Тема любви в творчестве поэтессы
В начале своего творческого пути Ахматова примкнула к одному из литературных течений - акмеизму, которое возникло в десятые годы XX века как бунт против символизма. (Акмеизм - от греческого слова, означающего острие копья.) Акмеисты (Мандельштам, Зенкевич, Городецкий, Нарбут, Гумилев, Ахматова и др.) провозглашали завершенность и заостренность поэтической формы; мистическим символам символистов они вернули земное содержание; музыкальности и певучести их стихов ("звонам-стонам, перезвонам"), певучести и изысканности их речи противопоставили конкретное, точное слово.
В этот ранний период творчества Ахматовой основная тема ее лирики - любовь. Ее стихи исполнены особой прелести и тонкой грации. Она умеет двумя-тремя внешними чертами подчеркнуть всю глубину, весь скрытый трагизм внутренних переживаний:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки…
Внутреннее смятение героини передается через внешнее, через "язык вещей". Любовь в стихотворениях Ахматовой - это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу реальных жизненных причин тронутое печатью облагораживающего страдания. Новым и редким было то, что устами Ахматовой заговорила женщина о своих чувствах и переживаниях. "Это поэзия, чуждая жеманства, игры в чувство, мелочных переживаний, флирта, бездумной "бабьей" ревности и тщеславия, душевного эгоизма. Владений этой поэзии не касается даже тень пошлости - многоликого и страшнейшего врага любовной лирики…" - говорил о ней Твардовский.
Свое волнение и поэтическую одухотворенность первого свидания Анна Ахматова сумела выразить через точные реалистические детали в раннем стихотворении "Вечером":
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса -
Ты первый раз одна с любимым".
Однако уже в самом начале творческого пути Анны Ахматовой наиболее проницательные почитатели ее поэзии заметили, что "широко открытые глаза на весь милый, радостный и горестный мир" наполняют ее стихи предощущением трагедии, а после выхода сборника "Четки" уже стало ясно, что в "настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России.
К этому времени она уже обрела большую известность, "на литературных вечерах, - вспоминает ее современница, - молодежь бесновалась, когда Ахматова появлялась на эстраде".
Ею нельзя было не восхищаться. Вот как пишет о ней наш великий современник, лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский, которого Ахматова "заметила" и "благословила", как когда-то Державин - Пушкина: "Такие поэты, как она, просто рождаются. Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души".
Божественная неповторимость личности в данном случае подчеркивалась ее потрясающей красотой. От одного взгляда на нее перехватывало дыхание. Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятно гибкую, с бледно-зелеными глазами снежного барса, ее в течение полувека рисовали, писали красками, ваяли в гипсе и мраморе, фотографировали многие и многие, начиная с Амадео Модильяни. Стихи, посвященные ей, составили бы больше томов, чем все ее сочинения.