Введение
«Симплициссимус» - это ярчайший образец немецкого романа XVII века, роман автобиографический, поэтому есть все основания для того, чтобы вспомнить некоторые моменты из жизни автора этого произведения.
Ганс Гриммельсгаузен родился в 1622 году (по некоторым данным в 1621) в местечке Гельнхаузен, в семье крестьянина. В возрасте десяти лет был похищен проходившими гессенскими солдатами, участвовал в Тридцатилетней войне; служил денщиком, затем мушкетером в протестантских войсках; по окончании войны с 1648 года странствовал по Европе, поступил на службу к епископу страсбургскому Францу Эгону фон Фюрстенбергу.
В 1667 году Гриммельсгаузен был назначен деревенским старостой в деревне Ренхен в Баденском княжестве. Оказавшись на этой должности, занялся литературным трудом, стремясь изложить свой бродяжнический и военный опыт.
Именно в результате этого в 1668 году свет увидел автобиографический роман о Симплициссимусе, созданный по образцу испанского плутовского романа. Роман описывает приключения Симплициссимуса в условиях опустошительной Тридцатилетней войны.
Проблеме романа воспитания посвящена обширная литература, в которой рассматриваются вопросы генезиса этого жанра, его специфики как романа различных литературных эпох (эпоха Просвещения, Романтизма, реализма XIX века, литература XX века).
В качестве теоретического материала нами были использованы работы немецких исследователей романа воспитания Рольфа Зельбманна, Карла Моргенштерна, Вильгельма Дильтея и другие, в которых исследуется теория жанра романа и рассматривается сам термин «роман воспитания». Были использованы также работы отечественных ученых: М. Бахтина, А. Морозова, Б. Пуришева, А. Диалектовой и др.
Творчество Гриммельсгаузена представляет собой художественный синтез всего предшествующего развития немецкой повествовательной прозы и разнообразных иноязычных литературных влияний, прежде всего испанского плутовского романа. Романы Гриммельсгаузена -- яркий пример своеобразия немецкого барокко.
Книги Гриммельсгаузена, пережив краткий период успеха у своих современников, в эпоху Просвещения были почти полностью забыты, хотя великий Лессинг выделял их как живую часть наследия немецкой литературы XVII столетия. Подлинное возрождение интереса к творчеству Гриммельсгаузена произошло в эпоху романтизма. Л. Тик, А. Арним, К. Брентано, И. Эйхендорф, братья Гримм были восторженными почитателями тогда еще анонимного автора «Симплициссимуса». Они заимствовали у него темы, мотивы, образы и развивали их в своих произведениях. Немецкие романтики вызвали к жизни многочисленные исследования о творчестве Гриммельсгаузена.
Своеобразным памятником Гриммельсгаузену явилось основание в 1896 г. в Мюнхене сатирического журнала «Симплициссимус», в котором сотрудничали Т. Манн, Я. Вассерман, К. Гамсун. Выдающиеся представители немецкой литературы XX в. (Т. Манн, Б. Брехт, И. Бехер, Г. Гессе) видели в Гриммельсгаузене великого народного немецкого писателя и признавали огромную силу воздействия романа «Симплициссимус» на современного читателя. Всемирно известной стала антифашистская и антивоенная драма Бертольда Брехта «Матушка Кураж и ее дети» (1941), прообразом главной героини, которой послужил персонаж романа Гриммельсгаузена. Многие представители нового поколения прогрессивных писателей ГДР и ФРГ, пришедшие в литературу после второй мировой войны, считают Гриммельсгаузена своим литературным учителем (Г. Кант, М.-В. Шульц, Г. Грасс). Роман Гриммельсгаузена «Симплициссимус» по праву занимает место в одном ряду с выдающимися шедеврами всемирной литературы.
Романы Гриммельсгаузена нашли в конце XVII в. не только восторженных почитателей, но и подражателей. Появляются интересные романы - «симплициады», авторы которых берут за образец роман «Симплициссимус»: «Всесветский симплицианский зевака, или Затейливый Ян Ребху» (1677--1679) Иоганна Беера, «Венгерский или Дакийский Симплициссимус» (1682) Даниеля Шпеера и другие.
Целью квалификационной работы является исследование романа Г. Гриммельсгаузена "Симплициссимус" как романа воспитания.
Задачи: 1) Проследить становление и формирование романа воспитания; 2) Рассмотреть предпосылки рождения романа воспитания в Германии; 3) Изучить особенности немецкого романа воспитания.
Структура: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава "Роман воспитания как теоретическая проблема" посвящена изучению романа воспитания как теоретической проблемы, исторических, литературных и философских предпосылок зарождения романа воспитания. Во второй главе "Симплициссимус: проблемы и характеры" исследуется специфика немецкого романа воспитания на примере романа "Симплициссимус", рассматривается история создания романа "Симплициссимус", исследуются форма романа и ее смысл.