logo
Курсовая работа(old)

Психологизм в творчестве и.А. Бунина

Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» не может рассматриваться как биография писателя. На это указывает, а частности, преподаватель Томского университета А.А. Ачатова. Её высказывания я буду приводить, анализируя психологизм автора в создании образа Алексея Арсеньева.

В романе Бунин ставит проблему пробуждения и становления личности человека творческого, художника по его биологическим и психическим качествам. « "Жизнь Арсеньева" - автобиография вымышленного лица – через лирическую исповедь пятидесятилетнего писателя». На взаимопроникновение психологий самого художника и его героя указывал М. Пришвин. В романе мысли, чувства ребёнка, подростка, юноши – начинающего писателя – показаны в свете уже немолодого писателя Бунина. Действие романа протекает как бы в трёх временных плоскостях: в прошлом, настоящем, вневременном плане некой вечности, неподдающейся событийному охвату. Это присутствует лишь в мыслях и чувствах героя. Главный предмет изображения – его внутренняя жизнь, поэтическое восприятие действительности.

«У нас нет чувства своего начала и конца»8. Так говорит Бунин устами своего героя Алексея Арсеньева, начиная раскрывать его внутренний мир. Мальчик с трепетом смотрит на родовой герб, рыцарские доспехи, латы и шлем с страусовыми перьями. Его предки из поколения в поколение наказывали друг другу «помнить и блюсти свою кровь: будь достоин во всём своего благородства»(с.200). В этом, наверное, и есть биологические истоки формирования творческой личности.

Первые впечатления детства у Алексея Арсеньева связаны не с людьми, животными, событиями, а с образной картиной: «Я помню большую, освещённую предосенним солнцем комнату, его сухой блеск над косогором, видным в окно на юг…Только и всего, только одно мгновенье» Если у большинства детей было беззаботное детство, то Алёша называет своё младенчество печальным. Он рос в «великой глуши». Глубина неба, даль полей вызывали мечту и тоску. Ребёнок в обычном видит необычное. В его сознании творчески оформляется увиденное. «Маленький герой Бунина необычен, его внимание привлекают такие детали, которые передают особую утончённость мироощущения», - такую оценку даёт А.А. Ачатова.

Во время путешествия в «заповедную страну, которая называлась городом, мальчик создаёт фантастический образ страшного разбойника, увидев мужика-лесоруба на склоне дубового кустарника. На лице арестанта за решёткой он впервые точно угадал состояние человека – тоску одиночества и мрачную мечту.

В сознании ребёнка сначала появляются предметы, впечатления от окружающего мира. Потом появляются самые близкие люди: мать, отец, нянька. Мать для него была «совсем особым существом среди прочих, нераздельным с моим собственным…». Мальчик говорит, что он почувствовал её, вероятно, тогда же, когда и себя самого…» (с.206). Бунин не случайно употребляет это слово – почувствовал. Именно на этом основано мировосприятие творческой личности.

Ребёнок «не только заметил и почувствовал отца, его родное существование, но и разглядывал его, сильного, бодрого, беспечного, вспыльчивого, но необыкновенно отходчивого, великодушного…» (с.205). Будучи уже взрослым, Алексей Арсеньев говорит об отце: «когда вспоминаю отца, всегда чувствую раскаяние – всё кажется, что недостаточно ценил и любил его» (с.405) . Отец соединял в себе живое сердце, быстрый ум, «душевную простоту характера и внутреннюю сложность его». Такую оценку даёт двадцатилетний поэт и говорит о своей душе – соединение скорби и молодости.

«С матерью связана самая горькая любовь всей моей жизни. Всё и все, кого мы любим, есть наша мука – чего стоит этот вечный страх потери любимого! А я с младенчества нёс великое бремя моей неизменной любви к ней – к той, которая, давши мне жизнь, поразила мою душу именно мукой…» (с.206). Слёзы на глазах матери, горестные песни из её уст сыграли немаловажную роль в формировании творческой личности.

