Драматургия советских лет. Жанр "семейной драмы". Социальная психология в сюжете и характерах пьесы "Егор Булычев и другие".
Горький как основоположник реализма социалистической идеологии. Статья "Советская литература".
Значение романа "Мать" и пьесы "Враги" в литературной и общественной борьбе.
"Богостроительство" Горького (повесть "Исповедь").
Романы "Дело Артамоновых" и "Жизнь Клима Самгина" как произведения о русской действительности в ее революционном развитии. "Жизнь Клима Самгина" как "энциклопедия русской жизни", роман-эпопея. Проблема авторской позиции.
Документальная проза Горького. Очерки "Лев Толстой" и "В. И. Ленин". Жанр литературного портрета. Проблематика "Несвоевременных мыслей". Цикл "По Советскому Союзу" и статья "Если враг не сдается…". Статьи о литературе.
Гражданская драма Горького. Дискуссия о "новом Горьком".
С. Есенин (1895-1925).
Крестьянская Русь в раннем творчестве ("Поет зима - аукает…", "Гой ты, Русь…", "Устал я жить в родном краю…").
Идейное разногласие стихов о советской России ("Я последний поэт деревни…", "Русь советская" и др.). Метафизика революции в поэмах 1916-1918 гг. (поэма "Инония").
Лиро-эпос "Анна Снегина", идейное содержание и поэтика. Стихотворные поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев". Особенности образа лирического героя в "Москве кабацкой".
Интимная лирика. "Персидские мотивы". Эстетика С. Есенина. "Ключи Марии".
В. Маяковский (1893-1930).
Футуристический дебют: "Ночь", "Утро", ”А вы могли бы?”, литературные декларации.
Поэма "Облако в штанах" как программное произведение. Проблематика, композиция, лирический герой. Романтический пафос творчества ("Надоело", "Дешевая распродажа", “Послушайте”, “Вам!”, “Революция. Поэтохроника”). Трагедия “Владимир Маяковский”.
Лирика в период революции ( "Ода революции", "Левый марш"). Концепция человека ("Товарищу Нетте…", “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”, поэма "Человек", "Флейта-позвоночник").
Стихи о «месте поэта в рабочем строю»: “Сергею Есенину”, “Разговор с фининспектором ”, “Во весь голос”.
Поэмы "Люблю", "Про это". Личное и общественное в поэмах. Трагические мотивы в поэме "Про это".
Реализм и революционная романтика в поэмах "Владимир Ильич Ленин" и "Хорошо".
Сатира Маяковского ("О дряни", "Прозаседавшиеся", "Подлиза"). Дореволюционные "гимны": "Гимн ученому", "Гимн критику" и т.д.
Пьесы "Клоп" и "Баня". Их идейное содержание и художественные особенности. Гражданская трагедия Маяковского.
А. Ахматова (1889-1966).
Акмеистическая лирика. Книги стихотворений "Вечер", "Четки", "Белая стая". Особенности художественного мира, основные мотивы лирики.
Поэзия Ахматовой в годы революции и гражданской войны. Лирическая книга "Подорожник".
Идейное содержание и художественные особенности "Реквиема".
Военная лирика Ахматовой.
Идейно-художественное своеобразие "Поэмы без героя".
Личностный мир, история, философия в лирике 1950-1960 гг.
Итоговый сб. "Бег времени".
Поэтика Ахматовой.
О. Мандельштам (1891-1938).
Связи ранней лирики с поэзией позднего символизма. Книга стихотворений «Камень». Поэзия Мандельштама и традиции мировой культуры. Стихи как «поэзия поэзии». Сб. “Tristia”. Расхождение со вторым “Цехом поэтов”.
Лирика первой половины 1920-х гг. От оправдания революции (“Прославим, братья, сумерки свободы…”) до темы одиночества лирического героя в Стране Советов (“1 января 1924” и др.).
Проза Мандельштама («Шум времени», «Египетская марка»).
Поэзия 1930-х гг. Мотивы отчаяния. «Мы живем, под собою не чуя страны…».
Воронежские стихи. Раздвоенность лирического героя. «Стансы», «Ода Сталину». Трагическая судьба поэта.
