20.Проза о велик.Отеч.Войне 1940-х начала 1950-х годов (обзор всех и об одном авторе по выбору)
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом.
Русская литература стала литературой одной темы — темы войны, темы Родины. Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали себя “окопными поэтами”, а вся литература в целом, про выражению А. Толстого, была “голосом героической души народа”.
Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались нашими писателями в годы войны.
Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин.
Для прозы военных лет характерны усиление ро мантических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора.
Традиции литературы Великой Отечественной войны — это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы успехи, которыедостигнуты советской “военной” прозой сегодня.
Свое дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Продолжал работу над романом “Они сражались за Родину” Шолохов. Появились в первое послевоенное десятилетие и ряд произведений, над которыми плодотворно работали такие писатели, как Симонов, Коновалов, Стаднюк, Чаковский, Авижюс, Шамякин, Бондарев, Астафьев, Быков, Васильев.
Значительных успехов военная проза достигла на современном этапе своего развития.
Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой “второй войны”, писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 50-х — начале 60-х годов. Это такие прозаики, как Бондарев, Быков, Ананьев, Бакланов, Гончаров, Богомолов, Курочкин, Астафьев.
В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50—60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия усиливался трагический акцент в изображении войны.
Война в изображении прозаиков-фронтовиков — это не только и даже не сколько эффектные герои ческие подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй войны”.
Тема Великой Отечественной войны — вообще центральная в творчестве Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий Константина Михайловича Симонова (выезжал в качестве корреспондента в места боев). Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения посвятил событиям военного времени. Сам Симонов отмечал, что почти все, что им создано, “связано с Великой Отечественной войной” и что он “до сих пор был и продолжает оставаться военным писателем”.
Симонов создал стихотворения, вписавшие его имя в историю поэзии Великой Отечественной войны. Его перу принадлежат пьесы о войне, о себе он говорит так: “Я сам себя ощущаю прозаиком. Все главное в моей работе много лет уже связано с прозой...”
Проза Симонова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, роман “Товарищи по оружию”, трилогия “Живые и мертвые” — все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства.
Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей “второй волны”, многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.
Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.
Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой — опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.
21.Литература и власть. Постановления партии и правительства 1946-1948 годов по проблемам литературы и искусства и их влияние на литературный процесс. Компания по травле писателей(Ахматова,Зощенко,Платонов и др).
Духовная жизнь советского народа. Волюнтаристский характер партийных решений по вопросам литературы и искусства в 1946-1948 гг.
Победа в Великой Отечественной войне изменила психологию советского народа. Возросло чувство собственного достоинства, пат-риотизма, проявился огромный интерес к культурным ценностям. Сталинское руководство, опасаясь потери контроля над страной, стремилось возродить атмосферу страха, идеологического диктата, характерных для конца 30-х годов. Летом 1946 г. было начато широкое наступление в области культуры, тесно связанное с именем А. Жданова.
Первыми объектами нападок стали литература, кинематограф, театр.
Один из первых ударов был нанесен по отечественной литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. "О журналах "Звезда" и "Ленинград" эти издания обвинялись в пропаганде идей, "чуждых духу партии", предоставлении литературной трибуны для "безыдейных, идеологически вредных произведений". Особой критике подверглись М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, названные в постановлении "пошляками и подонками литературы". В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует "гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность" с целью дезориентации советской молодежи, "изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме", а Ахматова является типичной представительницей "чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии", пропитанной "духом пессимизма и упадочниства... старой салонной поэзии". Журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство.
Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А.А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа "Молодая гвардия", в котором было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.А. Исаковский - за пессимизм стихов "Враги сожгли родную хату". Критике подверглись драматург А.П. Штейн, писатели Ю.П. Герман и Э.Г. Казакевич, М.Л. Слонимский. Литературная критика перерастала и в прямые репрессии. В ходе борьбы с "космополитами" были расстреляны П.Д. Маркиш и Л.М. Квитко, велось следствие по "делу" И.Г. Эренбурга, В.С. Гроссмана, С.Я. Маршака.
