Заключение
Тема Петербурга мало кого оставляет равнодушным. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.
Петербург как самый мистический и таинственный город, город-призрак, город, живущий особой ночной жизнью, город, находящийся на краю, над бездной, противопоставленный России и особенно Москве,- эти и другие черты петербургского текста реализуются во многих произведениях классической литературы XIX века. В Петербурге поражает способность города превращать в символы любое свое содержание. В символ превращается и свет, и цвет Петербурга. Легенды и мифы о Петербурге органично входят в петербургский текст, который сам продолжает творить миф о городе. Сам город, наполненный историческими воспоминаниями, подсказывал писателям разных эпох сходные темы.
Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского? Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петровских реформ: «Петербургу быть пусту!» Город, построенный на костях сотен тысяч людей, - греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города.
Итак, Петербург – трагический и фантастический город. На его улицах случается все что угодно: здесь может зародиться мысль о преступлении и найти свое завершение, а в следующий момент можно стать свидетелем сошествия Христа дабы спасти грешных, живущих в этом «аду бессмысленной и ненормальной жизни». Человеку трудно жить и дышать в этом городе, но, однако, ни у одного из героев не возникает мысль покинуть его: какая-то непреодолимая тайная сила влечет и заставляет остаться в этом «самом умышленном и отвлеченном городе на всем земном шаре».
Так ли уж плохо, что в основе жизни города лежит не реальность, а мифология? Может быть, именно благодаря этому в нем и рождается из поколения в поколение особая порода людей? Даже если своеобразие этой породы - все из той же области петербургской мифологии.
Список использованной литературы
Абрамович С. Предистория последней дуэли Пушкина – С-Петербург.: Петраполис, 1994
Бирон В. С. Петербург Достоевского - Л.: Свеча, 1990
Гоголь Н. В. «Мертвые души» М.: Эллис лак,1997
Гоголь Н. В. «Ночь перед Рождеством» - М.: Миф, 1997
Гоголь Н. В. «Ревизор» М.: Эллис лак,1997
Лотман Ю.М. Пушкин А. С. – С-Петербург.: Искусство – СПб, 1995
Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского. – Саратов, 1982
Пушкин А.С. Медный всадник. Книга для чтения с иллюстрациями А.Бенуа и комментариями - М.: Русский язык, 1980
Пушкин А.С. Станционный смотритель – М.: Пан Пресс, 2006
Раков Ю. А. Петербург – город литературных героев - СПб.: Химиздат, 2000
Якушин Н. И. Тропа к Некрасову – М.: Миф, 1987
1Абрамович С. Предистория последней дуэли Пушкина – С-Петербург.: Петраполис, 1994 с.20
2Пушкин А.С. Станционный смотритель – М.: Пан Пресс, 2006 с. 38
3Якушин Н. И. Тропа к Некрасову – М.: Миф, 1987 с.87
4Якушин Н. И. Тропа к Некрасову – М.: Миф, 1987 с.94
5Гоголь Н. В. «Мертвые души» М.: Эллис лак, 1997 с. 17
6Раков Ю. А. Петербург – город литературных героев - СПб.: Химиздат, 2000 с. 94
7Бирон В. С. Петербург Достоевского - Л.: Свеча, 1990 с.117