М. Цветаева (1890-1941).
Внегрупповая литературная позиция М. Цветаевой. Первые книги «Молитва», «Волшебный фонарь», «Из двух книг». Импрессионистичность поэтики. Дневниковость лирики. Поэзия 1913-1915 гг. - от условности к реальности.
«Лебединый стан». Революционная Россия в историческом контексте: темы самозванства, невинной крови. Метафизическое содержание образа Белой гвардии. Образ лирической героини. Проза о революционной России. «Октябрь в вагоне».
Интимная лирика 1920-х гг.
Эмиграция и возвращение на родину.
Поэмы Цветаевой «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма лестницы». Романтика. Цикл стихов о Чехии.
Трагедия гибели.
А. Платонов (1899-1951).
"Прекрасный и яростный мир" революционной России в изображении Платонова: "Сокровенный человек", "Родина электричества", "Фро". Сомнения в гуманистических ценностях революции. "Усомнившийся Макар".
Переплетение социально-исторических и универсалистских взглядов в художественном мире Платонова. Повести "Ювенильное море" и "Город Градов".
Конкретно-историческая и философская проблематика романа "Чевенгур". Жанрово-композиционное своеобразие. Трагическое и комическое.
Идейно-художественные особенности повести "Котлован".
Творчество Платонова в годы войны.
Стиль и язык А. Платонова.
М. Булгаков (1891-1940).
Первые рассказы. "Записки юного врача". Сатира. Идейно-художественные особенности повестей "Собачье сердце" и "Роковые яйца".
Изображение гражданской войны в романе "Белая гвардия". Автобиографическая повесть "Тайному другу" и памфлет "Театральный роман".
Драматургия М. Булгакова. Гражданская война в драмах "Дни Турбиных" и "Бег". Булгаков - комедиограф ("Зойкина квартира").
Социально-философская проблематика в коллизиях драм "Кабала святош" ("Мольер") и "Последние дни" ("Пушкин").
"Мастер и Маргарита". Социально-философская проблематика. Многоплановость композиции. Критическое изображение литературной среды 1920-1930 гг. Образ Мастера. Дискуссия о романе в критике 1960-1980-х гг.
В. Набоков (1899-1977)
Особенности пути в мировой литературе. «Европейский период» творчества – 1920-1930 гг. Набоков – поэт. Тема России в поэзии. Понятие литературы как феномена языка. Творчество на русском языке. Новеллы «Возвращение Чорба», романы «Защита Лужина», «Машенька», «Камера Обскура». Роман «Приглашение на казнь» как роман-антиутопия.
Роман «Дар». Тема эмигрантской современности. Прием текста в тексте.
«Русская тема» в творчестве писателя. Роман «Другие берега». Тема памяти.
Американский период творчества. Англоязычная проза. Переводческая работа.
Модуль II.
Литература середины 1930-х - середины 1950-х гг.
При изучении данного модуля студентам необходимо осмыслить феномен окончательного раскола русской литературы на три подсистемы – литературу метрополии, диаспоры и потаенную литературу, а также смену художественной парадигмы, приведшей к вытеснению художественного кода рубежа веков «художественным языком» социалистического реализма. Кроме того, принципиального нового аналитического подхода требует для себя литература периода Великой Отечественной войны и следующего за ней десятилетия. Для достижения поставленной задачи им необходимо овладеть знаниями об основных компонентах и элементах историко-литературного процесса данного периода, используя при этом компетенции аналитиков литературного произведения конкретного автора. В контексте данного модуля для студентов крайне актуальным становится синтетический подход к литературному процессу и с точки зрения обстоятельств эксталитературного, социально-политического плана, и с позиции учета имманентно присущих литературе законов развития и функционирования.
Окончательное оформление монистической концепции советской литературы в середине 1930-х годов как следствие реализации тенденции монологизации и идеологической унификации всех сфер общественной жизни. Союз писателей СССР и Первый съезд советский писателей (1934 г.). Окончательное оформление эстетики метода социалистического реализма. Содержание дискуссий о социалистическом реализме, вульгарном социологизме, литературном языке (1934), формализме (1936). Постановление ЦК ВКП (б) от 2 декабря 1940 г. «О литературной критике и библиографии» как своеобразная веха, завершающая 1930-е годы.