В дальнейшем были приняты и другие постановления по проблемам литературы: "О журнале "Крокодил" (1948 г.), "О мерах по улучшению журнала "Огонек" (1948 г.), "О журнале "Знамя" (1949 г.), "О недостатках журнала "Крокодил" и мерах его улучшения" (1951 г.) и др. Итогом "борьбы за чистоту литературы" стало закрытие ряда журналов, запрещение литературных произведений, "проработка", а порой и репрессирование их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.
- 1.Литературный процесс периода революции и гражданской войны. Темы, жанры, стилевые искания. Расслоение культуры.
- 2.Поэзия 1920-1930 (Волошин,Тихонов,и тд).Основные тенденции развития.Об одном из поэтов – по выбору.
- 3.Поэзия Осипа Мандельштама. Осн.Этапы творч. Своеобразие поэтического мира.
- 4. Поэзия и судьба Сергея Есенина.
- 5. Творч. Цветаевой. Лирика,поэмы,проза.
- 6. Жанрово-тематическое многообразие творч. Маяковского: лирика, поэмы, пьесы.
- 7. Стилевые особенности прозы 20-х гг. (сказ, орнаментализм, стилизация)
- 8. Тема революции и граждансклй войны в литературе 1920 х г.
- 9.Творчество Горького после революции. Жанры,проблемы,характеры.
- 10. Судьба и поэзия Анна Ахматовой. Основные периоды творчества, своеобразие метода.
- 1.2 Особенности творчества а. Ахматовой
- 11. Творчество Булгакова. Проблематика, жанры, особенности стиля.
- 12. Сатира 1920-1930 годов: жанры, приемы, объекты осмеяния, стиль.
- 13. Место и роль социальной и научной фантастики в литературном процессе 1920-1930 х годов (Замятин, Булгаков,Беляев,Толстой –по выбору)
- 14. Писатели-эмигранты первой волны: Набоков,Алданов, иванов,Газданов,Вертинский, Шмелев,осоргин и др.
- 15. Проза Андрея Платонова. Нравственно-философское содержание, жанровая специфика, особенности языка.
- 16. Творчество в.В. Набокова. Поэзия и проза.
- 17. Лирика и поэмы а.Т. Твардовского.
- 18. Поэзия и проза б.Л. Пастернака.
- 19. Проза м.А. Шолохова (донские рассказы, тихий дон, Судьба человека).
- 20.Проза о велик.Отеч.Войне 1940-х начала 1950-х годов (обзор всех и об одном авторе по выбору)
- За что в ссср травили Зощенко и Ахматову
- 22.Драматургия периода Великой Отечественной войны (Корнейчук, леонов,симонов и др).
- 23. Поэзия периода Вов(твардосвкий,симонов,шубин,исаковский,берггольц,Друнина,орлов).
- 24.Лирика и поэмы а.Т. Твардовского.
- 25.Литературный процесс второй половины 1950-1960-х.Основные тенденции, жанры, темы. II съезд советских писателей 1954.
- 26. Проза периода оттепели. Старшее поколение(леонов,симонов,федин,шолохов) и Литературная молодежь(гранин,аксенов,дудинцев,трифонов,казаков).
- 27.Военная проза конца 1950х-1980х годов(Бондарев,быков,Бакланов,Кондратьев,Ананьев,Васильев,Богомолов).
- 29.”Деревенская проза”(белов,Абрамов,Распутин,астафьев,шукшин,Можаев).
- 30.Тво-во в.Г.Распутина.
- 31.Драматургия 1960-2000 х(Погодин, Арбузов, Рощин, Розов, Володин, Пресняковы).
- 32.Своеобразие творчества а.Вампилова.
- 33.Поэзия 1960-1980.Страшее поколение и поколение 1960х. Третья волна эмиграции (1960-1980 годы)
- 34.Поэзия в.Высоцкого.
- 35.Лирика и поэмы а.Вознесенского.
- 36.Поэзия н.Рубцова.
- 37.”Возвращенные имена” и их влияние на литер.Жизнь последних десятилетий.
- 38.Литер.Эмиграция третьей волны.
- 39.Творчество а.И.Солженицына.
- 40.Лагерная проза.