Литература
Жид А. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 2002.
Жид А. Возвращение из СССР: Два взгляда из-за рубежа. – М., 1990.
Жид А. Подземелья Ватикана. Фальшивомонетчики. Возвращение из СССР. – М., 1990.
Жид А. Яства земные: Избранная проза. – М.: Вагриус, 2000.
Кирнозе З.И. Последний среди классиков, первый среди модернистов // Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. – Горький, 1977.
Никитин В.А. Андре Жид: вехи творческого пути // Жид А. Фальшивомонетчики. Тесные врата. – М., 1991.
Луи-Фердинан Селин
(1894–1961)
Селин, Луи-Фердинан (псевдоним; настоящее имя – Луи-Фердинан Детуш (Destouches, Louis-Ferdinand)) родился в пригороде Парижа, в местечке Курбевуа (Courbevoie), 27 мая 1894 г. в семье буржуа средней руки. Детство Селина прошло в Париже. Отец был скромным служащим, мать – торговкой. В 15-летнем возрасте Селина отдали в ученики ювелирному мастеру. В описаниях его детства различные биографы расходятся во мнениях: одни пишут, что оно было достаточно благополучным, другие, что детство Селин провел «в среде эгоистичной и унылой, постоянно наблюдая дичайшие проявления социального неравенства». В любом случае в своих романах «Смерть в кредит» и «Guignol’s Ваnd» Селин рисует жутковатые гротескные картины, посвященные детству, причем автобиографичность этих произведений и наличие практически у всех персонажей реальных прототипов ни у кого не вызывает сомнений. В 1912 г. Селин поступил на военную службу. В 1914 г. через три месяца после объявления войны получил ранение в правую руку на фламандском фронте. Был награжден медалью. Детуш – герой и инвалид первой мировой войны, демобилизовался по инвалидности в 1915 г. После окончания войны он много путешествовал по свету, принимал участие в кампании, организованной фондом Рокфеллера, против туберкулеза. Обосновался в Ренне, где начал изучать медицину. В 1924 г. защитил диссертацию «Жизнь и творчество Филиппа Игнатиуса Цеммельвайса», венгерского гинеколога, получившую одобрительные отзывы в медицинских и литературных кругах. Впоследствии Селин был назначен во французское консульство в Лондоне. Получил место в отделе гигиены в Societe des Nations. В течение 20-х гг. по линии Societe des Nations работал в США, в Европе и в Африке.
В марте 1930 г. опубликовал в «Монд» нашумевшую статью «Общественное здоровье во Франции», в которой проявилась склонность Селина к памфлету, к обличению и критике.
Роман «Путешествие на край ночи» («Voyage au bout de la nuit», 1932) стал литературной сенсацией десятилетия, принес Селину литературную известность и был воспринят как новаторское произведение по стилю и по содержанию. Селин-стилист ввел в роман стихию разговорного языка, просторечия.
Роман затронул такие болезненные для послевоенного поколения читателей темы, как бесчеловечность, жестокость войны, несправедливость колониальной политики Франции, обезличивания, превращения человека в Америке в бездумную машину, в фордовский конвейер и т.д. Селин показал судьбу простодушия в XX в.: оно перерождается в цинизм. Трудно однозначно ответить, против чего восстает Селин – против природы человечества или против общественных обстоятельств, коверкающих эту природу. Ясно, что Селин – разоблачитель. Неясно только, разоблачитель чего? Возможно, в этом отчасти и состояла интригующая загадочность книги. Роман был выдвинут на Гонкуровскую премию, но не получил ее. Скандал способствовал усилению интереса читателей к произведению. Селин не признавал литературного влияния на себя кого-либо из писателей Нового времени. Он указывал на свое родство разве что с Рабле.
Окрыленный успехом «Путешествия на край ночи», Селин принялся за новый роман, который вышел под названием «Смерть в кредит» («Mort à crédit», 1936). Восторгов критики на этот раз было меньше, в самой же книге явно прослеживалось «презрение к маленькому человеку», которое в предыдущем романе было заслонено презрением и ненавистью к миру, терзающему маленького человека, в ней было больше ядовитых пассажей относительно духовной нищеты человека, чем вольнолюбивого анархизма. Важным новшеством явился отказ от вымышленного повествователя: возникло лицо, максимально приближенное к самому автору. Зло - единственный сюжет книг Селина (М.-К. Беллоста).
В том же 1936 г. Селин отправился в Советский Союз, чтобы получить гонорар за перевод «Путешествия» на русский язык. В результате этого путешествия им был написан памфлет «Меа Сu1ра» (1937), в котором, почти не затрагивая советских реалий, Селин оспаривает возможность социального усовершенствования, так как человек, по его мнению, существо пассивное.