Формирование третьей подсистемы русской литературы ХХ века – потаенной литературы.
Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.
Особенности развития русской прозы во второй половине 30-х годов.
Документально-историческая тенденция в прозе 1930-х гг. ("Дмитрий Донской" С. Бородина, "Петр Первый" А. Толстого, "Степан Разин" С. Злобина, "Пушкин" Ю. Тынянова, «Преображение России» С. Сергеева-Ценского, «Даурия» К. Седых, «Емельян Пугачев» В. Шишкова).
Пьесы-хроники Н. Погодина. Культ Ленина в них ("Человек с ружьем", "Третья патетическая" и др.).
Проблематика и герои социально-психологических драм "Машенька" А. Афиногенова, "Обыкновенный человек", "Метель" Л. Леонова.
Пьесы-сказки Е. Шварца ("Голый король", "Снежная королева", "Тень").
Литература СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Принципы патриотизма и народность в освещении войны.
Песенное творчество военных лет (М. Исаковский, А. Сурков, В. Лебедев-Кумач, А. Фатьянов и др.).
Мотивы Родины и народа, природы и истории в лирике периода войны. Своеобразие их поэтического воплощения у К. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»), Д. Кедрина («Весь край этот, милый навеки…»), П. Шубина и др.
Тема борьбы с фашизмом, защиты культуры и цивилизации. Идеи активного гуманизма в стихах А. Суркова, И. Сельвинского, М. Светлова. Война в творчестве А. Твардовского, А. Ахматовой, Б. Пастернака. Тема любви и верности у К. Симонова (цикл «С тобой и без тебя»), С. Щипачева («Строки любви»), М. Алигер, О. Берггольц и др.
Лирика «фронтового поколения» (М. Дудин, М. Луконин и др), поэтов, погибших на войне (Н. Майоров, М. Кульчицкий, А. Лебедев и др.).
Развитие стихотворной сатиры.
Лиро-эпос военных лет («Россия» А. Прокофьева, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Сын» П. Антокольского). «Василий Теркин» А. Твардовского как произведение народно-героического эпоса.
Рассказ, повесть, роман и их жанрово-стилевые модификации в литературе 1940-х гг. Художественная правда в прозе о Великой Отечественной войне. Публицистика и очерки А. Толстого («Разгневанная Россия», «Стыд хуже смерти»), И. Эренбурга («Оправдание ненависти» и др.), Л. Леонова («Неизвестному американскому другу»), рассказы М. Шолохова («Наука ненависти», «Судьба человека»).
Социально-психологическая проза 1940-х гг. Опыт эпического освещения войны в повестях и романах военных лет («Волоколамское шоссе» А. Бека, «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Дни и ночи» К. Симонова, «Они сражались за родину» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева). Историческая проза Великой Отечественной войны. Изображение воинских традиций и подвига русского народа в романах В. Яна «Батый», С. Сергеева-Ценского «Брусиловский прорыв», А. Степанова «Порт-Артур».
Драматургия Великой Отечественной войны. Драматический триптих 1942 г. – «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука.
Психологическая драма («Офицер флота» А. Крона, 1-я редакция «Вечно живых» В. Розова, «Метелица» В. Пановой).
Историческая драматургия военных лет. Дилогия А. Н. Толстого об Иване Грозном, стихотворные трагедии И. Сельвинского.
Кинодраматургия 1930-1940-х гг.
Послевоенная поэзия. Концепция победы и жертвы в войне, тема родины в стихах А. Твардовского («Я убит подо Ржевом», «Война – жесточе нету слова…», «Перед войной, как будто в знак беды…», «В тот день, когда окончилась война»), М. Исаковского («Враги сожгли родную хату» в контексте уничтожающей его критики), С. Орлова («Его зарыли в шар земной…»), С.Гудзенко («Атака»). Поэма А. Твардовского «Дом у дороги».
Сложность и противоречивость поэтического развития послевоенных лет (нападки на произведения А. Ахматовой, Н. Асеева, Л. Мартынова, М. Исаковского, С. Орлова и др.). Признаки обновления, наметившиеся в поэзии к середине 1950-х гг.
