logo
Рабочая программа для журналистов

Тема 18. Литература русского зарубежья 20- 50-х годов.

Литература русского зарубежья первой и второй волны. Причины возникновения, характерные черты, творческие принципы, основные имена. Владимир Набоков (1899-1977): родина в сердце («Машенька» - 1926, «Подвиг» - 1932 и др.); тема таланта, творчества («З Литература Русского зарубежьяпервой волнывозникла после Октября 1917 года. Около 200 тысяч русских людей оказались в Константинополе, десятки тысяч ушли в Китай с армиями Колчака и Каппеля. Среди эмигрантов находились русские писатели. В первых рядах покинули Россию Бунин, Мережковский, Гиппиус, Аверченко, Бальмонт, Дон-Аминадо, Зайцев, Куприн, Осоргин, Вяч. Иванов, Ремизов, Северянин, А. Толстой, Тэффи, И. Шмелев, Саша Черный, Цветаева, Алданов, Адамович, Ходасевич и др. Русские писатели первой волны эмиграции осознавали себя хранителями и продолжателями русской национальной культуры, видели свой долг в сохранении гуманистических традиций классиков русской литературы – Пушкина, Толстого, Достоевского. Мережковский о русской эмиграции: «Мы не в изгнании, мы в послании».

Лейтмотивов всей русской литературы за рубежом проходит тема России, тоски по ней, воспоминания о ней. Бунин «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева». З. Гиппиус: «Если кончается моя Россия – я умираю». Воспоминание о России: Шмелев «Богомолье», «Лето Господне»; Б. Зайцев «Путешествие Глеба», А. Толстой «Детство Никиты». Исторический роман и роман-биография: романы Марка Алданова, Михаила Цетлина, Нина Берберова. Основная темалитературы эмиграциижизнь самой эмиграции. Широкое распространение приобретает бытовая проза: Ирина Одоевцева («Ангел смерти» - 1929, «Изольда» - 1931, «Зеркало» - 1939). Аверченко, Тэффи, Дон-Аминадо писали о жизни русской эмиграции, соединяя драматизм и комизм, лирику и юмор. Старшее поколение сохраняло привязанность к чистому литературному языку, к неореализму рубежа веков. Центры русского зарубежья первой волны: Константинополь, затем Прага, затем Берлин и, наконец, с 1923 года - Париж. Восточным центром русской литературной эмиграции был Харбин. Наиболее сегодня известные «харбиновские» поэты Валерий Перелешин, Арсений Несмелов. Владимир Набоков (1899-1977): родина в сердце («Машенька» - 1926, «Подвиг» - 1932 и др.); тема творчества – «Защита Лужина». Исторические романыМарка Алданова (1886-1957):«Святая Елена, маленький остров» (1921), «Девятое термидора» (1921-22), «Чертов мост» (1924-1925), «Заговор» (1926-1927) – книга «Мыслитель». Человек и его место в исторической иерархии. Пушкинские традиции в изображении исторических событий: изображение истории «домашним образом». Отражение истории на судьбе простых людей. Философия случая в понимании Алдановым истории. Гуманизм писателя.

Дмитрий Мережковский (1865-1941) «Записная книжка», Зинаида Гиппиус (1869-1945) «Петербургский дневник», История моего дневника», «Серый блокнот» вошли в книгу «Царство Антихриста» (Мюнхен, 1921 год).

Иван Шмелев (1873-1950). «Самый русский из писателей», - сказал о нем Бальмонт. «Солнце мертвых» - 1925, «Богомолье» - 1931-1948), «Лето Господне» (1033-1948).

Вторая волна русской эмиграции пришлась на период Великой отечественной войны и послевоенный период.. Среди русской эмиграции поэты Иван Елагтин, Ольга Анстей, Дмситрий Кленовский, Борис Нарциссов, Игорь Чиннов, прозаики Сергей Максимов, Владимир Марков, Борис Ширяев, поэты и прозаики Николай нароков и Николай Моршен (отец и сын Марченко). С первой волной эмиграции их объединяло

1)политическое неприятие советской реальности и 2) связь с дореволюционной русской культурой. Наибольший вклад в развитие литературы второй волны эмиграции приналдежит поэтам. Центр литературной эмиграции в 40-е годы - Мюнхен.

Печатные издания: в 1946 году появляется «журнал литературы, искусства и общественной мысли» «Грани».

Иван Елагин (1919-1987)– один из самых заметных поэтов второй волны. Родился во Владивостоке. Память о репрессированном отце стала основным лейтмотивом творчества. После немецкого лагеря Шлейсгейм остался в Мюнхене. В 1947 году вышла первая книжка «По дороге оттуда», в 1948 – «Ты, мое столетие». В 1950 – в Америке, в США. Получил докторскую степень. Преподавал в колледже Мидлсбери и в Питсбургском университете. 1963 «Отсветы ночные».

Николай Моршен (род. 1917)В 1944 оказался в Германии. С 1950 года живет в Калифорнии. Печатается с 1948. Вышли книги «Тюлень» - 1959, «Двоеточие» - 1967, «Эхо и зеркало» - 1979, «Собрание стихов» - 1996. Поиск поэтом антитезы «железному веку». Мотив бессмертия души: «Я смерть трактую не как точку// Как двоеточие» («Шагаю путаной долрогой»). Тема личности, ее выбора и свободы, тема поэта и поэзии – ведущие темы творчества поэта. Своеобразие поэтики: энергичный ритм, четкие повторы, короткие фразы, использование тире, вопросов, восклицаний. Метафоричность. Виртуозность рифмы и фонетических повторов внутри одной строки или строфы. Светлая, радостная тональность поэзии Моршена.

Планы семинарских занятий.