Последние памфлеты, по мнению критиков, не столько политически актуальны, сколько одиозны. Такого мнения придерживался А. Жид, который писал: «Ну а если это не шутка, тогда Селин полный псих».
Во время оккупации Франции немцами Селин напечатал более 40 писем, статей и интервью в профашистских, коллаборационистских и антисемитских еженедельниках «Я повсюду» («Je suis partout»), «Сноп» («La Gerbe») и «У позорного столба» («Au pilori»). В этот период Селин отошел от анархизма в сторону фашизма. Он не мог стать социалистом, потому что считал, что «социализм – это вопрос качества души. Социалистом приходят в мир, им не становятся». В конце 30-х гг. Селин встал на защиту чистоты арийской расы, излагая свою позицию в памфлетах «Резня из-за пустяков» («Bagatelles pour un massacre», 1937), «Школа трупов» («L’Ecole des cadavres, 1938) и «Прекрасные полотна» («Les beaux draps»).
В июне 1944 г. Селин уехал с женой в Данию, где после разгрома нацистов жил под вымышленной фамилией. Но ему не удалось скрыться от правосудия. В декабре 1945 г. его арестовали в Баден-Бадене и заключили в датскую тюрьму по обвинению в коллаборационизме.
Не отрицая своих расистских взглядов, Селин пытался оправдать их пацифистскими убеждениями, что привлекло на его сторону французскую анархистскую прессу («Газета», «Улица», «Анархист», «Защита человека»). В 1950 г. Судебная палата Парижа заочно приговорила Селина к году тюрьмы и штрафу, однако год спустя, не без влияния друзей писателя, военный трибунал Парижа амнистировал его, и Селин вернулся на родину. В атмосфере послевоенной Франции никакие литературные достоинства книг Селина не могли заставить забыть его политические грехи.
Однако уже в начале 50-х гг. Селин, поселившись в Медоне, начал искать тему, чтобы вернуть к себе читателя, и обратился к воспоминаниям о своей поездке в Германию, которая, в свою очередь, послужила толчком к написанию романа «От замка к замку» («D’un château l’autre», 1957) и последующих романов «Север» («Nord», 1960) и «Ригодон» («Rigodon», 1969). Среди произведений Селина о второй мировой войне эта трилогия занимает особое место. Главной ее отличительной чертой является точка зрения повествователя. Его позиция далека как от позиции победителя, освободителя Европы, так и от позиции побежденного, рассматривающего военную катастрофу с немецкой точки зрения. Повествование ведется от лица предателя, который носит фамилию автора, предельно приближен к нему по обстоятельствам жизни и образу мыслей, и вместе с этим это полноценный персонаж, который в трилогии создается и развивается соответственно имманентным законам художественного текста. Этот персонаж понимает, что обречен, и единственным выходом для него становится бегство. Германия в трилогии – огромная западня (метафорическая функция страны), из которой герой хочет вырваться. «Север» выносится в заглавие второго романа как символ надежды, география пытается перекроить историю.
Среди стилистических примет трилогии отметим позицию повествователя. Она субъективно осознана им как «невинная». Стоит обратить и внимание на юмор, не покидающий повествователя даже при описании самых мрачных событий; на непоследовательность в повествовании и использовании большого числа арго 40–50-х гг.
К концу 50-х гг. поднимается еще одна волна увлечения Селином. Новому поколению бунтарской молодежи он был интересен своим неприятием нормативного буржуазного языка и нигилизмом. Селин стал мэтром в области стиля для широкого круга деятелей литературы и, в первую очередь, для эксперименталистов.
Остаток жизни Селин прожил в своем доме в Медоне, где практиковал в качестве врача и занимался литературным трудом. За это время он создал еще несколько книг: «Феерия для другого раза» («Féerie pour une autre fois», 1952), «Норманс» («Normance», 1954), «Разговоры с профессором У.» («Entretiens avec le professeur Y.», 1957). Селин умер 1 июля 1961 г. Его произведения и по сей день воспринимаются как одно из самых ярких художественных явлений ХХ в.