Послевоенные повести о войне («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой, «Звезда» Э. Казакевича). Их роль в развитии «военной прозы» конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Состояние драматургии во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Нравственно-психологические коллизии в пьесах «За тех, кто в море!» Б.Лавренева, «Под каштанами Праги» К. Симонова и др.
Социально-философская драма Л. Леонова «Золотая карета» (1-я редакция) как наиболее значительное произведение послевоенной драматургии.
Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» от 14 августа 1946 г., а также ряд последовавших за ним постановлений, предопределивших начало нового, послевоенного, этапа общественно-литературной жизни.
Период второй половины 40-х – первой половины 50-х годов как окончательное «оледенение» литературной и культурной ситуации.
«Теория бесконфликтности» и первые попытки ее преодоления в начале 1950-х гг. (отчетный доклад Маленкова ХIХ съезду КПСС о том, что «Нам нужны советские Гоголи и Щедрины»).
Роль ХХ съезда КПСС в развитии литературы. Общественно-политическая «оттепель» и художественная литература. Второй Всесоюзный съезд советских писателей и его материалы.
Поэты и писатели в литературном процессе.
М. Шолохов (1905-1984).
"Донские рассказы", "Лазоревая степь" в новеллистике 1920-х гг.
Творческая история романа-эпопеи "Тихий Дон". Семья Мелеховых в идейно-художественной структуре. Образ Григория Мелехова. Истоки его трагедии. Проблема трагического в эпопее и споры о ней. Народ и личность. Народ и революция. Мир людей и мир природы. Объективность в изображении реальных исторических героев романа-эпопеи. Литературно-критическая полемика вокруг "Тихого Дона".
Творческая история "Поднятой целины". Система образов в романе, характер разрешения конфликта и проблема художественной правды. Проблема личности и истории, народа и власти.
Рассказ "Наука ненависти". Народные характеры в главах из романа "Они сражались за Родину". Русский человек в рассказе "Судьба человека".
Публицистика Шолохова ("Слово о Родине", "Гуманист тот, кто борется»).
А. Толстой (1883-1945).
Ранние поэзия и проза. Фольклорные мотивы ("За синими реками", "Сорочьи сказки"). Сатирическое изображение дворянского усадебного мира ("Приключение Растегина", "Мишука Налимов").
Негативное восприятие Октябрьской революции. Пьеса "Смерть Дантона". Эмиграция.
Литературные искания 1920-х гг.: "Голубые города", "Аэлита".
Россия и революция в трилогии "Хождение по мукам". Главная тема - судьба России, интеллигенция и революция. Жанрово-стилевые особенности. Политическая конъюнктура в повести "Хлеб".
"Петр Первый". Особенности замысла. Идейно-художественное своеобразие.
Великая Отечественная война в изображении А. Толстого ("Русский характер", "Разгневанная Россия").
Б. Пастернак (1890-1960).
Творческая программа поэта в книге "Сестра моя - жизнь". Поэмы о революции "Высокая болезнь", "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт".
Проза 1920-начала 1930-х гг.
Природа и человек. Книга "На ранних поездах".
Общечеловеческие мотивы в посвящениях "Анне Ахматовой", "Марине Цветаевой", "Брюсову", стихотворениях "Хлеб", "Ева". Идейно-худо-жественное своеобразие циклов "Второе рождение", "Когда разгуляется".
Эпоха и человек в романе "Доктор Живаго".
Вопросы для самоконтроля:
К модулю 1
В чем суть феномена первой волны русской эмиграции?
На какие три подсистемы начинает делиться русская литература после Октябрьской революции?
Какие литературные группы 1920-х годов вы знаете?
Борьбой каких двух противоположных тенденций в сфере государственного руководства литературой и культурой характеризуются 20-е годы (с 1917 по начало 1930-х годов)?
Какие эмигрантские произведения о гражданской войне и революции вы знаете?
В чем разница идейно-эстетических позиций Серапионовых братьев и ЛЕФа?
К чему призывали конструктивисты?
