logo
40485

Заключение

Тема Петербурга мало кого оставляет равнодушным. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.

Петербург как самый мистический и таинственный город, город-призрак, город, живущий особой ночной жизнью, город, находящийся на краю, над бездной, противопоставленный России и особенно Москве,- эти и другие черты петербургского текста реализуются во многих произведениях классической литературы XIX века. В Петербурге поражает способность города превращать в символы любое свое содержание. В символ превращается и свет, и цвет Петербурга. Легенды и мифы о Петербурге органично входят в петербургский текст, который сам продолжает творить миф о городе. Сам город, наполненный историческими воспоминаниями, подсказывал писателям разных эпох сходные темы.

Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского? Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петровских реформ: «Петербургу быть пусту!» Город, построенный на костях сотен тысяч людей, - греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города.

Итак, Петербург – трагический и фантастический город. На его улицах случается все что угодно: здесь может зародиться мысль о преступлении и найти свое завершение, а в следующий момент можно стать свидетелем сошествия Христа дабы спасти грешных, живущих в этом «аду бессмысленной и ненормальной жизни». Человеку трудно жить и дышать в этом городе, но, однако, ни у одного из героев не возникает мысль покинуть его: какая-то непреодолимая тайная сила влечет и заставляет остаться в этом «самом умышленном и отвлеченном городе на всем земном шаре».

Так ли уж плохо, что в основе жизни города лежит не реальность, а мифология? Может быть, именно благодаря этому в нем и рождается из поколения в поколение особая порода людей? Даже если своеобразие этой породы - все из той же области петербургской мифологии.

Список использованной литературы

  1. Абрамович С. Предистория последней дуэли Пушкина – С-Петербург.: Петраполис, 1994

  2. Бирон В. С. Петербург Достоевского - Л.: Свеча, 1990

  3. Гоголь Н. В. «Мертвые души» М.: Эллис лак,1997

  4. Гоголь Н. В. «Ночь перед Рождеством» - М.: Миф, 1997

  5. Гоголь Н. В. «Ревизор» М.: Эллис лак,1997

  6. Лотман Ю.М. Пушкин А. С. – С-Петербург.: Искусство – СПб, 1995

  7. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского. – Саратов, 1982

  8. Пушкин А.С. Медный всадник. Книга для чтения с иллюстрациями А.Бенуа и комментариями - М.: Русский язык, 1980

  9. Пушкин А.С. Станционный смотритель – М.: Пан Пресс, 2006

  10. Раков Ю. А. Петербург – город литературных героев - СПб.: Химиздат, 2000

  11. Якушин Н. И. Тропа к Некрасову – М.: Миф, 1987

1Абрамович С. Предистория последней дуэли Пушкина – С-Петербург.: Петраполис, 1994 с.20

2Пушкин А.С. Станционный смотритель – М.: Пан Пресс, 2006 с. 38

3Якушин Н. И. Тропа к Некрасову – М.: Миф, 1987 с.87

4Якушин Н. И. Тропа к Некрасову – М.: Миф, 1987 с.94

5Гоголь Н. В. «Мертвые души» М.: Эллис лак, 1997 с. 17

6Раков Ю. А. Петербург – город литературных героев - СПб.: Химиздат, 2000 с. 94

7Бирон В. С. Петербург Достоевского - Л.: Свеча, 1990 с.117

9