logo
Лермонтов для очников

Своеобразие и эволюция лирического героя в поэзии Лермонтова

Пути и проблемы развития литературного процесса в 30-е годы. Лермонтов как поэт, замыкающий литературную эпоху. Проблема самостоятельности творчества Лермонтова. Идеи эклектичности, протеизма лермонтовского творчества как попытки дезавуировать его бунтарский, протестующий дух. Пафос творчества поэта.

Своеобразие лермонтовского героя. Лирический герой поэзии Лермонтова и формы воплощения его лирического «я». Обостренное чувство личности, ощущение исторической несвоевременности, вселенский масштаб отрицания, вражда с небом, «светом», толпой, убежденность в роковой предназначенности судьбы. Исповедальный и провиденциальный характер ранней лирики. Стремление к самопознанию. Космическое мироощущение лирического героя («Ангел», «Звезда», «Когда в покорности незнанья»). Сосредоточенность на проблеме личности и ее высшего жизненного назначения («Нет, я не Байрон», «1831-го июня 11 дня»). Двойственность, противоречивость героя: тяготение к идеалу и невозможность его, тоска по земному счастью и отрицание ценностей земного бытия («Земля и небо»).

Переход к новым, реалистическим принципам письма в лирике позднего периода: от отвлеченно-романтического, субъективно-романтического изображения действительности к объективному, бытовая, психологическая и социальная конкретизация, включение героя в конкретно-историческую и общественную среду («Бородино», «Родина» , «Умирающий гладиатор», «Валерик», «Прощая, немытая Россия», «Завещание», «Дума» и др.). Переключение внимания на общий трагизм бытия. Объективизация лирического сознания, обогащение лирики мыслью, преобладание повествовательных интонаций, развитие сюжетности («Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «Тамара»). Отказ от внешних эффектов, появление героя с демократическим сознанием («Завещание», «Родина» и др).