- Литература Древнего Рима. Очерки истории зарубежной литературы
- Введение "Требуется много истории, чтобы получилось немного литературы" Генри Джеймс
- Рим и мир. Этруски в "Стране телят"
- Рим и мир. Город на семи холмах
- Рим и мир. Олимпийцы по-римски
- Рим и мир. Новаторы, консерваторы и первые литераторы
- Рим и мир. Цицерон и римская риторика
- Рим и мир. Два Цезаря
- Рим и мир. "Серебряный век"
- Рим и мир. Историки империи
- Рим и мир. Поздние греческие мыслители и дневник императора марка Аврелия
- Персоналии. Лукреций: философия в стихах
- Персоналии. Любовь и ненависть Катулла
- Персоналии. Вергилий: предзнаменования и шедевры
- Персоналии. Гораций, Тибулл, Проперций: "золотая середина" "золотого века"
- Персоналии. Овидий: метаморфозы музы и судьбы
- Персоналии. Сенека: философия нравственности
- Персоналии. Петроний: империя наизнанку
- Персоналии. Злоключения Апулея из Мадавры
- Персоналии. Марциал и Ювенал: насмешка эпиграммы и хлыст сатиры
- Заключение
- История
- Лекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья
- Лекция 2 Христианская составляющая в культуре раннего Средневековья
- Лекция 3 Древнескандинавская эпическая поэзия. Мифологический цикл «Старшей Эдды»
- Лекция 4 Дидактический эпос «Речи Высокого»
- Лекция 5 Древнескандинавский героический эпос
- Лекция 6 Каролингское возрождение
- Лекция 7 Сословность в обществе и литературе Высокого Средневековья. Жанры духовной литературы
- Лекция 8 Рыцарская литература. Героический эпос
- Лекция 9 Куртуазия как особый тип культуры
- Лекция 10 Южнофранцузский вариант куртуазии. Жанры лирики трубадуров
- Лекция 11 Северофранцузский вариант куртуазии. Типология рыцарского романа
- Лекция 12 Артуровский роман в творчестве Кретьена де Труа и его последователей
- Лекция 13 «Роман о Тристане и Изольде» и его место в бретонском цикле
- Лекция 14 Сущность и значение понятия «Возрождение»
- Лекция 15 Период Предвозрождения. Творчество Данте
- Лекция 16 Литературная и научная деятельность ф.Петрарки
- Лекция 17 Этапы развития итальянского гуманизма
- Лекция 18 Особенности Северного Возрождения. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского как памятник литературы Северного Возрождения
- Лекция 19 Творчество у.Шекспира. Периодизация. «Шекспировский вопрос». Хроники
- Лекция 20 Поэтика комедий Шекспира
- Лекция 21 Поздние трагедии Шекспира. «Гамлет»
- Лекция 22 Роман м.Сервантеса «Дон-Кихот». История замысла и эволюция образа главного героя
- История зарубежной литературы 17-18 вв. Сводный вариант лекций
- Лекция №1 литература XVII на перепутье художественных стилей
- Литературная хронология: XVII век
- Лекция №2 концепция «героического» в трагедийном искусстве п. Корнеля
- Пьер Корнель. Рассуждения о полезности и частях драматического произведения2
- Лекция №3 эволюция жанра трагедии в эпоху зрелого классицизма. Художественные открытия ж. Расина
- Лекция № 4 комедийное искусство жана-батиста мольера
- Лекция №5 николя буало как теоретик французского классицизма
- Лекция №6 литература англии XVII века между барокко и классицизмом.
- Лекция №8
- Просвещение как особая историко-культурна эпоха в
- Странах западной европы. Периодизация английского просвещения .
- Становление жданра роман-путешествие, творческий вклад д. Дефо («Удивительные приключения Робинзона Крузо»)
- Лекция №8
- Творчество д. Свифта. Особенности просветительского реализма в
- Романе «путешествия гулливера»:
- Прием мистификации, нравственная проблематика произведения
- Лекция №8 творчество г. Филдинга, его вклад вразвитие жанра «комическая эпопея». Образ героя, сложность социальной и нравственной проблематики в романе «история тома джонса, найденыша»
- §1. Г. Филдинг – с. Ричардсон: литературная полемика
- §2. Новаторство г. Филдинга в романе «истрия тома джонса, найденыша»
- Лекция №9
- Лекция №10 ф.М. А. Вольтер как предтеча французского просвещения. Философские основы творчества
- Литература по теме
- Лекция №11 творческий путь ж.-ж.Руссо. Трагическое столкновение «естественной морали» и морали обжщества вроманер «юлия, или новая элоиза»5
- Лекция №12 драматургическо мастертсво ф. Шиллера. Основные темы и мотивы вдрамах «ковартсво и любовь», «разбойники». Обращение к жанру баллада. Литертаурно-критическая деятельность.
