2.3 Классификация глаголов говорения по А.А. Зализняк
глагол говорение довлатов текст
Следует упомянуть также работу А.А.Зализняк « Глагол говорить : три этюда к словесному портрету» Она выделяет:
А) перформативные глаголы: ПРОСИТЬ, СООБЩАТЬ, ОБЕЩАТЬ и др.,
Б) глаголы, которые описывают разнообразные типы речевых действий: СПРАШИВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, УГОВАРИВАТЬ и др.,
В) эмоциональные: ВОСХИЩАТЬСЯ, ВОЗМУЩАТЬСЯ и др.
Г) компонент «говорить» входит в некоторые другие глаголы (например, РАСКОЛОТЬ),
Д) глаголы, описывающие разнообразные способы говорения. В этой группе выделяется несколько типов глаголов,в зависимости от того, чего касается специфика способа говорения:
от акустических аспектов произнесения текста: БАСИТЬ, ТАРАТОРИТЬ, ТРЕЩАТЬ и др., а также сочетания глаголов с наречиями : ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ТИХО, БЫСТРО, ТИХИМ ГОЛОСОМ и т.д.
от содержательных характеристик: ШЕПНУТЬ, ТВЕРДИТЬ, БРЕДИТЬ и др.
способ говорения может характеризовать внутреннее состояние субъекта или отношение его к адресату речевого действия: КРИЧАТЬ, ОРАТЬ, ГОРЯЧИТЬСЯ и др.
А также глаголы, где способ говорения включает одновременно акустическую характеристику речи и выражение некоторого внутреннего состояния или отношения к адресату: БРЗЖАТЬ, ВОРЧАТЬ, ШИПЕТЬ и др.
Таким образом, А.А. Зализняк не только выделяет отдельные классы глаголов, в толкование которых входит глагол «ГОВОРИТЬ», но и приводит слова, с которыми эти глаголы могут сочетаться.
Классификация Л.М. Васильева более полно отражает глаголы говорения для произведения С.Довлатова «ЗОНА».
3. Информация в предложениях с глаголами речи
В составе предложения глаголы говорения выражают информационный процесс. Важнейшим семантическим свойством этих предложений является выражение разных типов информационного процесса.
В работе Т.П.Ломтева «Конституенты предложений с глаголами речи» говорится о том, что информация может быть:
Адресованной - предложение содержит имя говорящего лица (адресант) в форме именительного падежа и имя лица , получающего информацию (адресат) в форме дательного падежа , например:
«…торжественно произнес капитан и остановился… «
(Егоров - Кате) с. 112
Неадресованной -в предложении имеется имя адресанта, но отсутствует имя адресата, например:
«Он уже не мог произнести: - Тигр идет!» (Кунин) с.64
При наличии в предложении адресанта и адресата между ними могут возникнуть следующие отношения:
несимметричные - адресант и адресат не меняются ролями, например: «Фидель молча слушает, затем наклоняется к женщине и что-то шепчет…» (жене Купцова) с.95
симметричными - информационный процесс , в котором его участники взаимно обмениваются сведениями, каждый из которых попеременно является то говорящим , то слушающим.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАГОЛОВ ГОВОРЕНИЯ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ С. ДОВЛАТОВА «ЗОНА»
В данной части работы будут рассмотрены глаголы речи, употребляемые автором . сначала следует привести характеристику наиболее употребляемых глаголов речи.
Проанализируем каждый глагол в отдельности.
Наиболее часто встречающийся глагол говорения в повести - это СКАЗАТЬ. В тексте он встречается 63 раза.
« -Кончайте базарить-, сказал верзила Герасимчук» (Фиделю и Алиханову) с.65
Разновидностью глагола СКАЗАТЬ является глагол РАССКАЗАТЬ. Он встречается всего 3 раза. «…Он (Пахапиль) рассказывал (медсестре) с.76
Глагол ГОВОРИТЬ встречается в тексте 44 раза. Например,
«…я говорю с порога…» (В бараке) с.90
Часто глагол ГОВОРИТЬ употребляется с приставками.
«Он прижал стекло к губам и тихо выговорил:-Сеанс!…» (Енин) с.51
«Алиханов заговорил с ним (с Петровым)». С.60
Глагол СПРАШИВАТЬ, относящийся к глаголам, описывающим разнообразные типы речевых действий , в тексте всречается21 раз.
