Введение
сон литературный пушкин жуковский
Сон всегда был тайной, загадкой для человека, и как всякая тайна, необыкновенно привлекателен. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой Культуры. К постижению феномена сна стремилась и наука, недаром сейчас создан Институт снов.
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он - мудрый старец. В этой притче сон и явь переплетаются. Вот такое толкование этих понятий дает словарь В.И. Даля.
Сон - физическое состояние покоя и отдыха, призрачного видения; это грезы, мечты, образы.
Явь - реальная действительность, когда правильно оцениваешь понимаешь окружающее.
Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности на примере произведений русской литературы 19 в.
Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порожденного творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны лишь те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования.
Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определенная сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными. Для анализа я выбрал следующие произведения: Жуковский "Светлана"; А.С. Пушкин "Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Евгений Онегин"; Достоевский "Преступление и наказание".
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: выбор произведений, наилучшим образом отвечающих избранной теме; определений роли сна в содержании произведения. Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной, научно популярной литературой.
- Введение
- 1. Сон как литературный метод отражения действительности
- 2. Счастье - в пробуждении от сна. Роль сна в балладе Жуковского В.А. "Светлана"
- 3. Сновиденческое пространство в произведениях А.С. Пушкина
- 3.1 Пророческий сон Григория Самозванца в трагедии "Борис Годунов"
- 3.2 Сон-предсказание Петруши Гринева в повести "Капитанская дочка"
- 3.3 Сон Татьяны Лариной в романе Пушкина "Евгений Онегин"
- 4. Страшный сон Родиона Раскольникова
- Заключение