- Методические указания
- 1 Общая характеристика развития европейских литератур в 17 веке
- Литература
- 1.1 Испанская литература 17 века
- Литература
- 1.2 Французская литература 17 века
- Литература
- 1.3 Английская литература 17 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- 2 Общая характеристика развития европейских литератур 18 века
- Литература
- 2.1 Английская литература 18 века
- Литература
- 2.2 Французская литература 18 века
- Литература
- 2.3 Немецкая литература 18 века
- Литература
- Контрольные вопросы
- Художественные тексты
- История зарубежной литературы 19 в. (романтизм и реализм)
- Isbn 5-352-00211-X
- Лекция 1. Немецкий романтизм. Иенские романтики. 16 февраля 1972
- Открытая лекция. Карло Гоцци и романтический юмор. 21 февраля 1972
- Лекция 2. Иенские романтики (продолжение). 23 февраля 1972
- Лекция 3. Тик. 2 марта 1972
- Лекция 4. Тик (продолжение). «Драма судьбы». Гейдельбергская школа. 9 марта 1971
- Лекция 5. Гейдельбергская школа (продолжение). Шамиссо. Арним. 16 марта 1971
- Лекция 6. Клейст. 23 марта 1971
- Лекция 7. Клейст (продолжение). 30 марта 1971
- Лекция 8. Клейст (окончание). Гофман. 6 апреля 1971
- Лекция 9. Гофман (продолжение). 13 апреля 1971
- Лекция 10. Гофман (окончание). 20 апреля 1971
- Лещии по зарубежной литературе первой половины XIX века. Гофман (окончание)
- Лекция 11. Английский преромантизм. Анна Радклиф. Льюис. 27 апреля 1971
- Лекция 12. Английский романтизм. «Озерная школа». Кольридж. 7 сентября 1971
- Лекция 13 Кольридж (окончание). Вордсворт. 14 сентября 1971
- Лекция 14. Байрон. 21 сентября 1971
- Лекция 15. Байрон (продолжение). 28 сентября 1971
- Лекция 16. Байрон (окончание). Шелли. 5 октября 1971
- Лекция 17. Шелли (окончание). Китс. 12 октября 1971
- Лекция 18. Китс (окончание). Вальтер Скотт 19 октября 1971
- Лекция 19. Вальтер Скотт (окончание). 26 октября 1971
- Лекция 20. Французский романтизм. Мадам де Сталь. Шатобриан. 2 ноября 1971
- Лекция 21. Шатобриан (окончание). Романтизм 1830 года. 9 ноября 1971
- Лекция 22. Гюго. 30 ноября 19711
- Лекция 23. Гюго (окончание) 7 декабря 1971
- Лекция 24. Французский реализм. Бальзак. 14 декабря 1971
- Лекция 25. Бальзак (окончание). Стендаль. 21 декабря 1971
- Лекция 26. Стендаль (окончание). Мериме. 28 декабря 1971
- История зарубежной литературы 19 в. (реализм)
- 8. Тема Ватерлоо у Стендаля и Теккерея.
- 9. Тема «утраты иллюзий» в «Человеческой комедии» Бальзака.
- 29. Социальный фон истории Жермини в романе Эдмона и Жюля Гонкуров.
- 30. Импрессионистский пейзаж в романах Флобера и братьев Гонкуров.
- 34. Лирика Шарля Леконта де Лиля.
- 35. Драматургия конфликта в романе Бальзака «Отец Горио».
- 36. Новый этап реализма (50-е, 60-е годы) и проблема литературного героя.
- 42. Проблема типического у Бальзака.
- 57. Английский реализм. Общая характеристика.
- 58. Пантеизм и позитивизм у Флобера и Бодлера.
- История зарубежной литературы 20-21 вв.
- Литература
- Тема 2. Творчество г. Аполлинера
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 4. Неоклассицизм и п. Валери
- Литература
- Тема 5. Французский модернистский роман начала XX в.
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 6. Французский реалистический роман первой половины XX в. (а. Барбюс, ф. Мориак, р. Роллан, р. Мартен дю Гар)
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 7. Экзистенциализм во французской литературе
- Литература
- Литература
- Литература
- Тема 8. Французский театр и драматургия первой половины XX в.
- Литература
- Литература
- Жан Жироду
- Литература
- Жан Ануй
- Литература
- Художественная
- Учебники, учебные пособие и хрестоматии
- История зарубежной литературы 20 в. Конспект по зарубежной литературе XX века
- Краткая характеристика эпохи
- Ромен роллан
- Джон голсуорси
- Американская литература
- Теодор драйзер
- Романы драйзера
- Драма XX века
- Джордж бернард шоу (1856-1950)
- Томас манн
- Модернизм
- Марсель пруст (1871-1922)
- Джеймс джойс
- Кафка (1883-1924)
- I мировая воина и художественная литература
- Анри барбюс "огонь"
- Литература потерянного поколения
- Олдингтон "смерть героя"
- Хемингуэй
- Уильям фолкнер
- Фолкнер
- Бертольд брехт
- Томас манн. "Доктор Фаустус" (1947г.)
- Жан-поль сартр
- Альбер камю
- Айрис мердок
- Норман мейлер
- Джон фаулз
- Театр абсурда / антидрама
- Постмодернизм
- Латиноамериканский роман
- Вопросы к экзамену по зарубежной литературе XX века (сПбГу)
- История зарубежной литературы 20 в.
- Конспект лекций по зарубежной литературе хХвека (1918-1945)
- Франц Кафка (1883-1924)
- Ромен роллан (1866-1944)