«…спросил у него (у ЕГОРОВА) запоздалый прохожий…»с.113
Часто глагол СПРАШИВАТЬ употребляется с наречиями:
«…тихо спросил Егоров Катю»,с.116
Глагол КРИЧАТЬ обозначает не только акт говорения, но и его особенности (по В,И.Кодухову). В тексте этот глагол встречается 20 раз. «…Я бы даже крикнул под общий смех…» (размышления автора) с.90.
Несколько раз глагол КРИЧАТЬ употребляется с приставками:
«…выкрикивал Борташевич…»(Егорову) с.108
«Оковы тяжкие падут!- закричал фарцовщик белуга» с.56
Глагол ПРОИЗНОСИТЬ встречается 19раз.
«Купцов произнес медленно властно и строго…» с.94.
Глагол ОТВЕЧАТЬ в тексте встречается 15 раз. «…ответил Густав , краснея…» (Пахапиль - Фиделю) с.83
Глагол ШЕПТАТЬ в тексте встречается 3 раза.
«…Фидель молчит,затем наклоняется к женщине и что-то шепчет…» (жене Купцова) с.95
Глаголы со значением эмоционального отношения: УСМЕХАТЬСЯ
В тексте 6 раз. «…усмехнулся Ероха …» (Замараеву) с.104,106
Глагол ЗАМЕТИТЬ встречается в тексте 5 раз.
«-Жизнь продолжается, даже когда ее , в сущности нет-, философски заметил Адам.» С. 56
Глагол ВЕРИТЬ с приставками в тексте 4 раза.
«Старшина Евченко уверял , что мороз отрезвит их.» (роту) с.63
«-_Попадешь,- заверил его (Фиделя) Алиханов» с.63
Глагол НАЧИНАТЬ в тексте - 3 раза.
«- Я был … струной концерта войны,- начал полковник Мар.»с.45
Эмоционального действия глагол РАССЕРДИТЬСЯ встречается в тексте 3 раза. «-Тоже мне, доцент! -, рассердился Воликов…» (на Фиделя) с.64
Усиливает эмоциональную окраску глагол ВОСКЛИКНУТЬ. В тексте он используется 3 раза. «_ Чтоб я так жил!-, воскликнул Лейбович» с. 54
Для характеристики речи персонажа использует автор глаголы КОМАНДОВАТЬ и ПРИКАЗЫВАТЬ. В тексте их 4.
«- Отставить,- скомандовал Кунин.» (участникам игры) с.64
«… приказал я (Купцову), стоя в двух шагах» с.99
Глагол ДУМАТЬ встречается в тексте 4 раза , в основном, для характеристики Кати и Алиханова
«Боже, куда я попал?!-, думал он (Алиханов) с.65
Глаголы ДОБАВЛЯТЬ , ПОВТОРЯТЬ, ПРОДОЛЖАТЬ встречаются в тексте по 2 раза.
«… иногда Пахапиль добавлял…» с. 77
«- Сеанс!.- повторил Енин» с. 52
«.. он (Замараев) продолжал (Ерохину) с. 103
Глагол ОТКЛИКНУТЬСЯ встречается 2 раза.
«- Прокурор таки делает выводы,- откликался зека Лейбович» с.54
Глагол ЗАПЕТЬ в тексте 2 раза.
«.. карманник Чалый, увидев меня, нарочито громко запел..» с.98
Единично встречаются в тексте такие глаголы, как:
ПОДТВЕРДИТЬ « -В элементе,- подтвердил Мурашка».с.56
ЗАБЕСПОКОИЬСЯ, ВОЗМУТИТЬСЯ, УНИМАТЬСЯ , ОГЛАСИТЬ, ПРОСИТЬ, УОМОЛЯТЬ,ШИПЕТЬ «- СВП,- шипели зеки,» с.53
ОТОЗВАТЬСЯ, КОНСТАТИРОВАТЬ «_ Чудеса- первым констатировал Адам» с. 54, БОРМОТАТЬ, МЕЧТАТЬ, РАСТЕРЯТЬСЯ, ПОКЛЯТЬСЯ «-Зуб даю,- коротко поклялся Чалый» с.54
ОТЧЕКАНИТЬ, ЖАЛОВАТЬСЯ, ВЫРУГАТЬСЯ, ТРУБЯТ
«Пускай злопыхатели… трубят насчет конфликта отцов и детей»
(Мар - солдатам) с.45
ТЯНУТЬ, ОБОРВАТЬ «- Это даже хорошо,- оборвал подполковник. С точки зрения братского интернационализма.» С.47
ТЯНУТЬ « Ленька Матыцын затянул старый воровской гимн» с. 61