Вместе с нежностью по отношению к близким людям в романе звучит грусть, вызванная страхом потери их. «Все, кого любим мы, есть наша мука – чего стоит один этот вечный страх потери любимого!»(с.207). Так у Алёши возникают рассуждения о смерти. Вместе с этим он приобретает «веру в бога, понятие о нём, ощущение его»(с.216). В сознании мальчика появляется картина, которая подтверждает это: лампадки, чёрные иконы в серебряных и вызолоченных ризах в спальне матери. Мальчик рассуждает о бессмертии души: «…невзирая на смерть, у каждого из нас где-то в груди душа и что душа эта бессмертна». Но он со страхом чувствует, «что на земле все должны умереть». Это чувство проявляется в поведении Алёши во время Великого поста и Страстной недели. Вид часами молящейся перед иконами матери говорил ему о том, что её душа полна любви ко всем»(с.218), о чувствах, которые нельзя выразить.

Первые страшные для Алёши слова «мёртвое тело» прозвучали, когда погиб пастушонок Сенька. Мальчик объясняет, почему эти новые слова были для него страшными: «значит я их уже знал когда-то?»

А. А. Ачатова отмечает: «На протяжении рома жизненный путь Арсеньева, ребёнка и взрослого, много раз пересекает линия смерти». Это позиция Бунина, для которого смерть – таинственный и естественный процесс жизни. Алёша пережил смерть сестры Нади, бабушки, родственника Писарева. Но каждый раз мальчик чувствовал сладкую и горькую грусть и с ещё большей жаждой радовался своему земному существованию. Так же и для Бунина: «сам процесс жизни на земле – непостижимое и высшее счастье». Надя для героя превратилась в прекрасное воспоминание. Во время похорон Писарева Алёша чувствует солнечное тепло и видит чистую юную Анхен в новом батистовом платьице. Уже с этих лет мальчик поэтизирует жизнь, ощущает прелести земного бытия. Для мальчика «истинный, бескорыстный поэт» - дворовый слепой Герасим, наслаждавшийся перекличкой перепелов, «разносимой по полям теплым ветром».

Но сам по себе ребёнок, даже с такими природными задатками, не смог бы стать творческой личностью, поэтом, художником. В его детской жизни появился учитель Баскаков. «“Дон-Кихот”, по которому я учился читать, картинки в этой книге и рассказы Баскакова о рыцарских временах совсем свели меня с ума» (с.224). Мальчик не просто постигал рассказы, мир Робинзона, он жил жизнью этих рыцарей и путешественников. «Пушкин поразил меня своим колдовским прологом: “К Руслану”» (с.307).

Арсеньев признаёт, что в отроческие годы он жил жизнью вымышленной. Ачатова делает вывод: «Бедность и однообразие окружающей жизни усиливает в ребёнке тягу к необычному, яркому. Эта жажда необычного яркого заставляет по-особому воспринимать мир, описанный в книгах». Жить жизнью литературных героев – это уже процесс творчества. Это для мальчика было таинством и затягивающим колдовством.

Но ведь были какие-то важные причины природного восприятия мира ребёнком? Бунин указывает на эти причины. Во-первых, «…родился и рос, повторяю, совсем в чистом поле, которого даже и представить не может европейский человек. Великий простор, без всяких преград и границ, окружал меня…только поле да небо видел я» (с.229). Только природа окружала его, что обостряло осязание, слух, зрение.

Во-вторых, ребёнок как бы родился в прежнем мире, был частью своего древнего рода, т.е. он обладал «атавистической памятью». В-третьих: «Рос я среди крайнего дворянского оскудения». Герой задаёт вопрос: «И почему вообще случилось то, что случилось с Россией, погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок?» (с.230). Это же случилось с семьёй Арсеньева. Герой говорит, что из всех родных он может понять только мать «с её слезами, грустью, постами и молитвами». «Благородный, великодушный, но беспечный, как птица небесная, отец» промотал имение. Брат Николай бросил гимназию, брат Георгий все каникулы проводил за чтением Лавровых и Чернышевских. И только Алексей «почувствовал весь ужас и всю низость подобного будущего» (с.231).

