналист.

Позиция Р. Роллана в период первой мировой войны и призыв к интернационалу писателей – «людей духа». Разочарование Р. Роллана в последствиях «социального эксперимента», осуществляемого в СССР в 30-е гг. Поиски путей преобразования мира и судьбы французской интеллигенции в романе «Очарованная душа». Образ Аннеты Ривьер. Эстетика социального действия в «Очарованной душе».

Роман Р. Мартена дю Гара «Семья Тибо» (1932–1940) как новый вариант романа о войне и мире. Традиции Л.Н. Толстого в романе. Трансфорамация семейного, социально-бытового романа в политический роман. Значение творчества Р. Роллана и Р. Мартена дю Гара для европейской литературы.