2. Творчество ф.М. Достоевского (10 часов)
Мировое значение литературного наследия Ф.М. Достоевского. Достоевский в отечественном и западном литературоведении. Периодизация творчества. Роман «Бедные люди»: появление «нового Гоголя». Традиции «натуральной школы»: образ «маленького человека» и его версия в романе Достоевского: «каприз», «амбиция», эпистолярная форма как залог психологического самораскрытия персонажа. Самосознание героя: «Бедные люди» как первый полифонический роман Достоевского. Символика личных имен и типология главных героев. Фабульный уровень поэтики романа. Система литературных аллюзий как особенность построения текста: обработка пушкинских и гоголевских сюжетов. Двойничество в романе: триады персонажей Макар Девушкин – чиновник Покровский – Горшков; Варя Доброселова – Петр Покровский – Петенька Горшков. Повесть «Двойник»: становление «фантастического реализма». Источники сюжета: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Мировые и национальные истоки мотива двойничества: демократическая сатира XVII в., «Повесть о Горе-Злочастии» как типологическая основа повести Достоевского. Эзопов язык произведения: «Двойник» и царствование Николая I (образ Рутеншпица, мотивы самозванства). «Записки из Мертвого дома». Синтез очерковости и мифопоэтики: «Записки…» у истоков «сибирского» мифа русской литературы. Проблема народа: становление почвеннического мировоззрения Достоевского. Коллизия дворянина (Горянчикова) и простолюдина. Соприкосновение интеллигента с народной массой: идеологические и мифологические обертоны сюжета («конклавные» сцены разборки барок, мытья в бане, театрального представления и т.д.). Проблема преступления и типы каторжников в «Записках…». Роман «Униженные и оскорбленные» как художественная лаборатория великого пятикнижия. Параллелизм сюжетов, значение детективной интриги, роль «хищного типа» в психологическом мире романа. Концепция отцовства и образы «случайной семейки». «Записки из подполья» как этапный текст Достоевского. Образ героя-идеолога, специфика его взаимоотношений с «идеей». Литературные корни Подпольного. Проблема «антигероя». «Записки из подполья» как шаг к роману нового типа. Конфликт и фабула «Записок из подполья». Идейные составляющие конфликта: полемика с Просвещением. Концепты «науки», «формулы», «цивилизации», «хрустального здания» как объекты разоблачения. Психоанализ Достоевского: обнаружение разрушительных и саморазрушительных энергий в типе Подпольного. «Преступление и наказание» как начальный текст пятикнижия. Проблематика и основные идеи произведения. Социальное и духовно-философское измерения конфликта романа. Проблема преступления: мир романа как тотально преступный. Социально-философская полемика: вопрос о «революционном» насилии и социализме. Поэтика и мифопоэтика: литературные, религиозные и мифологические корни романа. Притча о Лазаре и ее моделирующее значение для сюжета и истории главных героев. Экспансия мотивов смерти; «смертельная» тема в образах Раскольникова и Сони. Символические этапы раскаяния и «воскресения» Раскольникова. Трактовка убийства как преступления против земли и женского начала: «женское» как культурно-символический слой в поэтике «Преступления и наказания». Система образов героинь-женщин и двойнические отношения в этой системе (Дуня – Лизавета – Соня). Идеологические и этические двойники Раскольникова (Лужин – Свидригайлов – Лебезятников). Раскольников и Разумихин: проблема выбора в судьбе главного героя. Значение «Преступления и наказания» для творчества Достоевского. Роман «Бесы»: злободневно-политический и литературный контекст произведения. Революционные кружки 60-70-х гг., «нечаевское» дело и русский антинигилистический роман. Литературно-философский контекст «Бесов»: идейное и «естественное» происхождение революционера. «Человек сороковых годов» и его потомки в 60-70-е гг. С.Т. Верховенский и его прототип Т.Н. Грановский; пародийная пара Кармазинов – И.С. Тургенев. Истинная биография революционера: обсценные мотивы в образе П.С. Верховенского. Композиционная структура романа, проблема героя, проблема «идеи», типология «бесовства». Н. Ставрогин и его идейные проекции (Верховенский-мл. – А. Кириллов – И. Шатов). Символический финал произведения: образ книгоноши и ее роль в последнем путешествии Верховенского-ст. «Братья Карамазовы» как итоговый роман Достоевского. Конфликт и символическая топография романа: монастырь, скит, город Скотопригоньевск. Христианские коды к пониманию художественной структуры произведения. Образ рассказчика. Образ главного героя как героя-«медиатора». Два сюжета в повествовании. Агиографические черты в образе Алексея Карамазова. «Легенда о великом инквизиторе» как метатекст романа. Философская проблематика. Проблема чуда. Чудо в философской системе «Легенды о великом Инквизиторе». Проблема греха. Образ Ивана Карамазова. Грех в философской системе «Легенды о великом Инквизиторе». Проблема рационализма и социализма. Социальный смысл «Легенды о великом Инквизиторе». Проблема красоты. Женские образы. Образ Смердякова в перспективе агиографической поэтики текста. Проблема отцовства и ее символико-архетипические коннотации: образы Федора Павловича, Григория Кутузова, капитана Снегирева. Значение творчества Достоевского для русской и мировой культуры XX века. Достоевский и модернизм.