В усадьбе Арсеньевых у Алёши не было сверстников. С младшей сестрёнкой он не мог делиться своими наблюдениями. Окружающий его мир был узок и однообразен. Но во время поездки в город, в гимназию, он увидел большие дороги, почувствовал их поэзию, «увидел» маленький, но заносчивый паровозик, уносящийся в город. Но не это поразило его воображение, а слова отца, что «вороны живут по несколько сот лет». В сознании мальчика возникает мысль, что этот ворон жил ещё во времена нашествия Мамая. Возникает связь с былым. «Несомненно, что именно в этот вечер коснулось меня сознанье, что я русский и живу в России…Я вдруг почувствовал эту Россию, почувствовал её прошлое и настоящее, её дикие страшные и всё же чем-то пленяющие особенности и свое кровное родство с ней…» (с.244)

Чувство прошлого и настоящего России, родины Алексея Арсеньева, ещё нельзя назвать патриотизмом. Н. И. Волынская в научном докладе : «К проблеме героя в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»» отмечает: «Патриотизм его весьма ограничен: о настоящем и будущем России, о путях её общественного развития он не задумывается». Герой далёк от поэтической борьбы в России, видит изнурительный труд крестьян, но его привлекает лишь поэзия работы в поле, «прелесть пахоты, косьбы, очарование в звуки натачиваемой косы». Свою работу в поле Алексей называет добровольной каторгой и засыпает с блаженной мыслью: «завтра опять косить!». Герой живёт жизнью деревенских работников, но неожиданно приходит известие о том, что он попал в один из важных петербургских журналов. « Нет, сказал я себе, потрясённый…довольно с меня этой риги, пора опять за книги…» (с.314) Пейзаж выражает состояние героя: «В поле было грустно, пусто, холодно, неприветливо, а какой бодростью, какой готовностью к жизни и верой в неё полна была моя юная, одинокая душа!»(с.314)

Поводом для серьёзных размышлений о себе послужил разговор со скупщиком хлеба Балавиным, который отметил хороший талант юноши и подтолкнул к самоанализу своего творчества и «вхождению в жизнь с прекрасным упованьем».

Арсеньев приходит к выводу, что «жизнь – смена дней и ночей, дел и отдыха, встреч и бесед, удовольствий и неприятностей, иногда называемых событиями; есть беспорядочное накопление впечатлений, картин, образов; есть непрестанное течение несвязных чувств и мыслей…вечное ожидание не только счастья, но и полноты его…»(с.333)

Это философия Арсеньева, а что у него есть в жизни? Герой лишён чувства собственности: приют всех его мечтаний – старая угловая комната с гниющими подъёмными рамами. Отец сказал про него: «что ждёт тебя, один бог ведает!» (с.335). Он больше всех думает об Алексее, потому что у него, кроме его прекрасной души, ничего нет. Слова отца: «призвание Алексея не гражданское поприще, не мундир и хозяйство, а поэзия души и жизни» (с.278).

Как указывает Н.И. Волынская, в жизни Арсеньева много места занимает любовь, но он не встретил женщину, которая бы захватила его целиком, отодвинув на второй план жажду творчества. Анхен пробудила в нём нежность, любовь к миру, к душевной человеческой красоте. Она осталась в его сознании легендой. Полностью поглотила его душевные и телесные силы крестьянка Тонька. Разлуку с ней Арсеньев воспринял как чудесное исцеление, возвращение к жизни, к творчеству. Казалось бы, в Лике он нашёл свой идеал, но здесь победила жажда творчества. Он искал не только счастья, но и свободы.

Алексей не такой, как все. Он не так, как все, воспринимает все явления и события. Он необыкновенно наблюдателен и обладает тонким слухом и острым зрением: «..зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах», «слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле», умел отличить «запах росистого лопуха от запаха сырой травы» (с.277). Эти качества позволяли ему различать в природе, людях, животных, самых обычных вещах тонкие, еле уловимые нюансы.

