logo
Малахитовая шкатулка П.П. Бажова

7. Хозяйка медной горы

Хозяйка Медной горы - владелица земных богатств, демоническое создание; в любом контакте с ней содержится потенциальная опасность: «Хозяйка эта - Малахитница-то - любит над человеком мудровать» Бажов П. П. Сочинения: В 3 т. М., 1976. Т.1, С. 52; «Худому с ней встретиться - горе, и доброму - радости мало» Бажов П. П. Сочинения: В 3 т. М., 1976. Т.1, С. 58. В то же время очевидна женская природа Хозяйки, этим объясняется поведение мужчин: «Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень - ему, значит, и стыдно перед девкой оробеть» Бажов П. П. Сочинения: В 3 т. М., 1976. Т.1 С.52.

Малахитница ищет себе жениха, поэтому часто заманивает в свои владения молодых мастеров и испытывает их. В сказе «Травяная западенка», основанном на пародировании кладоискательских тайн, подчеркивается, что Хозяйка Медной горы «женатым не пособляет» Бажов П. П. Сочинения: В 3 т. М., 1976. Т.1 С.175. В своих поисках жениха Хозяйка использует различные мотивы, в том числе и жажду познания человеком тайны прекрасного. Малахитница испытывает мастеров - Степана, Андрюху Соленого, Данилу - на смелость («Мне как раз такого и надо, который никого не боится» Бажов П. П. Сочинения: В 3 т. М., 1976. Т.1 С.53; «Видно, Хозяйка горы смелость мою пытает. Это, говорят, у ней первое дело» Бажов П. П. Сочинения: В 3 т. М., 1976. Т.1 С .143, некорыстливость («…не обзарился ты на мои богатства…» [I, 56], верность («…не променял свою Настеньку на каменну девку…» Бажов П. П. Сочинения: В 3 т. М., 1976. Т.1 С.56. Самым трудным испытанием оказывается испытание памятью: «Все будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ - обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье мое тебе испытание будет» Бажов П. П. Сочинения: В 3 т. М., 1976. Т.1 С.56. Степан не может забыть слез «каменной девки», как не может изменить слову, данному Настеньке. Он «принимает смерть» с этими слезами, оказавшимися «редкостным камнем», - медным изумрудом - на Красногорском руднике, где встретил Малахитницу в первый раз.

Последствия контакта с Хозяйкой Медной горы проявляются в дальнейшем в жизни и смерти мастеров. Степан находит «малахитовую глыбу во сто пуд», поскольку «он все нутро горы вызнал и сама Хозяйка ему пособляла» Бажов П. П. Сочинения: В 3 т. М., 1976. Т.1 С.58. Данилу все называют «горным мастером. Против него никто не мог сделать» Бажов П. П. Сочинения: В 3 т. М., 1976. Т.1 С. 114.

Печать «потусторонности» лежит на детях мастеров - Танюшке и Митюньке. Танюшка «на заводских девчонок будто и вовсе не походит». Степан сравнивает зеленые глазки дочери с малахитом, черные волосы - с землей и зовет девочку Памяткой. Только ей впору украшения из малахитовой шкатулки, подаренной Хозяйкой Медной горы Настасье. Она, неласковая даже к членам своей семьи, «льнет» к малознакомой страннице; та называет ее «доченькой да дитятком», ни разу не поминая «крещеное имечко». Настасья же на вопрос, кем ей приходится Танюшка, отвечает: «Дочерью люди зовут». Ненароком, будто бы случайно Настасья определяет истинную - сверхъестественную, инфернальную - сущность Танюшки. Все выявленные маркеры «инаковости» позволяют предположить, что Танюшка - дочь Степана и Хозяйки. Вероятно, Малахитница подменила ребенка, что проговаривается и самой Настасьей: «Красота-то красота, да не наша. Ровно бы кто мне подменил девчонку»