logo search
Курсовая работа(old)

Психологизм и его формы

В любом художественном произведении писатель говорит о человеке, о его внутреннем мире – о чувствах и переживаниях. От мастерства писателя зависит степень проникновения во внутренний мир личности. Называть какое-либо чувство персонажа, но не исследовать причины это чувства, его глубину и оттенки не есть психологизм. «Глубокое проникновение во внутренний мир героя, подробное описание, анализ различных состояний его души, внимание к оттенкам переживаний называется психологизмом»1. Психологизм как метод появился в литературе во второй половине XVIII века. Это было характерно как для западноевропейской литературы, так и для русской. Его истоки в сентиментализме, когда были особенно популярны эпистолярные и дневниковые формы. В русской литературе примером может служить повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», где автор даёт подробное описание душевных переживаний героини.

В начале XX века З. Фрейд и К. Юнг разрабатывают основы глубинной психологии личности, раскрывают сознательное и бессознательное начало. Их труды не могли не повлиять на литературу. При анализе эпического произведения в первую очередь обращают внимание на психологизм, т.к. именно здесь у писателя большие возможности найти средства изображения внутреннего мира героя. Психологизм может иметь различные формы и приёмы.

Суммарно-обозначающая форма подразумевает наряду с прямыми высказываниями персонажей речь повествователя, комментарий реплик героя, его поступка, через это раскрытие истинных мотивов поведения действующих лиц. Например, диалог Базарова с мужиком: «Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность Росси, от вас начнётся новая эпоха в истории, - вы нам дадите и язык настоящий и законы». «Увы! Презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был всё-таки чем-то вроде шута горохового», - оценка Тургенева.

Косвенный психологизм – изображение писателем только особенностей поведения, речи, мимики, внешности героя. Приёмы этой формы: детали портрета, пейзажа, интерьера. Примером может быть роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Автор обращает внимание на глаза Печорина: «Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»2, сообщает читателю о возрасте, приблизительном складе характера, социальном положении героя. Это осторожные намёки автора, но они оправдываются, когда автор переходит к прямому типу психологизма.

К приёмам психологизма относится умолчание. «Подробно анализируя поведение персонажа, писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о переживаниях героя и тем самым заставляет читателя самого проводить психологический анализ». В своём романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев пишет, что смерть жены – страшный удар для Николая Петровича. «Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хоть немного развеяться…но тут настал 48-й год»3. Автор заставляет читателя понять, почему Николай Петрович остался в России. Это было время революций в Европе.

Прямой тип психологизма – показ писателем героя «изнутри», проникновение в его сознание, душу. К формам прямого психологизма относится речь героя (прямая: устная, письменная; косвенная; внутренний монолог), его сны. «В художественном произведении речам персонажей обычно отводится значительное место, но психологизм возникает только в том случае, когда персонаж подробно говорит о своих переживаниях, излагает свои взгляды на мир». М.Ю. Лермонтов переходит к прямой форме психологизма. Это дневники самого Печорина, где он глубоко и полно раскрывает свою душу, взгляд на отношения между людьми: «А что такое счастье? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашёл бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло…идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности»4

Внутренний монолог отличается от потока сознания, когда «мысли и переживания героя хаотичны, никак не упорядочены, логическая связь совершенно отсутствует, связь здесь ассоциативная». Как изобразительный литературный приём – это прямой пересказ душевной жизни, без анализа причин и следствий.