Пьеса «Вишневый сад».
Вопросы для разбора и анализа текста:
Смысл заглавия пьесы.
Образы Раневской и Гаева (дворянство).
Образ Ермолая Лопахина.
Молодое поколение в пьесе (Петя Трофимов, Аня)
За кем из героев будущее?
Почему пьеса – комедия?
В чем конфликт пьесы?
Почему забыт Фирс?
Общее и различие героев Анны и Пети Трофимова?
В чем смысл этих героев?
Почему действие происходит в детской?
Слышат ли герои друг друга?
Почему герои отказываются от помощи Лопахина?
Образ вишневого сада.
В чем трагедия героев?
Какова позиция автора?
Почему герои возвращаются в Париж, если любят Россию?
Здесь важен подтекст, поэтому большое количество авторских ремарок. Детали имеют символическое значение: комната, которая до сих пор называется детской – читатель видит, что время застыло – мотив ускользающего, уходящего времени, которое оставляет героев «за бортом». Чехову важно показать невозможность вернуться к счастливому прошлому, и поэтому, действие, 4 акта пьесы проходят в той же детской, где сняты занавески, портреты; вся мебель свалена в угол, а посреди комнаты лежат чемоданы. С помощью ремарок Чехов передает смысловые оттенки диалогов. Паузы придают хаотичность, бессвязанность, точно герой не знает, что скажет в следующую минуту.
Диалоги очень необычны, они напоминают диалоги глухих, и в этом огромный художественный смысл – диалоги показывают своеобразие отношений между героями, отсутствие возможностей у людей понять друг друга. Причины разногласий лежат не в практической области, а в иной сфере.
В этой пьесе особое понятие конфликта – все герои несчастны, смешны и трогательны, герои – недотепы. Намерения, слова героев хороши, но результаты расходятся с их намерениями «все они недотепы». А Епифанов – это пародия на каждого персонажа.
Символика пьесы – уходящая в прошлое сломанная жизнь и неспособность героев изменить это. Здесь большое количество и символических персонажей, например, Шарлота – не знает прошлого и боится будущего. Поэтому основной конфликт этой пьесы – конфликт между героями и самой жизнью, разбивающей их планы, ломающей их судьбы и жизни, он (конфликт) не выражен в борьбе против кого – либо, кто хочет погубить обитателей имения. Поэтому конфликт уходит в подтекст.
Стук топора – основной символ – символ течения, изменения жизни к лучшему, и только Фирс остается предан старой жизни, неспособен к принятию ее изменений, и поэтому он остается забытым в старом доме.
Особо интересен образ сада. На страницах пьесы мы видим три сада, что является несомненным символом времени, олицетворением жизни: сад Раневской и Гаева – это сад прошлого, где они маленькие дети, жива их маменька, они счастливы. Эти герои так и остались в том саду и не хотят видеть изменений. Сад Лопахина, сад настоящего, где нужно строить счастливую экономическую жизнь России, готовить платформу к саду будущему – к саду Ани и Пети Трофимова, саду жизни будущего, жизни души, где не будет экономических проблем, жизни, которая соединит в себе все прекрасное и хорошее из дворянского прошлого и экономического настоящего – то есть фундамента прекрасного будущего.
По сути эта пьеса – вершина творчества Чехова великолепнейшая философская смысложизненная и жизнеосмысляющая пьеса.