"Абсурдная" драма во Франции

курсовая работа

Глава 1. Понятие «Театр абсурда»

Что такое абсурд? Даже представители абсурдистского направления не могли точно ответить на этот вопрос.

Существует несколько терминов для обозначения нереалистического течения в европейской драматургии середины прошлого столетия. Некоторые из этих понятий узкого объема - «театр абсурда», «антитеатр», «театр насмешки»; иные слишком широко - «новый театр». Однако ни одно из них не является абсолютно исчерпывающим, полно описывающим природу данного явления в литературе.[4,с.135] Абсурд вокруг нас. Это наша жизнь.

Термин «театр абсурда» ввел Мартин Эсслин в 1962 году, желая дать название драматургии с алогичным бессмысленным сюжетом, представляющей зрителю совмещение несовместимого. Многие литературоведы XX века видели истоки жанра в авангардистских литературных и философских направлениях, в частности в дадаизме. Главными основами дадаизма были пропаганда бессистемности и отрицание каких бы то ни было эстетических идеалов. Театр абсурда как раз и стал новой, разрушающей театральные каноны силой, не признававшей никакие авторитеты.

В послевоенную эпоху появилось новое ощущение свободы и желание избавиться от тоталитарного гнета. Театр абсурда бросал вызов не только культурным традициям, но и в какой-то степени политическому и социальному строю.[6]

У истоков театра абсурда стояли три французских и один ирландский автор - Эжен Ионеско, Жан Жене, Артюр Адамов и Сэмюэль Беккет. Произведения каждого из них отличаются своеобразием и яркостью, однако их связывают общие черты, характерные для каждого абсурдистского произведения.

Слово «абсурд» слишком сильно: невозможно назвать что бы то ни было абсурдным, если нет четкого представления о том, что не абсурдно, если не знаешь смысла того, что абсурдом не является.

Мы хотели вывести на сцену и показать зрителям само экзистенциальное существование человека в его полноте, целостности, в его глубоком трагизме, его судьбу, то есть осознание абсурдности мира. Ту самую историю, «рассказанную идиотом». Говорил Эжен Ионеско в одном из своих выступлений. [7]

Действительно, персонажи этого театра, ни трагические, ни комические, они -- смешные. У них нет каких бы то ни было трансцендентальных или метафизических корней. Они могут быть только паяцами, лишенными психологии, во всяком случае, психологии в том виде, как ее до сих пор понимали. И тем не менее они, конечно же, станут персонажами-символами, выражающими определенную эпоху.[7]

Абсурдная драма заражает читателя какой-то физической тревогой, ощущением бессмысленности жизни. Дочитывая пьесу, вы испытываете особое эстетическое воздействие, которое здесь можно назвать отрицательным.

Поэтический мир, та сфера прекрасного, в которой отраженно сияет реальное, в экзистенциалистской пьесе исчезли. Мир этой пьесы отталкивает вас. Он холоден, его нестройность обнажена, он в полном смысле слова отчужден от человеческого сознания.[3]

Эта цитата Ионеско является наиболее полно отражающей весь смысл появления и существования такого направления как «абсурдная» драма: «Я так и не знаю толком, что означает слово «абсурд», за исключением тех случаев, когда оно вопрошает об абсурде; и повторю, что те, кто не удивляются тому, что существуют, кто не задают себе вопросов о бытии, кто полагают, что все нормально, естественно, в то время как мир прикасается к сверхъестественному, эти люди ущербны. Я не знаю, стоит ли их жалеть, нужно ли приходить от них в изумление или радоваться за них. Но способность удивляться вернется, вопрос об абсурдности этого мира не может не вставать, даже если на него и нет ответа. Жалеть следует тех, кто живет сиюминутной пользой, рутиной, политикой, в то время как мы должны преклонять колени перед непостижимым. Или, по крайней мере, необходимо было бы задуматься над сущностными проблемами….Но попробуем вознестись хотя бы мысленно к тому, что не подвержено гниению, к реальному, то есть к священному, и к ритуалу, это священное выражающему -- и обрести которое можно без художественного творчества. [7]

Делись добром ;)