29. Массовая литература XXI века: технология или поэтика?
Массовая литература начала ХХ1 века: технология или поэтика?
Представление сложилось к началу 20 века. Адресована тем, кому адресован медийный продукт. Массовое общество – люди, которые не объединены идеей, просто живут.
Массовая литература берет свое начало с середины 19 века. Тогда возникло предположение о делении культуры в целом на высокую и низкую. Высокая – классическая культура. Значит, нужна и низкая. Отличие: высокая литература – средство духовного развития и просвещения народа, а массовая должна развлекать. В начале 20 века сформировалась аудитория массовой литературы. Высокая лит-ра адресована образованному человеку, элитарная аудитория. Безличное скопление атомизированных людей, связанных между собой формально – массовая аудитория.
Массовые тексты:
1) очень быстро создаются. Донцова – не меньше двух романов в год.
2) Низкая себестоимость производственная. Они в мягких обложках и карманного формата
3) Продукт, адресованный определенному рыночному сектору
4) Содержание должно вызывать эмоции, которых человек лишен в повседневности. Донцова пишет детективы. Люди любят, т.к. у них самих в жизни нет приключений.
5) Эмоции и переживания подтверждают, как правило, общие места
6) Отклик, вызываемый массовым текстом, не предполагает длительной духовной работы
Признаки массового текста:
1) популярность
2) простота, банальность
3) структурно-смысловая жесткость. У Донцовой героиня на последних страницах все рассказывает, как все было на самом деле.
4) Стереотипный язык. Во всех романах все одинаково. А у Бунина, например, в разных произведениях совершенно разный язык.
Основные жанры:
1) детективы
2) роман-боевик (авантюрно-приключенческий роман, в основе которого действие агрессивного характера). Главный герой такого романа – настоящий мужчина. «Джеймс Бонд» – классика этого жанра.
3) Фантастика
4) Историко-авантюрный роман. Берет начало от Дюма «Три мушкетера». В России это Акунин Борис.
5) Дамские романы
6) Популярные песни
Литература «мидл класса» - облегченный вариант современной литературы, обращение к которой не требует от читателя особых духовных и интеллектуальных усилий, но которая отличается высоким исполнительским качеством. Массовая дифференциация – сращение жанров внутри единого произведения.
Борис Акунин мастерски умеет стилизовать. Эпоху он переживает как фон. Он использует стиль как средство создания исторического фона. Его сложно отнести как к массовой, так и к высокой литературе.
- 29. Массовая литература XXI века: технология или поэтика?
- 30. Постмодернизм как литературное явление. Анализ одного произведения (по выбору студентов).
- 31. Драматургия второй половины хх века. Общая характеристика. Анализ одного произведения (по выбору студента).
- 32. Литература русской эмиграции: «первая волна»
- 33. Идейно-художественное своеобразие рассказа а. Платонова «Возвращение».
- 34. Литература русской эмиграции («третья волна»): тематические и жанровые предпочтения, поэтика, стилистика.
- 35. Феноменальность «городской прозы». Идейно-художественное своеобразие повести ю. Трифонова «Обмен».
- 36. Послевоенная литературная ситуация (произведения в. Некрасова, а. Платонова, с. Бабаевского, в. Пановой, л. Леонова и др.).
- 37. Феноменальность «военной прозы». Идейно-художественное своеобразие повести в.П. Астафьева «Пастух и пастушка».
- 38. «Оттепельная» литература (и. Эренбург, в. Дудинцев, п. Нилин, а. Яшин и др.): темы, идеи, поэтика. Перспективы литературного развития в статьях ф. Абрамова, а. Синявского, а. Амальрика.
- 39. Феноменальность «деревенской прозы». Идейно-художественное своеобразие повести в.Г. Распутина «Последний срок».
- 40. Идейно-художественное своеобразие повести л. Бородина «Третья правда».