1.Основные этапы творческого пути а.Н.Островского.
Островский с ранних лет увлекался художественной литературой, интересовался театром. Еще гимназистом он начал посещать московский Малый театр, где восхищался игрой М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статьи В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Юношей Островский жадно слушал вдохновенные слова профессоров, среди которых были блестящие, прогрессивные ученые, друзья великих писателей, о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии «всему человеческому», о свободе как о цели общественного развития. Но, чем ближе знакомился он с законодательством, тем менее нравилась ему карьера юриста, и, не имея склонности к юридической карьере, Островский оставил Московский университет, в который он поступил по настоянию отца в 1835 году, при переходе на 3-й курс. Неодолимо влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами старался он не пропускать ни одного интересного спектакля, много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В тоже время он сам пробовал писать стихи и рассказы. Уже с тех пор – и на всю жизнь – высшим авторитетом в искусстве для него стал Белинский. Служба не увлекала Островского, но она оказала неоценимую пользу будущему драматургу, доставив богатый материал для его первых подразделений. Уже в своих первых произведениях Островский показал себя последователем «гоголевского направления» в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В. Г. Белинского Островский выразил и в литературных критических статьях этого периода, в которых он утверждал, что особенностью русской литературы является ее «обличительный характер». Появления лучших пьес Островского было общественным событием, привлекавшим к себе внимание передовых кругов и вызывавших негодование в лагере реакции. Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы («Записки замоскворецкого жителя», 1847). В том же году в «Московском городском листке» было опубликовано его первое драматическое произведение – «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Литературная известность Островского принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди – сочтемся». Еще до публикации она стала популярной. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые поставлена в 1861 году), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.
Ему предложили покинуть службу. Еще ранее цензура запретила «Картину семейного счастья» и сделанный Островским перевод комедии В. Шекспира «Усмирение своенравной» (1850).
В начале 50-х годов, в годы усиливавшейся правительственной реакции, произошло кратковременное сближение Островского с «молодой редакцией» реакционно-славянофильского журнала «Москвитянин», члены которой стремились представить драматурга певцом «самобытного русского купечества и его домостроевских устоев». В произведениях, созданных в это время («Не в свои сани не садись», 1853, «Бедность не порок», 1854, «Не так живи, как хочется», 1855) отразился временный отказ Островского от последовательного и непримиримого осуждения действительности. Однако он быстро освободился от влияния реакционных славянофильских идей. В решительном и окончательном возвращении драматурга на путь критического реализма большую роль сыграла революционно-демократическая критика, выступившая с гневной отповедью либерально-консервативным «поклонникам».
Новый этап в творчестве Островского связан с эпохой общественного подъема конца 50-х-начала 60-х годов, с возникновением революционной ситуации в России. Островский сближается с революционно-демократическим лагерем. С 1857 года он почти все свои пьесы печатает в «Современнике», а после его закрытия переходит в «Отечественные записки», издававшиеся Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным. На развитие творчества Островского оказали сильнейшее влияние статьи Н. Г. Чернышевского, а позднее Н. А. Добролюбова, творчество Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Наряду с купеческой тематикой Островский обращается к изображению чиновничества и дворянства («Доходное место», 1857, «Воспитанница», 1859). В отличие от либеральных писателей, увлекавшихся поверхностным высмеиванием отдельных злоупотреблений, Островский в комедии «Доходное место» подверг глубокой критике всю систему дореформенной царской бюрократии. Чернышевский дал пьесе высокую оценку, подчеркнув ее «сильное и благородное направление».
Усиление антикрепостнических и антибуржуазных мотивов в творчестве Островского свидетельствовало об известном сближении его мировоззрения с идеалами революционной демократии.
«Островский – писатель-демократ, просветитель, союзник Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рисуя нам в яркой картине, ложные отношения со всякими их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства» - писал Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». Не случайно Островский постоянно встречал препятствия при опубликовании и постановке своих пьес. Островский всегда смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического долга, служение интересам народа. В его пьесах нашли отражение самые животрепещущие вопросы современной ему действительности: углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции и т.д.
Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островского дал Добролюбов в статьях «Темное царство» (1859) и «Луч света в темном царстве» (1860), которые оказали огромное революционизирующее влияние на молодое поколение 60-х годов. В произведениях Островского критик видел, прежде всего, замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая «глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны» Островский явился, по определению Добролюбова, настоящим народным писателем. Творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством, которые было всецело подчинено задаче реалистического воспроизведения действительности. Островский неоднократно подчеркивал, что сама жизнь является источником драматических коллизий и положений.
Деятельность Островского способствовала победе жизненной правды на русской сцене. С большой художественной силой он изобразил типичные для современной ему действительности конфликты и образы, и это поставило его пьесы в один ряд с лучшими произведениями классической литературы XIX-го века. Островский выступил активным борцом за развитие национального театра не только как драматург, но и как замечательный теоретик, как энергичный общественный деятель.
Великий русский драматург, создавший подлинно национальный театральный репертуар, всю жизнь нуждался, терпел оскорбления от чиновников императорской театральной дирекции, встречал в правящих сферах упорное сопротивление своим заветным идеям о демократических преобразованиях театрального дела в России.
В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность. В своих пьесах Островский изображает хрупких, нежных героинь, но в то же время сильных личностей, способных на протест простив всего устоя общества.
- 1.Автор и герой в романе и.С.Тургенева «Отцы и дети».
- 2.Своеобразие лирики н.А.Некрасова-Отпадает.
- 1.Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»-Отпадает.
- 2.Оценка пьесы а.Н. Островского «Гроза» в русской критике (н.А.Добролюбов, а.А.Григорьев, д.И.Писарев).
- 1.Основные этапы творческого пути а.Н.Островского.
- 2. Кавказ в жизни и творчестве м.Ю. Лермонтова.(Чтение наизусть стихотворения «Кавказ»).
- 1.Стихотворения а.С.Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них.(стих сами ищите)
- 2.Образ Базарова в романе и.С.Тургенева «Отцы и дети».
- 1.Как понимают счастье герои и автор поэмы н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Чтение наизусть отрывка из поэмы.-Отпадает.
- 2.«Невский проспект». Смысл контраста в изображении героев. Тема столкновения мечты и действительности.
- 1.Гротеск, черты антиутопии в произведении м.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».
- 2.Расцвет реализма в литературе.
- 1.Творческая история пьесы а.Н. Островского «Гроза».
- 2. Базаров – нигилист. В чём выражается духовный кризис Базарова? ( По произведению и.С.Тургенева «Отцы и дети»).
- 1.Понятие литературного направления. Какие литературные направления вам известны. Расскажите о достижениях реализма (основные принципы, яркие представители и т.П.)
- 2.Сказки м.Е. Салтыкова-Щедрина(Смотри Билет №5 вопрос 2)
- 1.Романтизм а.С. Пушкина.
- 2.Русская культура в условиях «мрачного семилетия» (1848-1855).
- 1.Начало литературной деятельности н.А.Некрасова. Особенности его поэзии.
- 2.Идейное содержание и жанровое своеобразие пьесы а.Н.Островского «Гроза».
- 1.Николай Семёнович Лесков. Публицистика и поиск настоящего пути.
- 2.М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» как сатирическое произведение.
- 1.Город Калинов и его обитатели по пьесе а.Н.Островского «Гроза».
- 2.Тема маленького человека в творчестве н.В.Гоголя.