Почему современное литературоведение относит творчество С. Есенина к контексту постсимволизма?
Какое произведение С. Есенина, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой, считается во многом итоговым для его творчества и почему?
В чем проявляются особенности художественного мифологизма в лирике М. Цветаевой?
Каковы две основные тенденции в поэзии 1920-х годов?
В каких произведениях 1920-х годов выведен в качестве центрального образ народной массы?
Как проявило себя общечеловеческое и классовое в романтической прозе 1920-х годов?
В каких произведениях 1920-х годов гражданская война изображена в контексте трагического миропонимания?
Какова историософская концепция революции в романе Б. Пильняка «Голый год»?
С какими событиями была связаны первая «волн» русской эмиграции?
В чем проявляется трагизм образа Григория Мелехова в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»?
В чем особенность архитектоники романа А. Платонова «Чевенгур»?
Каков «человек эпохи Москвошвея» в стихах О. Мандельштама 1930-х годов?
В каких своих произведениях М. Булгаков обращается к теме «художник и власть»?
В каких произведениях первой половины ХХ в. авторы обращаются к теме Первой мировой войны?
К модулю 2
Что такое соцреализм и какой роман считался первым его образцом?
В чем суть эстетических принципов социалистического реализма?
Что такое «потаенная литература». Какие произведения можно считать феноменами такой литературы?
Какое жанровое определение дал М. Горький своей книге «Жизнь Клима Самгина» и почему?
Какой период в жизни и творчестве А. Ахматовой считается самым трагическим? Что было создано поэтессой в этот период?
Как воплотилась в творчестве А. Ахматовой тема Великой Отечественной войны?
С какими событиями была связана вторая «волна» русской эмиграции?
Какие поэмы Б. Пастернака посвящены теме революции?
Каковы две тенденции в драматургии 1930-х годов?
Какие жанры выдвинулись на передний план в прозе периода Великой Отечественной войны?
Какие жанры преобладали в поэзии периода Великой Отечественной войны?
Какие произведения послевоенного десятилетия можно назвать крайне значимыми для истории русской литературы?
Что такое «теория бесконфликтности» и в каких произведениях она нашла свое воплощение?
Какое стихотворение М. Исаковского вызвало острую критику и почему?
Как в современном литературоведении определяют жанровое своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Как повлиял ХХ съезд КПСС на развитие отечественной литературы 20 века?
- Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история русской литературы хх века. Часть 2 (1920-сер 1950-х гг.)» цикла опд по специальности журналистика
- 1. Пояснительная записка к курсу
- 2. Рабочая учебная программа по курсу «История русской литературы. Часть 2 (1920 - сер. 1950-х гг.)»
- Драматургия советских лет. Жанр "семейной драмы". Социальная психология в сюжете и характерах пьесы "Егор Булычев и другие".
- 3. Рекомендуемая литература к курсу
- 3.1. Художественные тексты:
- 3.2.Учебная литература
- 3.3. Научная литература
- 3.5. Справочные издания
- Казак в. Лексикон русской литературы хх века. - м., 1996.
- 4. Планы практических занятий:
- Тема 1: Литературные группировки в 1920-е гг.: теоретические программы и творческая практика.
- Тема 2: Теоретическая платформа и творческая практика группы «обэриу».
- Тема 3. Поэзия в. Маяковского советской эпохи
- Тема 4. Поэзия Анны Ахматовой
- Тема 5. Эстетика м. Шолохова в проблематике романа-эпопеи
- Тема 6. Художественный мир романа а. Платонова «Чевенгур»
- Тема 7. Творчество м. Цветаевой.
- Тема 8. Роман и. Бунина «Жизнь Арсеньева»
- Тема 9. Поэзия Осипа Мандельштама
- Тема 10. Эпос и лирика б. Пастернака: роман «Доктор Живаго»
- Тема 11. Роман м. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- 5. Задания для самостоятельной работы
- 5.1.Групповые тематические консультации
- Тема 1: Литературный портрет поэта периода Великой Отечественной войны.
- 5.2. Темы письменных работ
- 5.3. Вопросы к зачету
- 6. Глоссарий
- 8. Образец контрольной тестовой работы по курсу