Поэтому Алексей понимал и чувствовал красоту и поэзию в произведениях Пушкина, Гоголя, Толстого. Но свободолюбивые мотивы и сатирическое изображение жизни не затрагивали его мысли. В творчестве Лермонтова юноша восторгается горами Кавказа, морской синевой. Социальные мотивы, которые волновали всё русское общество, начинающему писателю были непонятны. Для него главное в процессе творчества – чувственное, конкретное видение действительности, затем анализ этих чувств и его реакция. Справедливо, что писателю необходимо хорошо знать жизнь, но нельзя игнорировать общественные явления. «И всё-таки больше всего я был с Пушкиным». «Пушкин был для меня в ту пору подлинной частью моей жизни» (с.307).

В докладе Н.И. Волынской сказано: «Непосредственная связь героя с явлениями внешнего мира, по мысли Бунина, должна больше интересовать художника, чем сам психологический процесс, «история души человеческой».

В романе личность героя выдвинута на первый план, показаны переживания Арсеньева, вызванные жизненными обстоятельствами: грусть, печаль по поводу разорения его семьи, распада дворянского усадебного быта. Бунин предпочитает использовать косвенный психологизм: внутренний мир героя показан через внешние связи. В основном герой показан через восприятие природы. Можно сказать, что природа тоже действующее лицо романа, причём равноправное с героем.

Но я не могу согласиться с Н.И. Волынской, что в образе героя «нет того, что принято называть “Диалектикой души” », что герой почти не меняется. Ребёнком он впитывал в себя то, что видел. Окружающее складывалось в его сознании в прекрасные картины. Будучи отроком, он стал разбираться в том, что видел и воспринимал. Гимназист Алёша Арсеньев сделал вывод: «…мальчиком я уже не был. Я быстро рос душевно и телесно» (с.264).

Далее он сам оценивает состояние своей души: « Я поэт, художник, а всякое искусство, по словам Гёте, чувственно». В конце повествования Арсеньев признаёт: «На всё я смотрел теперь другими глазами» (с.455).

Бунин считал, что писатель должен избегать подробного душевного состояния, внутренних переживаний героя. В романе нет внутренних монологов, почти нет прямой речи, нет подробного анализа душевной жизни. Это можно объяснить тем, что весь роман написан в виде монолога – воспоминания взрослого героя о прошлом. Большую роль в романе играет такая деталь косвенного психологизма, как портретные характеристики, которые помогают читателю составить впечатление о человеке. Например, Алёша заметил себя в зеркале в возрасте семи лет: высокий, стройный, худощавый мальчик с живым выражением лица. Читатель имеет представление, что герой «быстро рос душевно и телесно» по портрету гимназиста третьего класса: «…рост мой почти равен росту среднего прохожего, стройность да тонкость и свежесть безусого лица отличают меня от этих прохожих» (с.264). Алёша испытал тайный восторг и почувствовал красоту, юность, счастье брата Николая и его возлюбленной Сашки. «Она высокая, худощавая, ещё совсем почти девочка, тонколикая…он загорелый, чистый, юный, смотрел на неё сияющими глазами» (с.214).

Учитель Баскаков, человек сложной судьбы, поселял в Алёше противоположные чувства и представления. Он дал понятие мальчику о «людской низости и жестокости» и о «прекрасных и благородных страстях человеческой души» (с.221). О тяжёлых душевных переживаниях этого человека Алёша понял по его внешнему виду: «…глаза у него были рачьи, близорукие и всегда красные, какие-то огненно-карие, выраженье лица поражало своей напряжённостью» (с.222).

И.А. Бунин ставил своей задачей создать обобщённый образ рождающегося художника. Этим объясняется особенность психологизма в романе. Герой очень быстро взрослел, потому что события детства, отрочества, юности и взрослости спрессованы. Своеобразие психологии ребёнка не показано, потому что повествование идёт с позиции взрослого человека. «Показывая, как реагирует ребёнок на окружающее, взрослый герой стремится философски осмыслить изображаемое» (Н.И.Волынская)

Светлым надеждам и планам Арсеньева не суждено было сбыться. Постаревший герой с горечью замечает: «нет ничего опаснее излишнего доверия к судьбе» (с.342).